Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:10, дипломная работа

Описание работы

Вхождение России в мировую систему хозяйственных и финансовых отношений предполагает не только необходимость развития инфраструктуры, соответствующей рыночным принципам хозяйствования, но и практическое, непосредственное функционирование на едином мировом рынке финансовых услуг.
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования может показаться не актуальной

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 743.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Вхождение России в мировую систему хозяйственных  и финансовых отношений предполагает не только необходимость развития инфраструктуры, соответствующей рыночным принципам  хозяйствования, но и практическое, непосредственное функционирование на едином мировом рынке финансовых услуг.

    В условиях назревавшего в течение  последних лет  и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования может показаться не актуальной.

    Действительно, инвестиционная активность даже в том  зачаточном виде, какой она была до середины текущего года, в настоящее время практически отсутствует, доверие  к большому числу обращающихся ценных бумаг подорвано, главным образом,  в результате  действий  Правительства в области политики заимствования  денежных средств на внутреннем рынке. Построение пирамиды из государственных краткосрочных облигаций  привели не только к разорению огромного числа крупных, средних и мелких частных предприятий и банков России, но и к широкому резонансу на международной арене, бегству иностранного капитала с местных финансовых рынков. В настоящее время невозможно прогнозировать  дальнейшую ситуацию  с процессом инвестиций в российскую экономику. По всей вероятности  последствия кризиса будут сказываться еще несколько лет, так как  общество не имеет представлений об экономическом курсе Правительства и тех первоочередных мерах, которые оно собирается предпринять для стабилизации ситуации в стране.

    Однако, если в той или иной форме экономическим курсом Правительства будет являться построение цивилизованной рыночной экономики, для которой необходимым условием является мощный рынок ценных бумаг и энергичная инвестиционная деятельность в условиях долговременной финансовой стабильности, то вопросы оптимального, грамотного с точки зрения экономической науки поведения на этом рынке неизбежно приобретут первостепенное значение.

    В таких условиях отечественным инвесторам потребуются экономические технологии, разработанные и испытанные в  странах с длительной историей высокоразвитых рыночных отношений. Одной из таких технологий является коллективное инвестирование.

    Цель  этой работы состоит в том, чтобы  проанализировать деятельность коллективных инвесторов на российском рынке ценных бумаг на примере паевых инвестиционных фондов.

       В работе над исследованием деятельности коллективных инвесторов использовались такие нормативные документы, как  Гражданский Кодекс Российской Федерации, федеральные законы  « Об  инвестиционных фондах», «О рынке ценных бумаг», «  О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», «Об акционерных обществах», Постановления ФКЦБ о коллективном инвестировании, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ; труды таких авторов, как Балабанов И.Т., Колесников В.И., Татьянников В.А., Мязина Е., Голикова Е., Килячков А.А., Аракчеева Ю., Ладыгин Д., Мазурин Н.

       Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.

       Работа  изложена на 80  страницах, содержит 5 таблиц, 8 рисунков,                  5 приложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТОРЫ В СИСТЕМЕ  ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ НА РОССИЙСКОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ

    1. Экономические основы деятельности коллективных инвесторов на рынке ценных бумаг
 

    В современной экономике роль рынка ценных бумаг трудно переоценить. Рынок ценных бумаг позволяет правительству  и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы с помощью рынка ценных бумаг – прямо или через финансовых посредников – получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая большие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг, обслуживая принципиальную для экономического роста связку «сбережения-инвестиции» и перелив финансовых ресурсов между секторами национальной экономики, становится одним из ключевых механизмов в рамках национальной модели экономического роста и повышения благосостояния. В то же время важнейшими предпосылками развития самого рынка ценных бумаг являются общеэкономический рост и позитивные сдвиги на микроуровне.

    Экономические реформы не могут считаться завершенными без создания

конкурентоспособного  финансового сектора, который в  состоянии мобилизовать и предоставить экономике инвестиционные ресурсы. В идеале фондовый рынок должен играть в экономике роль своего рода "трансмиссии", действующей по замкнутой цепочке: сбережения - инвестиции - экономический рост - сбережения.

    Фондовый  рынок  -  это  институт  или механизм,  сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

    Участниками фондового рынка являются :

  - эмитенты;

  - инвесторы;

  - профессиональные  участники;

  -органы  государственного регулирования и надзора  (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);

  -саморегулирующиеся  организации (объединения профессиональных участников  рынка ценных бумаг,  которые выполняют определенные регулирующие функции, например, НАУФОР).

    Охарактеризуем  более подробно отдельных участников рынка ценных бумаг, начиная с эмитентов, поскольку они первыми выходят на рынок, предлагая к продаже собственные ценные бумаги.

    Эмитентом ценных бумаг является государство  в лице центрального или местного органа власти (управления) или юридическое лицо (предприятие, учреждение, организация, компания), выпускающее (эмитирующее) ценные бумаги и несущее обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг. В соответствии с действующим законодательством эмитентами могут быть государственные органы, органы местной администрации, предприятия и иные юридические лица (включая совместные и иностранные предприятия), зарегистрированные на территории страны. Непременным условием допуска эмитента на фондовый рынок является государственная регистрация его правового статуса.

    Профессиональные  участники – это участники  рынка, обеспечивающие связь между  эмитентами и инвесторами на рынке  ценных бумаг. К профессиональным участникам рынка относятся: брокеры, дилеры, клиринговые организации, управляющие ценными бумагами, депозитарии, организаторы торговли, участники, осуществляющие деятельность по ведению реестра.

    Государственные регулирующие органы занимаются упорядочением  деятельности на рынке всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает: создание нормативной базы функционирования рынка, отбор профессиональных участников рынка; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

    Саморегулирующие  органы – это организации, созданные  профессиональными участниками  рынка. Регулирование со стороны этих организаций достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, то есть компетентные институты могут заниматься расследованием нарушений закона, применить административные меры и передать дело в суд.

    Инвестор - юридическое или физическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. В соответствии с законодательством в качестве инвесторов могут выступать не только отечественные юридические и физические лица, но и иностранные. Инвесторы подразделяются на:

  · индивидуальные (частные лица);

  · корпоративные (предприятия, организации, учреждения и т.д.);

  · институциональные (коллективные).

Появление институциональных инвесторов - важный этап в развитии рынка ценных бумаг, они являются среди перечисленных  групп инвесторов наиболее представительной и влиятельной. В качестве институциональных инвесторов могут выступать различные финансовые институты: пенсионные фонды, страховые компании, траст компании. С одной стороны, они привлекают денежные средства своих клиентов, с другой - значительную часть привлеченных средств без ущерба интересов своих клиентов инвестируют в различные фондовые ценности. Возникает возможность чрезвычайного расширения круга покупателей  финансовых инструментов, а соответственно рассредоточения риска помещения средств в ценные бумаги.

    В качестве институционального инвестора  на рынке ценных бумаг могут быть компании потребительского кредита, кредитные союзы, а также многочисленные инвестиционные фонды. Инвестиционные фонды, выпуская собственные акции и продавая их населению, вкладывают средства, получаемые от продажи собственных акций, в ценные бумаги государства и других предприятий от имени фонда, т.е. формируют собственный портфель ценных бумаг. Доход инвестиционного фонда зависит от того, насколько эффективно его управляющие формируют инвестиционный портфель и оперируют им. Доходы по акциям напрямую зависят от величины совокупного дохода инвестиционного фонда, т.е. этот доход после покрытия всех расходов фонда и убытков, связанных с инвестиционным риском, распределяется в качестве дивидендов владельцам акций инвестиционного фонда.

  И эмитенты, и инвесторы, как правило, редко выходят самостоятельно на фондовый рынок. Чаще всего они прибегают  к помощи профессиональных посредников.

    На  разных этапах развития рынка ценных бумаг его складывающаяся структура и тенденции ее изменения определяются задачами, которые решает данный институт. В процессе массовой приватизации структура рынка соответствовала задаче обмена ваучеров на акции приватизированных предприятий. В постприватизационный период главной задачей рынка стало обслуживание процесса перераспределения  собственности. Субъекты, являющиеся активными участниками  этого процесса, были заинтересованы в приобретении больших пакетов акций на внебиржевом рынке по минимальным ценам и на условиях, обеспечивающих подавление конкуренции со стороны других возможных претендентов на доли собственности. Это стимулировало на  информационную закрытость сделок по купле-продаже ценных бумаг, способствовало развитию различных схем использования инсайдерской информации, объективно ограничивало свободный спрос со стороны портфельных и частных мелких инвесторов. В результате образовался олигополистический рынок с ограниченным числом крупных игроков. Параллельно формировался спекулятивный сектор, делающий ставки  на рост или падение  интереса крупных инвесторов к тем эмитентам, ценные бумаги которых наиболее доступны в розницу, то есть на самые ликвидные ценные бумаги. 

    Сегодня первоочередной задачей является мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов. Население России представляет собой значительный слой потенциальных инвесторов. Мобилизация и привлечение в экономику даже части накоплений населения позволили бы провести реструктурирование многих отечественных предприятий. Кроме того, рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных инвесторов.

          Сегодня для обеспечения  финансирования реконструкции экономики  невозможно полагаться только на бюджетную  систему и банковский сектор. Необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг.

    Особую  актуальность приобретает развитие эффективной и масштабной системы  коллективных инвесторов как посредника между населением и предприятиями.

    В России в настоящее время актуальность системы коллективного инвестирования вызвана, с одной стороны, заинтересованностью населения в   надежном и прибыльном способе помещения своих доходов, с другой стороны - растущими потребностями российских предприятий во внешних   негосударственных источниках финансирования.

      Именно коллективные инвесторы  призваны стать ключевыми финансовыми  посредниками: с одной стороны  - выполнять задачи консолидации  средств  мелких инвесторов, обеспечения  профессионального управления инвестициями, диверсификации риска, а с другой стороны - обеспечивать финансирование       предприятий, позволяя широким массам инвесторов владеть ценными бумагами не напрямую, а опосредованно.

Информация о работе Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами