Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:10, дипломная работа
Вхождение России в мировую систему хозяйственных и финансовых отношений предполагает не только необходимость развития инфраструктуры, соответствующей рыночным принципам хозяйствования, но и практическое, непосредственное функционирование на едином мировом рынке финансовых услуг.
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного инвестирования может показаться не актуальной
По данным Госкомстата России в 2002 году совокупный объем сбережений населения составил 202,6 трлн. руб. или 11,1% от денежных доходов. Структура использования населением своих сбережений представлена в табл.1.
Наиболее предпочтительным для населения способом сбережений является покупка иностранной валюты.
Несмотря на стабилизацию курса рубля и введение валютного коридора, в результате чего доходность вложений в доллары США стала отрицательной, население по-прежнему предпочитает хранить свободные денежные средства в валюте. Огромная масса наличной валюты на руках у населения является омертвленным инвестиционным ресурсом.
На втором месте по популярности у граждан сбережения во вкладах и ценных бумагах, причем 2/3 банковских вкладов населения приходится на Сбербанк РФ. В целом банковские вклады относятся к числу умеренно доходных активов - в 2002 году они по уровню доходности заметно уступали государственным ценным бумагам, но превосходили доходность вложений в наличную валюту. Тем не менее, население придерживается консервативной линии поведения на рынке частных банковских вкладов. Для индивидуального вкладчика главным критерием является надежность банка.
Значительная часть населения предпочитает хранить наличные деньги на руках.
Что касается банковских ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.), то несмотря на свою относительную доступность, они также не пользуются популярностью среди российских граждан. Это связано с опасениями перед возможным банковским кризисом, а также с существованием других более понятных и доходных инструментов таких, как, например, депозитные вклады.
Такая распространенная в мире форма сбережений, как вложения в государственные ценные бумаги, пока не пользуется популярностью у населения.
Прежде всего, часть государственных долговых обязательств не предназначена для инвестирования средств населения, да и инфраструктура этого рынка не приспособлена для работы со средствами мелких инвесторов. Несмотря на то, что облигации государственного сберегательного займа выпускались специально для населения, по разным оценкам физические лица приобрели от 30 до 50 процентов выпущенных облигаций. В основном же операции с этими бумагами ведут крупные банки и инвестиционные компании.
Таблица 1
Структура сбережений населения России за 2002 год1
Январь-апрель 2001г. | Январь-апрель 2002г. | |
Денежные
доходы
Денежные расходы Из них использовано на: 1.обязательные платежи |
1трлн.
410,7 млрд.
1трлн.
410,5 млрд. 9,1% |
1
трлн. 824,8 млрд.
1
трлн. 817,1 млрд. 9,7% |
|
81,3% |
79,2% |
в том числе: - во вкладах и ценных бумагах -покупка валюты -наличные деньги на руках |
3,7% 5,9% 0,02% |
4,9% 5,8% 0,4% |
С III квартала 1999 года до конца 2000 года в Москве был проведен эксперимент: введена льгота на доходы физических лиц, получаемые от инвестиций в ценные бумаги, приобретенные у профессиональных участников рынка ценных бумаг. Льгота распространялась на доходы, которые должны были поступать в бюджет города (согласно действующему на тот момент законодательству, в городской бюджет должно было поступать 100% соответствующего налога). Практически одновременно на канале «ТВ-Центр» была начата трансляция регулярной программы для частных инвесторов «Доходное место», а в городе была развернута система фондовых центров, ориентированных на оказание фондовых услуг населению.
На протяжении периода действия льготы количество инвесторов – физических лиц, приобретающих ценные бумаги у участвующих в эксперименте профессиональных участников рынка, возросло с 10547 до 42758 человек. За период с III квартала 1999 года по II квартал 2000 года темп прироста частных инвесторов составил в среднем 24,75%. В дальнейшем, когда была принята новая редакция Закона г. Москвы от 14 июня 2000г. « О льготах по подоходному налогу с физических лиц», прирост за квартал составил 101%. После введения в действие части второй Налогового Кодекса РФ, de facto отменивший льготу на территории Москвы, количество инвесторов – физических лиц стало стремительно сокращаться. По сравнению с IV кварталом 2000 года темп снижения в I квартале 2001 года составил 8%, а во II квартале - уже 52%.2
Рис.1. Операции с ценными бумагами частных инвесторов (млрд.руб)3
На рис. 1 показано изменение суммарных объемов инвестиций физических лиц и объемов проводимых ими операций в поквартальном исчислении. За все время проведения эксперимента (неполные 2 года) суммарный объем инвестиций вырос в 5,5 раза, а объемы операций на вторичном рынке – почти в 35 раз. Это свидетельствует о том, что в сложившихся условиях население более склонно осуществлять на рынке ценных бумаг краткосрочные вложения, объемы которых растут почти в пять раз быстрее, чем долгосрочных. Однако и рост последних тоже очень значителен. Отметим, что тенденция к повышению динамики суммарного оборота инвесторов – физических лиц хорошо заметна в течении всего периода проведения эксперимента. Примечательно, что в 4 квартале 1999 года по сравнению с предыдущем кварталом относительный рост рассматриваемого показателя составил 343%. Это можно охарактеризовать как психологическую реакцию частных инвесторов на принятие Закона г. Москвы от 3 августа 1999г. «О применении Закона г. Москвы от 24 марта 1999 №10». Затем до конца IV квартала 2000 года ежеквартальный прирост суммарного оборота происходил более умеренными темпами. Согласно экспертным оценкам, доходность операций с ценными бумагами в результате введения в Москве специальной льготы возросла в среднем на 20%. Таким образом, ценовая эластичность суммарного объема долгосрочных инвестиций населения в данном случае превысила значение 22. Это полностью опровергает тезис о том, что интерес мелких инвесторов к рынку ценных бумаг практически отсутствует.4
В то же время, по оценкам экспертов, на руках у российского населения находится иностранной валюты на сумму около $50 млрд. Эти валютные накопления являются незадействованным инвестиционным ресурсом. Поэтому государству необходимо вывести их из пассивного состояния в самое ближайшее время и перераспределить в реальный сектор экономики. Но сегодняшние реалии таковы, что само российское население, даже при значительном падении курса американского доллара по отношению к рублю, пока не очень спешит расстаться со своей любимой валютой.
Важнейшую роль в перемещении средств в рамках финансовой системы играют финансовые посредники (институты), взаимодействующие с хозяйствующими субъектами, населением и между собой. Их деятельность по сути сводится к аккумулированию небольших сбережений многих мелких владельцев (инвесторов) и последующему долгосрочному инвестированию аккумулированных средств. В России институт коллективных инвестиций появился десять лет назад. В 1993 году в период массовой приватизации в стране начали появляться первые чековые инвестиционные фонды.
В мире известны три типа финансовых посредников5. Это посредники депозитного типа, к которым относятся коммерческие банки, сберегательно-кредитные ассоциации, взаимные сберегательные банки, кредитные союзы.
Другой тип финансовых посредников - контрактно- сберегательные. Ими могут быть компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды.
И, наконец, к посредникам инвестиционного типа относятся взаимные (паевые, открытые инвестиционные) фонды, трастовые фонды, инвестиционные компании закрытого типа.
В
принципе все указанные типы финансовых
посредников можно
Потребность в коллективном инвестировании рождена тем, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними и нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со стороны населения.
Но
даже в том случае, когда выпуск
ОГСЗ изначально был рассчитан на
население, результаты их размещения показали,
что они в основном вращаются
на оптовом рынке между крупными
банками и инвестиционными
В начале декабря 2001 года произошло давно ожидаемое на рынке ценных бумаг событие: вступил в силу закон, регулирующий рынок коллективных инвестиций. Закон с нетерпением ждали, в первую очередь, профессиональные участники, и на него сейчас возлагают большие надежды как на силу, способную сдвинуть российский фондовый рынок на качественно новый уровень. Особым предметом гордости регулятора этого рынка - ФКЦБ - является то, что, по ее мнению, этот закон соответствует самым высоким мировым стандартам и вписывается в нормы Европейского сообщества, регулирующие инструменты коллективных инвестиций.
Начало 2003 года ознаменовалось бурным подъемом рынка коллективных инвестиций. Только за первый квартал 2003 года число паевых фондов, работающих на рынке, увеличилось на 25%, а общая сумма средств в них приближается к отметке 0,5 млрд. долл. Население и институциональные инвесторы все с большим доверием относятся к подобным финансовым инструментам. А разворачивающаяся пенсионная реформа увеличит число потенциальных клиентов управляющих компаний в десятки раз.
Более точно соответствует понятию коллективного инвестора - инвестиционные коллективные инвесторы. В данном случае понятие "коллективный инвестор" подразумевает осознанное и целенаправленное вложение средств (сбережений) мелким инвестором в определенное предприятие (фонд) в расчете на последующие коллективные прибыльные вложения аккумулированных средств.
В
России среди акционерных
Инвестиционный фонд и чековый инвестиционный фонд образовывались исключительно в форме открытого акционерного общества. Но если первый мог выбирать – быть закрытым или открытым инвестиционным фондом, то второй однозначно обязан стать закрытым, то есть он лишен права выкупать у акционеров свои акции. Как фонды закрытого типа чековые инвестиционные фонды не проводили активных операций с портфелем, поскольку над ними не довлело обязательство выкупа акций.
Чековые
инвестиционные фонды не дали сколько-нибудь
заметного дохода акционерам во многом
из-за двойного налогообложения, то есть
двухступенчатого «очищения» прибыли
– сначала общей прибыли
Информация о работе Совершенствование системы платежей за пользование природными ресурсами