Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:10, дипломная работа

Описание работы

Вхождение России в мировую систему хозяйственных и финансовых отношений предполагает не только необходимость развития инфраструктуры, соответствующей рыночным принципам хозяйствования, но и практическое, непосредственное функционирование на едином мировом рынке финансовых услуг.
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования может показаться не актуальной

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 743.00 Кб (Скачать)

    Первоначальная  установка на то, чтобы объединить в одном законе и акционерные, и паевые фонды, оказалась неправильной. Прежде всего потому, что это принципиально  разные инструменты.

    В акционерном фонде инвестор имеет голосующие права, в паевом (оставим пока в стороне закрытые фонды) - нет. В акционерном фонде выбор управляющей компании осуществляется акционерами, а в паевом фонде управляющий выбирает себе инвесторов. В России сложилось так, что у этих типов фондов совершенно разная история и совершенно разная мотивация лоббирующих сил. Нельзя забывать, что в ходе ваучерной приватизации акционерные чековые инвестиционные фонды - прообраз паевых инвестиционных фондов, - хотя и не относятся к удачному (с позиций внешнего инвестора) государственному проекту, тем не менее смогли саккумулировать до 10% приватизируемых активов.

    И главное: инициаторы инвестиционного  бизнеса несут совершенно разные риски. В паевом фонде внешним  силам вполне реально отлучить управляющего от активов, которыми он управляет, на привлечение средств в который, на создание благоприятного имиджа которого он тратил собственные ресурсы. В акционерном фонде внешним силам это практически невозможно: за то, чтобы так и осталось, и велась основная борьба. На фоне такой борьбы несоответствие российского и общеевропейского законодательств выглядит несущественным.

    В целом же закон "Об инвестиционных фондах" свою задачу- подъем статуса  нормативных документов, повышение  юридической чистоты определений и согласование их с общегражданскими нормами - выполнил.

    На  развитие отрасли в 2003 году будет  оказывать целый ряд факторов политического и экономического характера: как показывает история  работы паевых инвестиционных фондов, они отражают все процессы, происходящие на фондовом рынке.

      Итоги прошлого года красноречиво  свидетельствуют о том, что  рынок паевых инвестиционных  фондов сейчас на подъеме. В  среднем вложения в паи фондов  показали 25-35 процентную прибыль,  что выше не только инфляции, но и доходности по банковским долларовым и рублевым депозитам. Паевые инвестиционные фонды – наиболее простой и доступный способ игры на фондовом рынке для частного лица, которое не обладает специальными знаниями, но хочет заработать на размещении своих средств.

    Популярность  в мире паевых инвестиционных фондов объясняется тем, что в них  вкладываются пенсионные фонды, а также  владельцы индивидуальных пенсионных счетов. В Америке и других странах  взаимные фонды  - это популярный способ размещения пенсионных активов. В России же это прямо запрещено. В настоящее время негосударственный пенсионный фонд не может напрямую стать инвестором паевого инвестиционного фонда. Для покупки паев ему требуется посредник -  другая управляющая компания.

    Следующий сдерживающий фактор – неэффективное налогообложение инвестируемых средств. В этой связи предлагается освобождать о налогообложения средства физических лиц, инвестируемых через инвестиционные фонды, и тем самым уменьшать налогооблагаемую базу. А все средства, выводимые из фондов, облагать целиком, то есть не прибыль, а выручку. Такая схема действует во многих странах, где коллективные инвестиции получили широкомасштабное развитие.36

    Но  главная проблема паевых инвестиционных фондов, несмотря на их довольно высокую  доходность и надежность ( за свою семилетнюю историю ни один из паевых инвестиционных фондов не обанкротился) – низкая популярность среди населения. А ведь именно на частных лиц должны ориентироваться паевые инвестиционные фонды.

    Перспективы роста активов фондов во многом зависят от привлечения новых инвесторов. На самом деле паевые инвестиционные фонды ни разу не испытали на себе, массового притока пайщиков. Пока клиентура паевых инвестиционных фондов – это, как правило, довольно искушенные инвесторы. Для привлечения широкого круга инвесторов необходимо проведение широкой рекламной компании, однако, немногие фонды могут позволить себе рекламу, так как, суммы , причитающиеся за управление активами, при нынешних размерах паевых инвестиционных фондов невелики, а крупные компании , способные длительное время финансировать «раскрутку» этого бизнеса с весьма далекими перспективами есть далеко  не у всех.37

    Сейчас  в России совокупный размер активов  паевых инвестиционных фондов достиг 12,5 млрд. рублей ( $400 млн.), увеличившись за прошедший год на 40%. Для сравнения: в США объем средств, которыми оперируют паевые инвестиционные фонды, составляет $6,5 трлн. И большая часть этой колоссальной суммы – частные вложения, каждая вторая американская семья хранит часть своих средств именно в паевых инвестиционных фондах.

    Причин  такой разницы между американскими  и российскими  показателями несколько. Во-первых, в доверительное управление, несмотря на все вышеназванные плюсы, рядовой российский клиент мало верит, еще помня истории с финансовыми пирамидами. Во-вторых, главный источник доходности паев фондов  - рост капитализации российского фондового рынка, который по-прежнему остается низколиквидным. И с этим наши паевые инвестиционные фонды при всей их честности, защищенности и хорошем менеджменте бороться просто не в состоянии. Поэтому, как бы не старались паевые инвестиционные фонды развивать свой бизнес, резкого притока денег частных лиц им пока ожидать вряд ли стоит.

    В 2002 году число управляющих компаний в России более чем удвоилось  – по данным ФКЦБ с 36 до 82. Причиной такого увеличения численности является то, что с 1 января 2004 года россияне получат право инвестировать накопительную часть своих пенсий в негосударственные пенсионные фонды. А уже с 1 июля 2002 года закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» разрешает россиянам выбирать управляющую компанию, которая займется размещением их пенсионных накоплений в различные финансовые инструменты. По оценкам Минэкономразвития, ежегодные взносы  в накопительную систему к 2010 году превысят $5 млрд.38

    В 2003 году  пенсионная реформа вступает в свою финальную фазу. Два с  половиной миллиона граждан уже  по итогам 2002года получат выписки  из Пенсионного Фонда с указанием  накопленной за минувшие 12 месяцев суммы и полученного на нее дохода.

    Инструменты, в которые управляющие компании смогут вкладывать пенсионные средства, утверждены законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в РФ», а  максимальный размер инвестиций в каждый их них должен быть утвержден специальным постановлением правительства. В настоящее время согласно закону к числу разрешенных объектов инвестирования относятся государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, корпоративные облигации российских эмитентов, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, паи ( акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства  в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов, ипотечные ценные бумаги, денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях, иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.

    Согласно  проекту постановления правительства, максимально разрешенные инвестиции в гос.бумаги одного выпуска составят не более 35% инвестиционного портфеля. Управляющим компаниям, которые будут допущены к управлению пенсионными средствами, можно будет размещать до 15% в ипотечные ценные бумаги, до 20% - в денежные средства. Главное же новшество касается вложений  в акции предприятий. В них предлагается разрешить вкладывать до 80% пенсионных средств ( для сравнения: сейчас максимально возможная доля «голубых фишек» в портфелях негосударственных пенсионных фондов ограничена 50%).39

    Управляющие смогут вкладывать средства лишь в  акции, занесенные в котировальные  листы организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иными словами  – в «голубые фишки». Если эти  предложения будут приняты, российский фондовый рынок ожидает очень существенный рост. Ведь в этом случае на него смогут поступать ежегодно порядка $ 8 млрд., а это немалая сумма для рынка с капитализацией в $120 млрд. Сопоставимый  по объему приток иностранных инвестиций на российский фондовый рынок привел в 1997 году  к самому бурному росту в его истории.

    С другой стороны, вложения в акции  считаются одним из наиболее рискованных  видов инвестиций , так как рынок  акций во всем мире отличается куда меньшей предсказуемостью и стабильностью  дохода, чем, например, рынок облигаций.

    Проведение  пенсионной реформы требует введения жесткой системы регулирования  участников финансового рынка, которые  получат доступ к пенсионным средствам. Прежде всего, речь идет о негосударственных  пенсионных фондах и управляющих  компаниях.

    Управление средствами обязательной пенсионной системы негосударственные пенсионные фонды должны будут доверить профессиональным управляющим компаниям, деятельность которых насквозь просвечивается регулятором и ограничена огромным количеством рамок, призванных минимизировать риски инвесторов. Самостоятельно размещать резервы негосударственные пенсионные фонды смогут лишь в государственные  ценные бумаги и банковские депозиты.

    Требования, которые будут предъявляться  к управляющим компаниям, и порядок  проведения конкурса за право управления пенсионными средствами должны быть утверждены специальным постановлением правительства. К числу основных требований к управляющим компаниям относятся опыт работы компании на рынке и  наличие паевых инвестиционных фондов в управлении.

      Что касается опыта работы, то  в 2003 году от управляющих компаний  будет требоваться двухлетний  опыт, в 2004 году – трехлетний. С 2006 года  управляющие компании  должны будут иметь пятилетний  опыт работы. Стаж работы первых  лиц управляющих компаний должен составлять два года.

    Управляющие компании должны как минимум год  управлять двумя паевыми инвестиционными  фондами  с количеством пайщиков не менее 100, либо пенсионными резервами  как минимум трех негосударственных  пенсионных фондов.40  
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Подводя итоги дипломной работы, можно  сделать следующие выводы.

    Инвестирование  российской экономики не станет активным до тех пор, пока на отечественном  рынке ценных бумаг будут оставаться как субъективные, так и объективные  проблемы, связанные с факторами высокой рыночной неопределенности.

    Каждый  вкладчик стремится быть как можно  богаче, т.е. максимизировать свое настоящее  богатство; трансформировать это богатство  в какую-либо временную модель потребления; выбирать риски для этой модели потребления.

    Инвестиционный фонд представляет собой тип финансового института, объединяющего средства многих владельцев капитала с целью диверсифицированного вложения на фондовом рынке.

    Возникновение  паевых инвестиционных фондов в России имеет свою историю. Либерализация  российской экономики привела к созданию первых финансовых институтов наиболее предприимчивыми людьми. Деятельность организаций по аккумулированию денежных средств позволила сформировать  первые капиталы в стране. Отсутствие стратегии  дальнейшего вложения капиталов приводило эти организации к банкротству, а их основатели исчезали с деньгами обманутых вкладчиков. Рост мошенничества в финансовой сфере породил необходимость государственного воздействия на эту сферу.

    Важную  роль в появлении паевых инвестиционных фондов сыграли государственные ценные бумаги. Государственная инициатива создания ценных бумаг нашла свое воплощение в 1994 году. При минимальном риске и высокой ликвидности инвестиции обладали высокой доходностью. Необходимость привлечения все более широкого круга инвесторов для обслуживания рынка государственного долга послужили одной из причин, подтолкнувших государство к реализации инициативы по созданию нового вида инвестиционного института.

    Можно сделать вывод, что основными  причинами возникновения паевых инвестиционных фондов в условиях переходной российской экономики, послужили:

    - необходимость создания специализированных  финансовых институтов, в значительной  степени ориентированных  на  инвестиции в государственные  ценные бумаги;

  • создание института, который защищает интересы и права инвесторов.

    В настоящее время паевые инвестиционные фонды – активные участники российского  рынка ценных бумаг, основное предназначение которых сводится к аккумуляции  средств инвесторов.

Информация о работе Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами