Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 02:49, дипломная работа
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.
Сравнивая показатели ПО «Хлебопищекомбинат» и ООО «Булгар Икмэк», они выше у «Хлебопищекомбината», это связано с объемами выпуска продукции и установленными ценами на них, а также затратами на их производство.
Выручка от продажи Ижевских хлебозаводов выше в 3-7 раз. Соответственно выше себестоимость проданных товаров и прибыль от продаж.
Среди хлебозаводов №1,2,5 лидирующее место на рынке место занимает Хлебозавод №2. Прибыль от продаж составила 11638 тыс.руб., а чистая прибыль ниже, чем на Хлебозаводе №3. Это связано с выплатой различных налогов.
Рассмотрим
потребность населения в хлебе и хлебобулочных
изделиях
Таблица 14 – Обеспечение потребности населения в хлебе и хлебобулочных изделиях
Показатель | 2007 год |
Численность населения в г.Агрыз, чел. | 21 200 |
Нормативная потребность в хлебе на 1 человека в год, кг | 130 |
Емкость рынка, т | 2756 |
Фактический объем производства по Агрызу, т | 2186,8 |
Поставка из других регионов, т | 610,9 |
Всего поставляется хлеба и хлебобулочных изделий на рынок, т | 2797,7 |
Численность города по данным на 2007 год составила-21200 человек. Производство хлеба и хлебобулочных изделий в городе Агрыз в 2007 году составило 2186,8 т. Отсюда на 1 жителя города приходится 103,2 кг хлеба, а по норме в год на душу населения требуется около 130 кг. Поэтому в город Агрыз хлеб поставляют из соседней республики.
Рассмотрим,
какую долю рынка занимает город
Агрыз среди остальных поставщиков
хлеба в таблице 15.
Таблица 15 – Емкость рынка хлеба и хлебобулочных изделий
Предприятие | Показатель | |||
Объем реализации, т | Доля рынка, % | |||
2006 год | 2007 год | 2006 год | 2007 год | |
ПО "Хлебопищекомбинат" | 1257,9 | 1468,4 | 51,9 | 52,5 |
ООО "Булгар Икмэк" | 568,3 | 718,6 | 23,5 | 25,6 |
Хлебозавод №1 | 182,3 | 196,4 | 7,5 | 7,1 |
Хлебозавод №2 | 204,8 | 209,6 | 8,5 | 7,5 |
Хлебозавод №5 | 207,4 | 204,9 | 8,6 | 7,3 |
Всего по Агрызу, т | 2420,7 | 2797,7 | 100 | 100 |
Около 80% хлеба и хлебобулочных изделий производится местными предприятиями города- ПО «Хлебопищекомбинат» и ООО «Булгар Икмэк», остальные 20% завозятся из г. Ижевска.
Основным конкурентом рынка является ООО «Булгар Икмэк».
Чтобы предприятию ПО «Хлебопищекомбинат» завоевать большую долю рынка хлеба и хлебобулочной продукции, на мой взгляд, следует расширить ассортимент продукции, проведя маркетинговые исследования среди жителей города, провести рекламную политику.
Проведем
оценку конкурентов предприятия
и стратегического положения «Хлебопищекомбината»
на рынке. Для этого построим матрицу МакКинзи,
показывающую соотношение критериев «притягательность
рынка» -«преимущество предприятия в конкуренции»
и дающей информацию о росте рынка и доле
рынка, которую занимает каждое рассматриваемое
предприятие. Для построения матрицы МакКинзи
сравним отдельные характеристики конкурирующих
представителей отрасли хлебобулочных
изделий:
Таблица 16 - Матрица МакКинзи для предприятий-конкурентов отрасли хлебобулочных изделий
Наименование характеристик | Производители | ||||
ПО"Хлебопищекомбинат" | ООО"Буллгар Икмэк" | Хлебозавод №1 | Хлебозавод №2 | Хлебозавод №5 | |
Качество продукта | высшее | высокое | высокое | высокое | высокое |
Ассортимент | хлеб, батон | хлеб, батон,булка | хлеб,батон, булка, баранки,кондитерские изделия | хлеб,батон, булка, баранки,сушки,кондитерские изделия | хлеб,батон, булка, сушки,баранки,кондитерские изделия |
Цены | ниже рыночные | рыночные | рыночные | рыночные | рыночные |
Расположение производителя | г.Агрыз | г.Агрыз | г.Ижевск | г.Ижевск | г.Ижевск |
Расположение поставщиков сырья | оптовые базы городов Набережные Челны, Елабуга, Ижевск | оптовые базы города Ижевск | оптовые базы города Ижевск | оптовые базы города Ижевск | оптовые базы города Ижевск |
Определим привлекательность рынков хлебобулочной продукции - составляющую анализа с помощью метода МакКинзи, характеризующую среду существования предприятий, а не их деятельность.
Таблица 17 - Рыночная привлекательность хлебобулочных изделий
Критерий оценки | Удельный вес фактора, % | Качественная оценка | Оценка в баллах(1-100) | Итоговая оценка |
Рост рынка | 30 | Возможен при расширении рынка сбыта или ухода конкурентов | 80 | 24 |
Возможность для изменения цен | 25 | При снижении себестоимости или получении налоговых льгот | 50 | 12,5 |
Сложность вступительных барьеров | 10 | Небольшая для вновь входящих | 20 | 2 |
Влияние потребителей | 35 | Потребители имеют сложившуюся приверженность к некоторым видам продукции | 90 | 31,5 |
Итого: | 100 | - | - | 70 |
Экспертным методом выбираются критерии оценки отрасли, определяют их удельный вес по влиянию на рынок и дается балльная оценка этих факторов.
Используя
таблицу сравнительных
Таблица 18 - Относительные преимущества
Относительные преимущества в конкуренции | Удельный вес фактора,% | ПО "Хлебопищекомбинат" | ООО"Булгар Икмэк" | Хлебозавод №1 | Хлебозавод №2 | Хлебозавод №5 | |||||
Баллы 1-100 | Общие оценки | Баллы 1-100 | Общие оценки | Баллы 1-100 | Общие оценки | Баллы 1-100 | Общие оценки | Баллы 1-100 | Общие оценки | ||
Качество продукта | 30 | 90 | 27 | 60 | 18 | 60 | 18 | 70 | 21 | 60 | 18 |
Ассортимент | 15 | 70 | 10,5 | 80 | 12 | 50 | 7,5 | 50 | 7,5 | 50 | 7,5 |
Цены | 25 | 50 | 12,5 | 60 | 15 | 50 | 12,5 | 60 | 15 | 50 | 12,5 |
Технологии производства | 15 | 30 | 4,5 | 50 | 7,5 | 40 | 6 | 40 | 6 | 50 | 7,5 |
Расположение постащиков сырья | 15 | 70 | 10,5 | 70 | 10,5 | 60 | 9 | 70 | 10,5 | 70 | 10,5 |
Итого | - | - | 65 | - | 63 | - | 53 | - | 60 | - | 56 |
По данным таблиц 16 и 17 построим матрицу МакКинзи, которая представлена в приложении 5, откладываем значения по осям координат для предприятий.
Матрица показывает положение на рынке производителей хлеба ПО «Хлебопищекомбинат» и его конкурентов в условиях одинаковой привлекательности рынка для всех производителей. Объем кругов пропорционален доле рынка, занимаемой в представленном регионе предприятиями.
По результатам матричных данных ПО «Хлебопищекомбинат» занимает лидирующее положение, но по оценке конкурентных преимуществ предприятие ООО «Булгар Икмэк» выпускает достаточно конкурентную продукцию, чтобы завоевать большую долю рынка.
Для данного направления деятельности ПО «Хлебопищекомбинат» рекомендуется применять стратегию сегментирования рынка. Стратегия сегментирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном и часто единственном сегменте рынка, выделяемом на основе поведенческого, демографического, географического (случай ПО «Хлебопищекомбината»), психографического принципа. Предприятие может обслуживать свой узкий целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают свои ресурсы на всем рынке. В результате на целевом рынке можно создать конкурентное преимущество стратегии дифференциации, либо стратегии наименьших издержек. Необходимые рыночные условия для ее осуществления таковы: наличие существующих групп потребителей, имеющих различные потребности и приверженности к продукции определенного производителя; конкуренты не пытаются специализироваться на конкретных группах потребителей, предпочитая обслуживать все группы потребителей. В данном случае предприятию желательно завоевать и удерживать лидерство в обслуживании г. Агрыз либо же расширять свой рынок сбыта за счет обслуживания и других городов тоже. Преимущества данной стратегии выражаются в получении предприятием дополнительного роста объема продаж и получения сверхприбыли за счет специализации предприятия на конкретном сегменте рынка (географическом районе). Для ограниченного круга потребителей можно использовать преимущества стратегии снижения себестоимости. Основными требованиями к организации производства для данной стратегии являются наличие собственной розничной сети, организация структуры управления по товарным группам. Дестабилизирующими факторами для внедрения стратегии сегментирования становится то, что различия в характеристиках товара для целевого сегмента и всего рынка становятся несущественными.
На предприятии отсутствует отдел маркетинга. Рекомендуется создать данную службу. Отдел маркетинга мог бы проводить качественные исследования на базе опросов населения города, разработать фирменный стиль упаковки товаров. Для хлебобулочных изделий рекомендуется применять герметичные упаковки, которые позволяют изделиям дольше храниться, повышают гигиеничность хранения, дают возможность использовать маркировку на упаковке. Также в собственных магазинах необходимо применять скидки, чтобы обеспечить ценовую конкурентоспособность. Ёще одним методом продвижения для пищевых продуктов является посещение специализированных выставок. Метод дорогостоящий, так как необходимо разработать стенд с продукцией и презентационные рекламные материалы, но очень эффективный.
Таким образом, для
3.2 Обоснование
потенциальной емкости рынка
Испытывая разные потребности, реальные и потенциальные потребители предъявляют к товару различные требования и, следовательно, по-разному реагируют на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. Поэтому изучение предпочтений потребителей является основополагающим направлением, которое предусматривает изучение потребительского поведения и отношения к товару, знания его торговых марок, а также узнавание товаров конкретного производителя, внимания, информированности, восприятия рекламы и ее привлекательности.
Среди жителей города Агрыз было проведено исследование реальных и потенциальных потребителей продукции ПО «Хлебопищекомбинат». В исследовании приняли участие 40 человек, отбор которых проходил в соответствии со связанными квотами по полу и возврату. Анкета опрошенных жителей представлена в приложении 6.
Как показал опрос, потребителями хлебобулочных изделий ПО «Хлебопищекомбинат» является 37 респондентов, или 92,5% всех опрошенных.
Согласно диаграмме рисунка 1 (приложение 7), большая часть потребителей - молодежь и студенты, из них активно выделяются мужчины. Если говорить о доходах, то у большей части потребителей – 42,5% - уровень дохода составляет 3001-4500рублей, вторую позицию занимают потребители с доходом от 4501-6000 рублей-20%, за ними следуют с доходами от 500-1501 и 6001-7500 – 12,5% респондентов. Сведения об опрошенных жителях приведены в приложении 8.