Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88

Работа содержит 1 файл

Балукова ДИПЛОМ (4).doc

— 793.00 Кб (Скачать)

  «Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания населения  (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области)» 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

 

         Система социальной защиты населения постоянно находится в процессе, который связан с поиском наиболее оптимальных форм и методов работы, поиском новой модели социальной поддержки граждан.

        На федеральном  и региональном  уровнях проводятся мероприятия, направленные на безотлагательное решение социальных проблем для уязвимых групп населения: инвалидов, людей пожилого возраста, малообеспеченных и социально дезодаптированных семей  с детьми, и других людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

        Социальное обслуживание населения,  обеспечивающее разнообразные социальные  услуги, представляет собой важный  элемент системы социальной защиты населения. Эффективно функционирующие социальные службы ощутимо снижают уровень социального неблагополучия в самых разных его проявлениях, содействуют тем самым социальному и экономическому оздоровлению страны.

     Система социального обслуживания динамично развивается, усложняется. Этот процесс происходит в условиях перехода к предоставлению социальных гарантий на адресной основе, перераспределения полномочий федеральных, региональных, муниципальных органов власти. Сложившаяся ситуация выдвигает новые требования к  организации деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе к организации  работы с семьями, воспитывающими детей – инвалидов.

         В большинстве государственных учреждений социального обслуживания  работа с семьями, воспитывающими детей – инвалидов,  организована неэффективно, специалисты, работающие с такими семьями,  являются слабыми в профессиональном отношении, не всегда могут найти подход к больному  ребенку и его семье. Важнейшие задачи в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов: оказание семье квалифицированной помощи специалистов, своевременное предоставление социальных услуг, в том числе проведение социально-психологической диагностики и обследования личности,  коррекционной работы с ребенком,  анализ и регулирование межличностных взаимоотношений между родителями и ребенком – инвалидом. Необходимо вывести семью, имеющую ребенка – инвалида, в социально – значимые семьи.

       Для успешного решения  стоящих  перед социальной службой задач  руководству необходимо квалифицированно организовать  работу по данному направлению на высоком уровне.

    Цель  дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).

    Задачи:

1.Изучить  теоретические аспекты детской инвалидности;

2. Рассмотреть нормативно-правовые документы по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов;

3.Изучить  практическую деятельность МУ  КЦСО в целом, организационную  структуру, структуру управления, кадровый состав учреждения;

4.Провести  анализ работы с семьями, воспитывающих  детей - инвалидов;

5.Разработать практические рекомендации по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей - инвалидов.

         База исследования: муниципальное учреждение «Комплексный центр   социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области

        Объект исследования: семьи, воспитывающие детей – инвалидов.

        Предмет исследования: процесс эффективности организации  социального обслуживания семей, воспитывающих детей – инвалидов.

         Методы исследования: монографический, статистический, аналитический, эмпирические (наблюдение, анкетирование).

      Гипотеза: медико-социальная помощь детей с ограниченными возможностями здоровья имеет низкий уровень знаний общественности о проблемах детей - инвалидов, недостаточное информирование общества заинтересованных этой проблемой.

       Практическая значимость работы: разработка анкет, опросников социальной значимости медико-социальной помощи и реабилитации детей - инвалидов, которая может быть использована в работе и улучшить направление на позитивное отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

     Апробация результатов исследования: у большинства детей нет индивидуальной программы реабилитации. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, испытывают материальные трудности, связанные с недостаточно высоким размером заработной платы и отсутствием возможности работать. У многих затруднены социальные контакты, поэтому они предпочитают пассивные виды отдыха и не участвуют в общественной жизни.

       Структура работы: дипломная работа состоит из трех глав, каждая из которых подразделяется на разделы, введения и заключения, включающих в себя анализ актуальности исследуемой проблемы, выводы и рекомендации, списка использованной литературы и приложений.

     Для написания работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые документы, локальные акты        МУ КЦСО, аналитические, статистические, информационные отчеты МУ КЦСО и других учреждений социального обслуживания населения.

         В первой главе рассмотрены теоретические вопросы детской инвалидности, нормативно-правовые документы по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов;

        Во второй главе рассматривается практическая деятельность муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области, организационная структура и кадровый состав учреждения, анализируется работа специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов.

     В третьей главе представлены предложения  и рекомендации по совершенствованию  социального обслуживания семей, имеющих детей - инвалидов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем.

1.1 Дети-инвалиды     как объект    социальной    работы.

            Ухудшение    экологической    обстановки, высокий    уровень   заболеваемости    родителей (особенно   матерей), ряд    нерешенных    социально-экономических, психолого-педагогических   и   медицинских    проблем    способствуют    увеличению    числа    детей-инвалидов, делая    эту    проблему    особенно    актуальной. В    нашей    стране     остроту    проблеме    придает    то, что система    оказания    помощи    этой    категории    детей    не    сложилась, а    позднее, вплоть    до   90-х   годов   ХХ   века, работа    с    таким    ребенком    осуществлялась    в    специальных    домах-интернатах    изолировано    от    общества. Сейчас  многие     специалисты     работают    над     разрешением     комплекса     проблем      детей     со   специфическими    нуждами. Но    для    того, чтобы    понять    их    проблемы, выявить    их    особенности     и    специфику    работы    с    ними, необходимо, прежде    всего, выяснить, что   же    включают     в    себя    понятия    «инвалид», «инвалидность».[2]

          Согласно     Декларации    о   правах     инвалидов  «инвалид» означает    любое    лицо, которое    не    может    самостоятельно    обеспечить  полностью    или    частично    потребности    нормальной    личной     и / или социальной    жизни    в   силу    недостатка, будь  то    врожденного    или    приобретенного, его    или    ее    физических     или     умственных    возможностей [6, 7] .  

      В   законодательстве    бывшего    СССР    существовало   несколько    иное    понятие     «инвалида» / «инвалидности», которое   было    связано    с    потерей    трудоспособности. При    такой    постановке     вопроса    дети    до   16   лет    не    могли    быть    признаны    инвалидами. Таким    образом, возникла    необходимость   в    появлении  термина  «ребенок-инвалид». К    этой     категории     относятся     дети , имеющие «значительные   ограничения    жизнедеятельности, приводящие    к    социальной дезадаптации    вследствие     нарушения     роста    и    развития    ребенка, способностей    к    самообслуживанию,  передвижению, ориентации, контролю    за    своим    поведением, обучению, общению, трудовой    деятельности    в    будущем» [7,8].

      А    «инвалидность»  в   детском    возрасте    можно    определить, как    «состояние    стойкой    социальной    дезадаптации, обусловленное    хроническими    заболеваниями    или   патологическими    состояниями , резко    ограничивающими    возможность   включения    ребенка    в    адекватные    возрасту    воспитательные    и   педагогические    процессы, в    связи    с    чем    возникает   необходимость    в    постоянном    дополнительном    уходе    за    ним, помощи     или     надзоре» [ 27 , 35].

      Однако, хотелось    бы    заметить, что    за    рубежом    и    в    нашей   стране     идет     процесс    перехода    к    более     гуманной      и     гибкой   терминологии. Так,  например,  в    английском     языке    термин    «инвалид»    вышел    из    употребления    и    считается    дискриминирующим    права    людей    с    нетипичным    внешним   видом    и    потребностями, вместо    него    по    отношению    к    детям     используется    «дети    с    неспособностями».  Избегают    так    же     употреблять    следующие    наименования: слепой, глухой, заика, - заменяя     их     такими     словосочетаниями     как     «человек    с    ослабленными    слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная    Организация     Здравоохранения     не  рекомендует     так   же     использовать      термины    «идиотия», «имбецильность»,  «умственная    неполноценность». Немецкие     дефектологи    в    обозначении    детей-инвалидов     используют    словосочетания    «дети    с    нарушениями», «дети    с    образовательными   трудностями. В     дефектологии    так   же    делаются    попытки    дать    более    адекватные     определения    некоторых    дефектологических    терминов    с    учетом     современных    требований.

      Определение    инвалидности    детям    до    16    лет  производит    Медико-реабилитационная    экспертная     комиссия в    соответствии    с    разделом    3   «Определение    инвалидности   детям»    Инструкции    по   определению    инвалидности. В   соответствии    с законодательством    в    зависимости    от    степени    нарушения    функций    (с    учетом    их    влияния     на    возможности    социальной     адаптации     ребенка)   у   ребенка-инвалида   определяется    степень    нарушения    здоровья. Их    четыре  (степени):                      

      1  степень    утраты    здоровья     определяется    при     легком    и    умеренном    нарушении    функций, которые, согласно    Инструкции, являются    показателем    к    установлению    инвалидности    у    ребенка, но, как    правило, не    приводят    к    необходимости    определения    у    лиц    старше    18  лет;

      2  степень    утраты     здоровья     устанавливается    при    наличии    выраженных     нарушений     функций     органов     и     систем, которые, несмотря     на     проведенное      лечение, ограничивают      возможности    социальной     адаптации     ребенка  (соответствует    3   группе    инвалидности  у    взрослых);

      3   степень     утраты    здоровья     соответствует     2   группе    инвалидности    у    взрослого;

      4    степень     утраты     здоровья     определяется     при    резко   выраженных      нарушениях     функций      органов    и    систем, приводящих    к    социальной    дезадаптации     ребенка     при     условии    необратимого   характера   поражения   и   неэффективности   лечебных   и    реабилитационных    мероприятий (соответствует  1  группе   инвалидности   у   взрослого) [3,10].

      Каждой      степени      утраты     здоровья      ребенка-инвалида     соответствует    перечень    заболеваний, среди     которых    можно    выделить    следующие    основные    группы:

      1.Нервно-психические   заболевания. На  1.01.2007 г. в России в    структуре    детской    инвалидности    занимали   второе    место (  32,8 % ), а     до    2001  года    были     на    первом    месте . Среди    детей    с    данными    болезнями     82,9%    составляют      дети     с    умственной     отсталостью.

      Наиболее     распространенные    заболевания     этой     группы    детские      церебральные  параличи,  опухоли    нервной  системы, эпилепсия,  шизофрения    и    другие    эндогенные  психозы, умственная  отсталость (олигофрения    или    слабоумие    различного    генеза,  соответствующие    стадии    идиотии    или    имбецильности),  болезнь     Дауна,  аутизм.      

Информация о работе Совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания на