Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 02:49, дипломная работа
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.
Для привлечения большего количества работников необходимо создать благоприятные условия труда, чтобы была какая-либо мотивация к труду, поощрять работников премиями, которые выполнили норму работы, обеспечить работников санаторно-курортным лечением.
Нужно сказать, что большой эффект на производительность труда оказывает оплата труда. Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами. Взаимосвязь между оплатой труда и производительностью представлена в таблице 8.
По данному предприятию можно сказать, что темпы роста оплаты труда больше темпов роста производительности труда, хотя и незначительно. В реальности должно быть наоборот. Следовательно, предприятие не имеет резервов повышения заработной платы без серьезных качественных изменений условий труда и существующего роста темпов производительности труда для того, чтобы они опережали рост заработной платы.
Таблица 8 - Анализ взаимосвязи производительности и оплаты труда
Показатель | Год | ||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Число работающих, чел. | 73 | 56 | 54 | 50 | 52 |
Произведено на 1 работающего, тыс.руб. | 124,8 | 199,3 | 224 | 336,6 | 470,6 |
Темп роста производительности труда, % | 100 | 118,7 | 112,4 | 150,3 | 139,8 |
Оплата труда на 1 среднегодового работника, руб. | 1303 | 1828 | 2402 | 4037 | 4836 |
Темп роста оплаты труда, % | 100 | 140,3 | 131,4 | 168,1 | 119,8 |
2.3 Эффективность
производства продукции
Эффективность производства является формой выражения цели производства и показывает конечный, полезный эффект от применения средств производства и живого труда, отдачу совокупных вложений.
Объем
производства и реализации продукции
- взаимозависимые показатели. В условиях
ограниченных производственных возможностей
и при неограниченном спросе на первое
место выдвигается объем производства
продукции. Но по мере насыщения рынка
и усиления конкуренции не производство
определяет объем продаж, а, наоборот возможный
объем продаж является основой разработки
производственной программы.
Таблица 9 – Эффективность производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий
Показатель | Год | ||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Объем реализации продукции, т | 967 | 1002 | 960 | 1243 | 1468,4 |
Средняя цена 1 т, руб. | 10067 | 10390 | 11397 | 12578 | 13323 |
Выручка, тыс.руб. | 9734,8 | 10410,8 | 10941,2 | 15634,5 | 19563,5 |
Полная себестоимость, тыс.руб. | 9675,8 | 10334,8 | 10778,2 | 15365,5 | 18910,5 |
Прибыль, тыс.руб. | 59 | 76 | 163 | 269 | 653 |
Уровень рентабельности, % | 0,6 | 0,7 | 1,5 | 1,75 | 3,45 |
Объем реализации продукции ежегодно увеличивается. Это связано с увеличением объемов выпускаемой продукции. Средняя цена 1 тонны продукции также увеличивается. Это связано, прежде всего, с инфляцией цен. Прибыль от продажи продукции возрастает. Увеличение рентабельности продукции связано, прежде всего, выгодностью ее производства для ПО «Хлебопищекомбинат».
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. Группировка затрат по элементам необходима для изучения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости производства в целом и выявления возможностей повышения использования того или иного ресурса.
Элементы
затрат: материальные расходы; расходы
на оплату труда; суммы начисленной
амортизации; прочие расходы.
Таблица 10 – Структура себестоимости производства хлеба и хлебобулочных изделий
Показатель | Год | |||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Сырье, основные и вспомогательные материалы | 4354 | 61,9 | 4636 | 50,7 | 5764 | 45,2 | 7812 | 48,5 | 11848 | 53,6 |
Топливо, энергия на технологические цели | 256 | 3,6 | 188 | 2,1 | 472 | 3,7 | 805 | 5,1 | 1161 | 5,2 |
в том числе: | ||||||||||
топливо | 196 | 2,8 | 88 | 0,9 | 162 | 1,3 | 205 | 1,3 | 303 | 1,4 |
газ | 23 | 0,3 | 47 | 0,6 | 124 | 0,9 | 270 | 1,7 | 386 | 1,7 |
электроэнергия | 37 | 0,5 | 53 | 0,6 | 186 | 1,5 | 330 | 2,1 | 472 | 2,2 |
Прочие прямые расходы | 1223 | 17,4 | 2680 | 29,3 | 4252 | 33,3 | 4216 | 26,3 | 4984 | 22,6 |
в том числе: | ||||||||||
плата за воду | 23 | 0,3 | 40 | 0,4 | 54 | 0,4 | 61 | 0,4 | 78 | 0,4 |
ГСМ | 102 | 1,5 | 256 | 2,8 | 321 | 2,5 | 357 | 2,2 | 492 | 2,2 |
производственные работы | 49 | 0,7 | 40 | 0,5 | 57 | 0,4 | 95 | 0,6 | 102 | 0,5 |
топливо на отопление | 346 | 4,9 | 427 | 4,7 | 470 | 3,7 | 203 | 1,3 | 194 | 0,8 |
| ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
газ на отопление | 44 | 0,6 | 58 | 0,6 | 64 | 0,5 | 251 | 1,6 | 85 | 0,4 |
электроэнергия на отопление и освещение | 114 | 1,6 | 239 | 2,6 | 291 | 2,3 | 396 | 2,5 | 263 | 1,2 |
расходы на обязательное и добровольное страхование имущества | 17 | 0,3 | 5 | 0,1 | 18 | 0,2 | 24 | 0,2 | 23 | 0,1 |
прочие расходы по содержанию помещений | 220 | 3,2 | 273 | 2,9 | 774 | 6,1 | 388 | 2,4 | 448 | 2,1 |
прочие расходы | 308 | 4,3 | 1342 | 14,7 | 2203 | 17,3 | 2441 | 15,2 | 3119 | 14,2 |
Общепроизводственные расходы | 148 | 2,1 | 183 | 2 | 237 | 1,8 | 332 | 2,1 | 461 | 2,1 |
Расходы по оплате труда | 939 | 13,3 | 1452 | 15,8 | 1982 | 15,5 | 2828 | 17,5 | 3541 | 16,1 |
в том числе: | ||||||||||
производственных рабочих | 191 | 2,7 | 280 | 3,1 | 395 | 3,1 | 660 | 4,2 | 715 | 3,2 |
прочих работников | 748 | 10,6 | 1172 | 12,8 | 1587 | 12,4 | 2168 | 13,5 | 2826 | 12,8 |
Налоги и сборы | 117 | 1,7 | 9 | 0,1 | 59 | 0,5 | 76 | 0,5 | 83 | 0,4 |
Итого | 7037 | 100 | 9148 | 100 | 12766 | 100 | 16069 | 100 | 22078 | 100 |
Наибольший
удельный вес в структуре затрат
занимают затраты на сырье, основные
и вспомогательные материалы, т.к. являются
основными при производстве продукции.
Далее по значимости занимают затраты
на отопление и освещение, на страхование
имущества, на содержание помещений и
прочие расходы. При производстве продукции
необходимы трудовые ресурсы и соответственно
требуется оплачивать их труд, поэтому
расходы по оплате труда расположены на
третьем месте. Наименьший удельный вес
занимают затраты на топливо, энергию,
а также общепроизводственные расходы
и затраты на выплату налогов и сборов.
2.4
Анализ финансовой устойчивости
Финансовое состояние предприятия - это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность и вовремя рассчитываться по своим обязательствам.
Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самофинансирования.
Финансовое
состояние предприятия, его устойчивость
и стабильность зависят от результатов
его производственной, коммерческой
и финансовой деятельности. Поэтому финансовая
деятельность как составная часть хозяйственной
деятельность должна быть направлена
на обеспечение планомерного поступления
и расходования денежных ресурсов, выполнение
расчетной дисциплины, достижение рациональных
пропорций собственного и заемного капитала
и наиболее эффективное его использование.
Таблица 11 – Оценка финансовой устойчивости предприятия
Показатель | Год | ||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Коэффициент концентрации собственного капитала | 0,03 | 0,009 | 0,78 | 0,82 | 0,72 |
Коэффициент концентрации заемного капитала | 0,97 | 0,99 | 0,22 | 0,18 | 0,28 |
Коэффициент финансовой зависимости | 33,02 | 106,5 | 1,28 | 1,22 | 1,4 |
Коэффициент текущей задолженности | 0,97 | 0,99 | 0,22 | 0,18 | 0,28 |
Коэффициент устойчивого финансирования | 0,03 | 0,009 | 0,78 | 0,82 | 0,72 |
Коэффициент финансовой независимости капитализированных источников | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом | 0,03 | 0,009 | 3,58 | 4,57 | 2,49 |
Коэффициент финансового риска | 33,02 | 105,5 | 0,28 | 0,22 | 0,4 |
Коэффициент концентрации собственного капитала показывает какая часть активов сформирована за счет собственных источников средств. С 2003-2007 года он нестабилен. Это значит, что предприятие осуществляет свою деятельность не только за счет собственных, но и заемных средств.
Коэффициент финансовой зависимости обратный коэффициенту финансовой независимости. Он показывает, какая сумма активов приходится на рубль собственных средств. Доля заемных средств в 2003 и 2004 годах составляет большую часть, чем собственные.
Коэффициент
текущей задолженности
Таблица 12 – Анализ коэффициента ликвидности
Показатель | Рекомендуемые
показатели |
На
начало 2003 года |
На
начало 2004 года |
На
начало 2005 года |
На
начало 2006 года |
На
начало 2007 года |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2-0,7 | 0,003 | - | 0,0076 | 0,0029 | 0,039 |
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности | 0,8-1,0 | 0,06 | 0,16 | 0,17 | 0,105 | 0,109 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,0-2,0 | 1,03 | 0,18 | 0,6 | 0,8 | 0,5 |