Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
- выделить теоретико-методологические основы содержания планирования и организации производства;
- охарактеризовать планирование технического развития предприятия
- предложить пути улучшения планирования и организации производства;
- обобщить полученные в работе результаты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы организационной структуры управления предприятием…………………………………………………………………………4
1.1. Методы проектирования организационных структур……………………..4
1.2.Факторы, определяющие организационную структуру предприятий………..6
1.3. Типы и виды организационных структур в управлении предприятием …….8
2. Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием ……………………………………………………….………………16
2.1. Современные тенденции организационной структуры управления в условиях рыночной экономики ………………………………………………….16
2.2. Основные направления управления инновационными проектами…………19
3. Основные направления совершенствования организационной структуры управления предприятием………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………… 28
Библиография……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Менеджмент»

Тема: «Совершенствование организационной структуры системы  управления предприятием»

 

 

 

                                                                                         Выполнил: студент

                                                                             группы ЭМ- 41

                                                                                                    Хакимов М.М.

                                                                                                    Руководитель:                                                                                                   

Никитина  Е.Н.

 

  

   ______              ______             ______

                                                                     Дата                 Подпись           Оценка

 

 

 

 

 

Елец – 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………3 

1.Теоретические основы организационной структуры управления предприятием…………………………………………………………………………4

1.1. Методы проектирования организационных структур……………………..4

1.2.Факторы, определяющие организационную структуру предприятий………..6

1.3. Типы и виды организационных структур в управлении предприятием …….8

2. Совершенствование организационной структуры системы  управления предприятием ……………………………………………………….………………16

2.1. Современные тенденции организационной структуры управления в условиях рыночной экономики ………………………………………………….16

2.2. Основные направления управления инновационными проектами…………19

3. Основные направления  совершенствования  организационной структуры управления предприятием………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………… 28

Библиография……………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Любое производство осуществляется в пространстве и во времени. При этом подходы в организации производства различны и зависят от многих составляющих. Каждое предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно разрабатывает принципы и суть своего производства, осуществляет планирование производственного процесса.  Производство может осуществляться с помощью различных форм и методов, при этом важно, чтобы соблюдались основные принципы любого производственного процесса, а именно его непрерывность, ритмичность и последовательность. Знание данных принципов и возможностей их реализации с помощью методов организации производства актуально для любого специалиста экономических специальностей, в связи с этим возрастает роль предмета и объекта исследования в работе. Предметом исследования в работе служит предмет экономики предприятия. Непосредственный объект изучения в данной курсовой работе – это изучение организации производства и современных тенденций в рамках конкретного предприятия, его производственных возможностей и пути совершенствования. Цель работы в соответствии с предметом всесторонне изучить и систематизировать полученные знания по данной теме, предварительно ознакомившись с различными теоретическими и методическими материалами. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:

- выделить теоретико-методологические основы содержания планирования и  организации  производства;

- охарактеризовать планирование технического развития предприятия

-   предложить пути улучшения планирования и организации производства;

-   обобщить полученные в работе результаты.

 

 

1.Теоретические основы организационной структуры управления предприятием

1.1. Методы проектирования организационных структур

 

       Метод – последовательность или способ решения конкретной задачи. Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов:

  1. аналогий;
  2. экспортно-аналитического;
  3. структуризации целей;
  4. организационного моделирования.

       Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения. Два подхода. Первый – выявление значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления, которые, исходя из конкретного опыта или научных обоснований, эффективны для определенного набора исходных условий. Второй подход – типизация наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработка отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

        Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. Выделяют следующие цели:

1. разработка системы («дерева») целей – структурную основу для увязки всех видов оргдеятельности, исходя из конечных результатов.

2. экспертный анализ предлагаемых вариантов оргструктуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, определения отношений руководства, кооперации подразделений и т. п.

3. составление карт прав и ответственности за достижение целей и для отдельных подразделений, и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности; конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми за достижение которых устанавливается наделяется подразделение для достижения результатов.

          Экспортно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с целью выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод имеет многообразные формы реализации: диагностический анализ особенностей, проблем; экспертные опросы руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами. Разработка и применение научных принципов формирования организационных структур управления. Разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.

           Метод организационного моделирования – разработка формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Основные типы организационных моделей: математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур; графоаналитические модели организационных систем (сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей); натурные модели организационных структур и процессов, к ним относятся организационные эксперименты; лабораторные эксперименты; управленческие игры (действия практических работников); математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур.

 

1.2.Факторы, определяющие организационную структуру предприятий

 

         Функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов. Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. К основным факторам определяющую организационную структуру является:

  1. размеры производственной деятельности компании;
  2. производственный профиль компании;
  3. сфера деятельности компании;
  4. особенности взаимодействия предприятия с партнёрами по бизнесу.

        Внешняя среда предприятия формируется в результате взаимодействия массы связанных и не связанных с ним субъектов хозяйственной деятельности. Каждая группа, вступая в рыночные сделки, руководствуется определенными побуждениями - мотивами. В зависимости от того, насколько важны предприятию те или иные субъекты, оно должно на эти мотивы ориентироваться. Пересечение всех мотивов, прежде всего отражается на номенклатуре выпускаемой предприятием продукции. Более того, как правило, организационная структура любого предприятия "подстраивается" под номенклатуру выпускаемой продукции, объем выпуска и пр.

          Продукция, выпускаемая предприятием может быть предназначена для людей узкого круга со специфическими, отличными от других потребностями или для удовлетворения потребностей обычных, повседневных, или для удовлетворения быстро изменяющихся потребностей. В зависимости от этого мотивы конечных потребителей можно разделить так: физиологическое выживание; социальные факторы потребления; индивидуальные вкусы и предпочтения. В зависимости от того, какие силы влекут работника на предприятие будет зависеть отношение работника к результатам свое труда, а также к результатам работы предприятия. Существенное влияние, как на функционирование предприятия, так и на формирование организационной структуры могут оказывать и внешние инвесторы. Особенно большую роль данный фактор играет при наличии взаимоотношений с зарубежными инвесторами, для которых состояние организационной структуры является едва ли не основным залогом успешного осуществления инвестиционных проектов. Набор их мотивов отличается от сложившейся стратегии тем, что инвесторы могут не выполнять функции предпринимателя, а просто участвовать в финансировании предприятия. Как правило, инвесторов интересует денежный результат. Поэтому наиболее типичными вариантами мотивации здесь могут быть: максимизация дохода в долгосрочном аспекте; приобретение контроля над предприятием.

           В современных условиях хозяйствования высоко влияние макроэкономических параметров на функционирование предприятий и на формирование оргструктуры. Для того, чтобы правильно прогнозировать воздействие макроэкономических факторов на функционирование предприятий необходимо оценить: режим налогообложения; правовой режим; кредитно-денежную политику; уровень инфляции и неплатежей; условия внешнеэкономической деятельности. Положение предприятия на рынках сбыта и ресурсов. Данный фактор позволяет прогнозировать ожидаемое состояние предприятия, следовательно, помогает посредством гибкого изменения организационной структуры сглаживать неблагоприятные последствия изменения рыночной ситуации и использовать благоприятное стечение обстоятельств. Обычно оценка рыночных позиций предприятия происходит по следующим параметрам: степень дифференциации рынка сбыта по группам товаров и потребителей; устойчивость рынка; степень коммерческого риска; сила конкуренции со стороны других продавцов товара и продавцов товаров-заменителей; степень экономической зависимости от поставщиков. Несомненно, организационная структура любого предприятия зависит от стиля управления его руководителя.

           Организационная структура находится в прямой зависимости от финансового состояния предприятия. Если нет денег - нет оптимальной организационной структуры; в то же время нет оптимальной организационной структуры - нет инвестиций

 

1.3. Типы и виды организационных структур в управлении предприятием

 

            Выделяются две основные  типы структур в управлении предприятием:

- механистические (бюрократические) – к ним относятся: линейные, функциональные, дивизиональные , линейно  - функциональные и т.д.

- органические, т.е. гибкие структуры – это матричная, различные виды проектных структур, сетевая. Последний тип (органические) – это инновационные структуры. Рассмотрим каждую из них отдельно.

        Функциональная структура основана на принципе специализации организационных подструктур по функциональным признакам (производство, персонал, финансы, снабжение и др., т.е. однородных видов деятельности). Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, ответственному за это направление деятельности. Рациональность функциональной конфигурации лежит в эффективности специализации. Вместе с тем, разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественной подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием