Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:10, дипломная работа

Описание работы

Вхождение России в мировую систему хозяйственных и финансовых отношений предполагает не только необходимость развития инфраструктуры, соответствующей рыночным принципам хозяйствования, но и практическое, непосредственное функционирование на едином мировом рынке финансовых услуг.
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования может показаться не актуальной

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 743.00 Кб (Скачать)

    Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно - правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

      -деятельность  по негосударственному пенсионному  обеспечению участников фонда  в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

      -деятельность  в качестве страховщика по  обязательному пенсионному страхованию  в соответствии с Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

      -деятельность  в качестве страховщика по  профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами  о создании профессиональных  пенсионных систем.

      Деятельность негосударственного  пенсионного фонда по негосударственному  пенсионному обеспечению участников  фонда осуществляется на добровольных  началах и включает в себя  аккумулирование пенсионных взносов,  размещение и организацию размещения  пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

      Деятельность  негосударственного пенсионного фонда  в качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

      Деятельность  негосударственного пенсионного фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

    Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному  обеспечению независимо от осуществления  деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

          Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

          Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию.

    Договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым  вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию;

      Договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного  лица или его правопреемников, в  соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

      Договор о создании профессиональной пенсионной системы - соглашение о создании профессиональной пенсионной системы, соответствующее требованиям федерального закона;

      Субъектами  отношений по негосударственному пенсионному  обеспечению, обязательному пенсионному  страхованию и профессиональному  пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

      Участниками отношений по негосударственному пенсионному  обеспечению, обязательному пенсионному  страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

    Учредители (учредитель), вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда. Равно как фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства.

    Учредительным документом негосударственного пенсионного фонда является устав фонда. Устав негосударственного пенсионного фонда утверждается его учредителями (учредителем).

    Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление  деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 

    Таблица 2

    15 крупнейших пенсионных фондов  на 1.07.2003г.11

Место № лицен

зии

Название

фонда

Субъект

РФ

Пенсион-

ный

резерв

(тыс.руб.

Совокуп-ный  вклад

учреди-

телей

(тысруб

Стра-

ховой

резерв

(тыс.  руб.)

Число

участ-

ников

(чел.)

Полу-

чают  пен-

сию

(чел.)

Пен

сион-ные

вып-латы

(тыс.руб)

1 274 Газфонд Москва 28622560 2763100 6961651 67828 25088 266909
2 234 Благосос-тояние Москва 6677426 210628 303930 1405831 42170 263963
3 11 Лукойл-

Гарант

Москва 3290427 18026080 76986 165028 6501 44366
4 3 Электро-энергетики Москва 1874319 57003 98157 234175 21284 80580
5 288 Националь-ный Москва 1244517 112312 37781 182094 8422 19872
6 94 Телеком-

Союз

Санкт-

Петербург

1214143 33348 33307 30207 12711 50655
7 23 Алмазная

Осень

Республи-ка Саха 1193413 20443 35000 38940 10291 119589
8 360 Профес-

сиональный

Мансийский  АО 908070 115221 227017 29507 6095 31910
9 334 Регионфонд Москва 905882 72184 135234 4138 182 12579
10 139 Ростелеком

гарантия

Москва 904674 69157 81141 27712 6650 28382
11 344 Нефте-гарант Москва 827442 20055 10573 58652 0 0
12 369 ОПК Москва 811665 2460 0 15142 5133 13047
13 350 Внешэко-номфонд Москва 782785 301535 33900 6139 692 6241
14 22 Сургутнеф-

тегаз

Ханты-

Мансий-ский АО

731195 2189637 31012 7898 6661 11538
15 57 ТНК-Владимир Владимирская  обл. 558070 106611 13964 30380 1571 3903
 

    Развитие  системы негосударственных пенсионных фондов выгодно и для государства, и для населения. Помимо решения  такой важной социальной задачи, как дополнительное пенсионное обеспечение граждан, негосударственные пенсионные фонды в состоянии осуществить долгосрочные вложения в экономику. В таб.2  представлены 15 крупнейших пенсионных фондов по объему пенсионных резервов на 1.07.2003.

         Кредитные союзы являются особым  типом финансовых учреждений, предоставляющих  ссуды своим пайщикам. В России  кредитная кооперация активно  развивалась с конца прошлого  века и до окончания периода  НЭПа.

    У истоков современного движения кредитных  потребительских союзов в 90-х гг. стояла Международная конфедерация обществ потребителей. В ноябре 1994 года прошла учредительная ассамблея Лиги кредитных союзов, объединившей в настоящее время 32 союза с совокупными активами около 7 млрд. руб. В целом в России насчитывается около 130 кредитных союзов с числом пайщиков порядка 40 тыс. человек и активами около 30 млрд. руб.

    Главным условием для успешной деятельности кредитных союзов является их надежность. Не имея возможности конкурировать  с другими финансовыми институтами по доходности вложений или спектру услуг, кредитные союзы должны быть сверхнадежны, чтобы привлекать пайщиков.

Несмотря  на объективные трудности, для развития кредитных потребительских 

кооперативов  в России предпосылок, пожалуй, даже больше, чем в других      странах:

     -  широкую социальную базу  для них создает огромное число  крайне мелких 

        инвесторов;

      -  нашим согражданам всегда  были свойственны традиции коллективизма; 

      -  КПК возникают там и тогда,  где и когда традиционные финансовые институты  не удовлетворяют потребность сберегать деньги и брать взаймы. А в условиях практически разрушенной социалистической и еще не сложившейся  рыночной системы потребительского кредитования КПК стали чуть ли не  единственным местом, где россияне могут получить на приемлемых условиях

доступный кредит на потребительские и иные личные нужды.

 Ведь  магазины  прибегают к продаже  в кредит в исключительных  случаях, скажем, когда нужно реализовать  залежалый товар. Банки берут  высокие проценты, да и вообще предпочитают крупных заемщиков, а не мелких.

    Есть  надежда, что развитие КПК положительно скажется на всем российском финансовом рынке, для которого пока характерны неразвитость  институциональной  системы, ограниченный набор финансовых инструментов и услуг, высокая цена кредитных ресурсов, существенная доля "теневого"  денежно-кредитного оборота, преобладание предложения средств на короткий срок и концентрация значительных капиталов в крупных городах. Присутствие на нем, наряду с банками и финансовыми компаниями кредитных потребительских кооперативов создаст конкурентную среду в сфере потребительского кредита, что должно привести к снижению цены заимствования для физических лиц и соответственно подъему уровня жизни. Да и разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к  рыночной экономике.

      Поэтому поддержка развития КПК  как формы коллективного инвестирования  объявлена важной задачей правительства. Их статус будет законодательно закреплен, к ним будут предъявляться унифицированные требования наряду с другими коллективными инвесторами, будет разработана комплексная система контроля за их деятельностью как одного из участников финансового рынка. Но пока создатели КПК рассматривают их в основном в качестве ссудно-сберегательных организаций.12

      Специального Закона "О кредитных  потребительских кооперативах граждан  (кредитных потребительских союзах)" до сих пор нет. Работа над  ним ведется с 1993 г. Он был принят Государственной Думой 24 ноября 1995 г.,      15  декабря утвержден Советом Федерации, но Президент РФ наложил на него вето  30 декабря 1995 г., усмотрев несоответствие с Гражданским кодексом. Ситуация повторилась, когда 20 декабря 1996 г. Госдума приняла обновленный Закон, 25 декабря его одобрил Совет Федерации, а 9 января 1997 г. вновь отклонил Президент, поскольку в нем сохранились противоречия с Гражданским Кодексом.

    Отсутствие  специального закона не способствует развитию КПК. Слишком общая нормативная база не содержит четкого определения кредитного потребительского кооператива, не защищает интересы пайщиков, не закрепляет  права и обязанности КПК, не ограничивает допустимые виды их деятельности и не обеспечивает должный контроль за нею. Получается, что соблюдение ограничений, без которых не может быть самого понятия "кредитный потребительский кооператив", - дело пока сугубо добровольное. Следовательно, финансовая стабильность и безопасность  сбережений пайщиков законодательно не гарантирована. Скажем, Указ  Президента РФ "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынке без соответствующих лицензий" от 26 апреля 1995 г. № 416, требующий пресечения незаконной деятельности по привлечению без соответствующих лицензий денежных средств физических лиц, не распространяется на КПК, в частности, потому, что они оказывают услуги только своим пайщикам за счет их же денежных взносов. 13

Информация о работе Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами