Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:10, дипломная работа
Вхождение России в мировую систему хозяйственных и финансовых отношений предполагает не только необходимость развития инфраструктуры, соответствующей рыночным принципам хозяйствования, но и практическое, непосредственное функционирование на едином мировом рынке финансовых услуг.
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования может показаться не актуальной
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение
России в мировую систему
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования может показаться не актуальной.
Действительно, инвестиционная активность даже в том зачаточном виде, какой она была до середины текущего года, в настоящее время практически отсутствует, доверие к большому числу обращающихся ценных бумаг подорвано, главным образом, в результате действий Правительства в области политики заимствования денежных средств на внутреннем рынке. Построение пирамиды из государственных краткосрочных облигаций привели не только к разорению огромного числа крупных, средних и мелких частных предприятий и банков России, но и к широкому резонансу на международной арене, бегству иностранного капитала с местных финансовых рынков. В настоящее время невозможно прогнозировать дальнейшую ситуацию с процессом инвестиций в российскую экономику. По всей вероятности последствия кризиса будут сказываться еще несколько лет, так как общество не имеет представлений об экономическом курсе Правительства и тех первоочередных мерах, которые оно собирается предпринять для стабилизации ситуации в стране.
Однако, если в той или иной форме экономическим курсом Правительства будет являться построение цивилизованной рыночной экономики, для которой необходимым условием является мощный рынок ценных бумаг и энергичная инвестиционная деятельность в условиях долговременной финансовой стабильности, то вопросы оптимального, грамотного с точки зрения экономической науки поведения на этом рынке неизбежно приобретут первостепенное значение.
В
таких условиях отечественным инвесторам
потребуются экономические
Цель этой работы состоит в том, чтобы проанализировать деятельность коллективных инвесторов на российском рынке ценных бумаг на примере паевых инвестиционных фондов.
В работе над исследованием деятельности коллективных инвесторов использовались такие нормативные документы, как Гражданский Кодекс Российской Федерации, федеральные законы « Об инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг», « О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», Постановления ФКЦБ о коллективном инвестировании, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ; труды таких авторов, как Балабанов И.Т., Колесников В.И., Татьянников В.А., Мязина Е., Голикова Е., Килячков А.А., Аракчеева Ю., Ладыгин Д., Мазурин Н.
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Работа
изложена на 80 страницах, содержит
5 таблиц, 8 рисунков,
5 приложений.
ГЛАВА 1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТОРЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ НА РОССИЙСКОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ
В современной экономике роль рынка ценных бумаг трудно переоценить. Рынок ценных бумаг позволяет правительству и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников – получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку «сбережения-инвестиции» и перелив финансовых ресурсов между секторами национальной экономики, становится одним из ключевых механизмов в рамках национальной модели экономического роста и повышения благосостояния. В то же время важнейшими предпосылками развития самого рынка ценных бумаг являются общеэкономический рост и позитивные сдвиги на микроуровне.
Экономические реформы не могут считаться завершенными без создания
конкурентоспособного финансового сектора, который в состоянии мобилизовать и предоставить экономике инвестиционные ресурсы. В идеале фондовый рынок должен играть в экономике роль своего рода "трансмиссии", действующей по замкнутой цепочке: сбережения - инвестиции - экономический рост - сбережения.
Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.
Участниками фондового рынка являются :
- эмитенты;
- инвесторы;
- профессиональные участники;
-органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);
-саморегулирующиеся
организации (объединения
Охарактеризуем более подробно отдельных участников рынка ценных бумаг, начиная с эмитентов, поскольку они первыми выходят на рынок, предлагая к продаже собственные ценные бумаги.
Эмитентом ценных бумаг является государство в лице центрального или местного органа власти (управления) или юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация, компания), выпускающее (эмитирующее) ценные бумаги и несущее обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг. В соответствии с действующим законодательством эмитентами могут быть государственные органы, органы местной администрации, предприятия и иные юридические лица (включая совместные и иностранные предприятия), зарегистрированные на территории страны. Непременным условием допуска эмитента на фондовый рынок является государственная регистрация его правового статуса.
Профессиональные участники – это участники рынка, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. К профессиональным участникам рынка относятся: брокеры, дилеры, клиринговые организации, управляющие ценными бумагами, депозитарии, организаторы торговли, участники, осуществляющие деятельность по ведению реестра.
Государственные регулирующие органы занимаются упорядочением деятельности на рынке всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: создание нормативной базы функционирования рынка, отбор профессиональных участников рынка; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Саморегулирующие органы – это организации, созданные профессиональными участниками рынка. Регулирование со стороны этих организаций достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, то есть компетентные институты могут заниматься расследованием нарушений закона, применить административные меры и передать дело в суд.
Инвестор - юридическое или физическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. В соответствии с законодательством в качестве инвесторов могут выступать не только отечественные юридические и физические лица, но и иностранные. Инвесторы подразделяются на:
· индивидуальные (частные лица);
· корпоративные (предприятия, организации, учреждения и т.д.);
· институциональные (коллективные).
Появление институциональных инвесторов - важный этап в развитии рынка ценных бумаг, они являются среди перечисленных групп инвесторов наиболее представительной и влиятельной. В качестве институциональных инвесторов могут выступать различные финансовые институты: пенсионные фонды, страховые компании, траст компании. С одной стороны, они привлекают денежные средства своих клиентов, с другой - значительную часть привлеченных средств без ущерба интересов своих клиентов инвестируют в различные фондовые ценности. Возникает возможность чрезвычайного расширения круга покупателей финансовых инструментов, а соответственно рассредоточения риска помещения средств в ценные бумаги.
В качестве институционального инвестора на рынке ценных бумаг могут быть компании потребительского кредита, кредитные союзы, а также многочисленные инвестиционные фонды. Инвестиционные фонды, выпуская собственные акции и продавая их населению, вкладывают средства, получаемые от продажи собственных акций, в ценные бумаги государства и других предприятий от имени фонда, т.е. формируют собственный портфель ценных бумаг. Доход инвестиционного фонда зависит от того, насколько эффективно его управляющие формируют инвестиционный портфель и оперируют им. Доходы по акциям напрямую зависят от величины совокупного дохода инвестиционного фонда, т.е. этот доход после покрытия всех расходов фонда и убытков, связанных с инвестиционным риском, распределяется в качестве дивидендов владельцам акций инвестиционного фонда.
И эмитенты, и инвесторы, как правило, редко выходят самостоятельно на фондовый рынок. Чаще всего они прибегают к помощи профессиональных посредников.
На разных этапах развития рынка ценных бумаг его складывающаяся структура и тенденции ее изменения определяются задачами, которые решает данный институт. В процессе массовой приватизации структура рынка соответствовала задаче обмена ваучеров на акции приватизированных предприятий. В постприватизационный период главной задачей рынка стало обслуживание процесса перераспределения собственности. Субъекты, являющиеся активными участниками этого процесса, были заинтересованы в приобретении больших пакетов акций на внебиржевом рынке по минимальным ценам и на условиях, обеспечивающих подавление конкуренции со стороны других возможных претендентов на доли собственности. Это стимулировало на информационную закрытость сделок по купле-продаже ценных бумаг, способствовало развитию различных схем использования инсайдерской информации, объективно ограничивало свободный спрос со стороны портфельных и частных мелких инвесторов. В результате образовался олигополистический рынок с ограниченным числом крупных игроков. Параллельно формировался спекулятивный сектор, делающий ставки на рост или падение интереса крупных инвесторов к тем эмитентам, ценные бумаги которых наиболее доступны в розницу, то есть на самые ликвидные ценные бумаги.
Сегодня первоочередной задачей является мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов. Население России представляет собой значительный слой потенциальных инвесторов. Мобилизация и привлечение в экономику даже части накоплений населения позволили бы провести реструктурирование многих отечественных предприятий. Кроме того, рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных инвесторов.
Сегодня для обеспечения финансирования реконструкции экономики невозможно полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг.
Особую актуальность приобретает развитие эффективной и масштабной системы коллективных инвесторов как посредника между населением и предприятиями.
В России в настоящее время актуальность системы коллективного инвестирования вызвана, с одной стороны, заинтересованностью населения в надежном и прибыльном способе помещения своих доходов, с другой стороны - растущими потребностями российских предприятий во внешних негосударственных источниках финансирования.
Именно коллективные инвесторы
призваны стать ключевыми
Информация о работе Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами