Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Введение 3
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем. 7
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы. 7
1.2 Анализ и законодательство в области социальной работы с детьми инвалидами. 28
1.3 Детская инвалидность – одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем, затрагивающая интересы семьи, ребенка, государства и общества в целом. 33
Глава 2. Анализ работы специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов на примере «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области 37
2.1. Общие сведения об учреждении 37
2.2. Организационная структура и кадровый состав учреждения 50
2.3. Анализ работы с семьями, воспитывающих, детей – инвалидов МУ «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области. 52
Глава 3. Предложения по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов. 62
3.1 Оценка потребности в медико-социальных и реабилитационных услугах и формах социального обслуживания семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 62
3.2.Предложения по совершенствованию социального обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 75
Заключение 83
Список литературы 88
«Совершенствование
социального обслуживания
семей, имеющих детей
– инвалидов, в государственных
учреждениях социального
обслуживания населения
(на примере муниципального
учреждения «Комплексный
центр социального обслуживания»
Бабаевского муниципального
района Вологодской
области)»
СОДЕРЖАНИЕ
Система социальной защиты населения постоянно находится в процессе, который связан с поиском наиболее оптимальных форм и методов работы, поиском новой модели социальной поддержки граждан.
На федеральном и
Социальное обслуживание
Система социального обслуживания динамично развивается, усложняется. Этот процесс происходит в условиях перехода к предоставлению социальных гарантий на адресной основе, перераспределения полномочий федеральных, региональных, муниципальных органов власти. Сложившаяся ситуация выдвигает новые требования к организации деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе к организации работы с семьями, воспитывающими детей – инвалидов.
В большинстве государственных учреждений социального обслуживания работа с семьями, воспитывающими детей – инвалидов, организована неэффективно, специалисты, работающие с такими семьями, являются слабыми в профессиональном отношении, не всегда могут найти подход к больному ребенку и его семье. Важнейшие задачи в работе с семьями, имеющими детей-инвалидов: оказание семье квалифицированной помощи специалистов, своевременное предоставление социальных услуг, в том числе проведение социально-психологической диагностики и обследования личности, коррекционной работы с ребенком, анализ и регулирование межличностных взаимоотношений между родителями и ребенком – инвалидом. Необходимо вывести семью, имеющую ребенка – инвалида, в социально – значимые семьи.
Для успешного решения
Цель дипломной работы: совершенствование социального обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов, в государственных учреждениях социального обслуживания (на примере муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области (МУ КЦСО).
Задачи:
1.Изучить теоретические аспекты детской инвалидности;
2. Рассмотреть нормативно-правовые документы по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов;
3.Изучить
практическую деятельность МУ
КЦСО в целом, организационную
структуру, структуру
4.Провести
анализ работы с семьями,
5.Разработать практические рекомендации по совершенствованию социального обслуживания семей, имеющих детей - инвалидов.
База исследования: муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области
Объект исследования: семьи, воспитывающие детей – инвалидов.
Предмет исследования: процесс эффективности организации социального обслуживания семей, воспитывающих детей – инвалидов.
Методы исследования: монографический, статистический, аналитический, эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Гипотеза: медико-социальная помощь детей с ограниченными возможностями здоровья имеет низкий уровень знаний общественности о проблемах детей - инвалидов, недостаточное информирование общества заинтересованных этой проблемой.
Практическая значимость работы: разработка анкет, опросников социальной значимости медико-социальной помощи и реабилитации детей - инвалидов, которая может быть использована в работе и улучшить направление на позитивное отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Апробация результатов исследования: у большинства детей нет индивидуальной программы реабилитации. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, испытывают материальные трудности, связанные с недостаточно высоким размером заработной платы и отсутствием возможности работать. У многих затруднены социальные контакты, поэтому они предпочитают пассивные виды отдыха и не участвуют в общественной жизни.
Структура работы: дипломная работа состоит из трех глав, каждая из которых подразделяется на разделы, введения и заключения, включающих в себя анализ актуальности исследуемой проблемы, выводы и рекомендации, списка использованной литературы и приложений.
Для написания работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые документы, локальные акты МУ КЦСО, аналитические, статистические, информационные отчеты МУ КЦСО и других учреждений социального обслуживания населения.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы детской инвалидности, нормативно-правовые документы по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов;
Во второй главе рассматривается практическая деятельность муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания» Бабаевского муниципального района Вологодской области, организационная структура и кадровый состав учреждения, анализируется работа специализированного отделения социально – медицинского обслуживания семей, имеющих детей – инвалидов.
В
третьей главе представлены предложения
и рекомендации по совершенствованию
социального обслуживания семей, имеющих
детей - инвалидов.
Глава 1. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных медико-социальных и реабилитационных проблем.
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».[2]
Согласно Декларации о правах инвалидов «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [6, 7] .
В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [7,8].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями , резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [ 27 , 35].
Однако, хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. Так, например, в английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется «дети с неспособностями». Избегают так же употреблять следующие наименования: слепой, глухой, заика, - заменяя их такими словосочетаниями как «человек с ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует так же использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями. В дефектологии так же делаются попытки дать более адекватные определения некоторых дефектологических терминов с учетом современных требований.
Определение
инвалидности детям
до 16 лет производит
Медико-реабилитационная экспертная
комиссия в соответствии
с разделом 3
«Определение инвалидности
детям» Инструкции
по определению инвалидности.
В соответствии с законодательством
в зависимости от
степени нарушения функций
(с учетом их
влияния на возможности
социальной адаптации
ребенка) у ребенка-инвалида
определяется степень
нарушения
здоровья. Их четыре (степени):
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого) [3,10].
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.2007 г. в России в структуре детской инвалидности занимали второе место ( 32,8 % ), а до 2001 года были на первом месте . Среди детей с данными болезнями 82,9% составляют дети с умственной отсталостью.
Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.