Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:14, курсовая работа
Цель работы разработать мероприятий по совершенствованию управления финансовой деятельностью предприятия.
В рамках данной работы решаются следующие основные задачи:
проанализировать теоретические основы управления финансовым состоянием предприятия;
оценить финансовое состояние ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие им.В. Гассиева»;
оценить систему управления финансовой деятельностью ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие им.В. Гассиева», выявить недостатки ее организации,
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.Финансы предприятий в финансовой системе страны.
1.1. Сущность финансов предприятий, их роль и функции в системе финансов страны…………………………………………………………...6
1.2. Содержание, принципы, классификация финансов предприятия……..12
1.3. Структура и системы управления финансами предприятия…………...16
1.4. Финансовый механизм управления финансами предприятия…………18
Глава 2.Анализ деятельности предприятия и система его управления на примере ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева» за 2007-2009 гг…………………………………………………………………...21
2.1 Анализ экономической деятельности как объекта управления ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева» за 2007 – 2009 гг…………………………………………………………………….21
2.2. Анализ основных показателей ликвидности и рентабельности ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассива» за
2007-2009 гг…………………………………………………………………........29
Глава 3. Совершенствование системы управления предприятия………….....40
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Если деловая активность предприятия в финансовой сфере проявляется прежде всего в скорости оборота ресурсов, то рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.
Существенно влияют на анализ финансового состояния предприятия и формулирование выводов следующие особенности показателей рентабельности:
Исторический аспект. Показатели рентабельности отражают результативность работы предприятия за отчетный период. Как уже отмечалось, в хозяйственной деятельности предприятия могут происходить изменения, требующие крупных инвестиций и затрат. Но планируемый долгосрочный эффект показатели рентабельности не отражают. Поэтому снижение уровня рентабельности в рассматриваемом периоде не всегда следует расценивать как негативную тенденцию.
Расчет показателей . Числитель и знаменатель показателя выражены в денежной форме, но в разной покупательной способности и ликвидности. Числитель показателя – прибыль. Она динамична, в ней отражается уровень цен, количество произведенной продукции, результаты деятельности за истекший период. Знаменателем показателя в некоторых формулах может быть или собственный капитал (Ис), или внеоборотные активы (F). Хотя они имеют стоимостную оценку, но это учетная стоимость (зафиксированная в учетной документации), которая может существенно отличаться от текущей (рыночной) оценки.[13]
Сфера деятельности предприятия. Основной критерий – риск в бизнесе. Производство может сопровождаться получением высокой прибыли, но ценой большего риска и неустойчивости на рынке
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Показатели доходности продукции. Рассчитываются на основе выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затраты на производство (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности).
2. Показатели доходности имущества предприятия. Формируется на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера имущества (рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов).
3. Показатели доходности используемого капитала. Рассчитывается на базе инвестируемого капитала (рентабельность собственного капитала, рентабельность перманентного капитала).
Расчет показателей, характеризующих рентабельность предприятия (табл. 2.5) основан на определении среднегодовых величин, что необходимо для приведения числителя и знаменателя дроби в сопоставимый вид. Это обусловлено тем, что прибыль учитывается нарастающим итогом с начала года и за весь отчетный период. Величина в числителе, например размеры собственного капитала, может существенно меняться.
Таблица 2.5.
Расчет показателей рентабельности предприятия
Показатель | Формула для расчета | Комментарии |
Рентабельность продаж (Rп) | Rп = Рр / V | Показывает доходность реализации, т.е на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 руб. Прибыли. Напрямую связан с динамикой цены реализации продукции, уровнем затрат на производство |
Рентабельность основной деятельности (Rод) | Rод = Рр / З | Показывает прибыль от понесенных затрат на производство продукции. Дополняет показатель рентабельности продаж. Динамика коэфициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции |
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк) | Rк = Рч / Вср | Определяет эффективность всего имущества предприятия При сравнении рентабельности капитала с рентабельностью продукции и величиной ставки по банковскому кредиту можно сделать вывод либо о неоправданном завышении кредитной ставки, либо о неудовлетворительном использовании капитала предприятия |
Рентабельность внеоборотных активов(Rf) | Rf = Рч / Fср | Измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов |
Рентабельность собственного капитала (Rск) | Rск = Рч / Ис.ср | Отражаер эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия Основной критерий при оценке уровня котировки акций на бирже |
Условные обозначения:
Рр – прибыль от реализации продукции (ф. № 2, стр.050)
З – себестоимость реализации продукции (ф. № 2, стр. 020)
Рч – чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль (ф. № 2, стр 160 = стр 140 – стр. 150)
Таблица 2.6.
Расчет показателей рентабельности предприятия
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | Абс. изменения |
Рентабельность продаж (Rп) | 2,60% | 3,10% | 2,70% | -0,10% |
Рентабельность основной деятельности (Rод) |
7,10% | 7,10% | 7,10% | 0,00% |
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк) |
10,11% | 9,60% | 11,50% | 1,39% |
Рентабельность внеоборотных активов(Rf) |
35,40% | 24,30% | 49,30% | 13,90% |
Рентабильность собственного капитала (Rск) |
17,80% | 18,30% | 19,60% | 1,80% |
По итогам таблицы 2.6 можно сказать, что степень прибыльности деятельности предприятия невысока, так как все показатели рентабельности ниже нормативных.
Ухудшение показателей рентабельности продаж и рентабельности основной деятельности указывает о большой доле затрат в цене продукции. Но так как состояние строительного рынка не позволяет увеличивать цену на продукцию, так как из-за превышения предложения над спросом, предприятие рискует потерять своих покупателей и заказчиков, следовательно динамика коэффициентов свидетельствует о необходимости усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции.
Рассматривая показатели рентабельности всего капитала предприятия, можно сказать, что имущество предприятия используется очень неэффективно. Рентабельность капитала намного выше рентабельности продукции .
То же можно сказать и анализируя показатели рентабельности внеоборотных активов и собственного капитала. Так как имущество предприятия (внеоборотные активы) сформированы за счет собственных средств и их рентабельность очень низкая, это говорит о том что собственный капитал используется не рационально, большую прибыль можно было бы получить, вкладывая средства в банк под проценты или в другое, более прибыльное предприятие. Следовательно, чтобы не прибегать к крайним мерам, следует пересмотреть структуру активов предприятия и поощрять в дальнейшем увеличение доли оборотных активов в сумме всех активов предприятия. Должна рассмотреться также возможность продажи части основных средств, сдача их в аренду или, при отсутствии свободных основных производственных и непроизводственных средств, возможность вложения собственных средств в модернизацию производственных основных фондов, с целью увеличения эффективности их использования.
Глава 3. Совершенствование системы управления предприятием
Совершенствование управления во многом связано с внедрением прогрессивных форм управления, которые предусматривают следующее:
1. Ориентацию производства на удовлетворение общественных потребностей, на приоритет потребителя в его взаимоотношениях с производителем, на эффективное взаимодействие с внешней средой.
2. Повышение заинтересованности трудового коллектива в повышении качества продукции, снижение затрат на ее производство, внедрение достижений научно-технического прогресса.
3. Создание условий для проявления инициативы и активности работников в решении производственных вопросов.
На уровне предприятия выделяются два основных пути совершенствования хозяйственного механизма управления.
Первый путь - организационно-экономический.
Заключается в достижении четкого регламентирования функций и ответственности работников, а также в создании всех условий для заинтересованности каждого работника в устойчивом и качественном функционировании производства.
Второй путь - автоматизация управления.
Предполагает комплексное использование экономико-математических методов и средств вычислительной техники в процессе управления. Это предоставляет возможность эффективно перерабатывать управленческую информацию, лучше увязывать происходящие в производстве процессы. Внедрение автоматизации в управление позволяет разгрузить человека от монотонного труда, а иногда и устранить ошибки, допущенные человеком в процессах подготовки и переработки информации. Путь автоматизации - логическое продолжение организационно-экономического пути.
Для общей оценки качества управления применяются такие критерии, как оперативность, оптимальность и эффективность.
Оперативность управления определяется его темпами, то есть временем, затраченным на сбор и обработку информации, и своевременностью принятия и выполнения управленческих решений.
Оптимальность управления оценивается качеством принимаемых решений, которые должны быть реальными для выполнения в конкретных производственных условиях. В то же время их реализация должна осуществляться с определенным напряжением сил коллектива, с проявлением творчества, высокой организованности, повышением производительности труда.[14]
Эффективность управления должна в конечном счете определяться результатами производства, где одним из основных показателей является величина прибыли. Особое внимание обращается на снижение уровня колебаний совокупной прибыли предприятия. Отсюда стремление к выравниванию колебаний прибыли по разным видам изготовляемой продукции.
Для эффективного функционирования крупного предприятия необходимы внутренняя гармония и хорошая адаптация к внешней среде.
Весьма важно, чтобы каждый работник четко знал свои обязанности и стремился выполнить их полностью и вовремя. Однако чрезмерное усердное стремление и скрупулезное выполнение тем или иным работником служебно-должностных предписаний создает ему репутацию формалиста. Противоречивость возникает потому, что любая организация не может успешно функционировать, а тем более интенсивно развиваться, если действия каждого жестко регламентированы и контролируются.
Информация о работе Совершенствование системы управления предприятия