Совершенствование маркетинговой деятельности Потребительского Общества «Хлебопищекомбинат» г. Агрыз Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 02:49, дипломная работа

Описание работы

Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.

Работа содержит 1 файл

Динара.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

     Таким образом, так как хлебобулочная  продукция пользуется постоянным и повсеместным спросом у населения, то хлебозаводы имеют благоприятные условия для увеличения объемов производства. Однако, только правильно организовав производство хлебобулочных изделий, предприятие может получить положительные результаты. 

    1. Значение  маркетинга в перерабатывающей промышленности
 
           Надежное обеспечение населения продуктами питания зависит от эффективности функционирования продовольственного рынка, в том числе и рынка хлебобулочной продукции. Рынок хлебобулочной продукции, как конкретная форма экономических связей, посредством различных рычагов воздействия приспосабливает структуру отрасли растениеводства и перерабатывающей промышленности к объему и структуре потребностей населения региона. При этом эффективность функционирования рынка определяется степенью удовлетворенности потребностей населения в хлебе и хлебобулочных изделиях, что подразумевает не только поставку хлебобулочной продукции на рынок, т.е. ее предложение, но и экономические возможности потребителей приобрести данную продукцию в необходимом количестве и ассортименте.

          В новых условиях хозяйствования в деятельности всех предприятий АПК центральным рычагом управления должен стать маркетинг. Только с его помощью можно создать производство, ориентированное на потенциального потребителя продукции. Маркетинговые методы традиционно применяются в организациях, ориентированных на получение прибыли. Вся деятельность фирмы, начиная с разработки новой продукции и технологий, формирования ассортимента, установления цен на различные товары и завершая их продвижением на рынок, установлением длительных связей с конечными потребителями, подчиняется законам маркетинга. При все более возрастающей конкуренции без грамотного использования маркетинга невозможно просто выжить, а тем более, преуспеть. [27,с.88]

            Маркетинг в перерабатывающей промышленности - это эффективная система деятельности предприятий по переработке и реализации продукции на основе комплексного изучения потребительских рынков с целью максимизации их прибыли, удовлетворения потребностей запросов покупателей.

           В условиях перехода к многообразию форм собственности и хозяйствования в основе организации сбыта хлеба и хлебобулочной продукции должны лежать маркетинговые исследования, обеспечивающие детальное изучение рынка хлебобулочной продукции и его конъюнктуры, а также оценку возможностей товаропроизводителей.

          Для создания конкурентоспособного производства, структурной перестройки экономики на предприятиях хлебопекарной  промышленности, достижения сбалансированности спроса и предложения требуются новые подходы к организации органов управления производством и сбытом продукции, в формах и методах которых ведущими должны стать маркетинговые начала, т. е. полная ориентация на удовлетворение потребностей конкретных потребителей, на приспособление хлебозаводов к требованиям рынка. Основными функциями маркетинговой службы должны стать: изучение спроса и поведения потребителей, сегментирование рынка, определение его емкости, анализ условий конкуренции, исследование вопросов сбыта и его прогноз, разработка стратегии и тактики поведения производителей на рынке. 

    1. Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии
 

          Формирование и развитие маркетинговой деятельности на любом предприятии перерабатывающей промышленности означает организацию работы в области производства и сбыта продукции по конкретной программе. Современная концепция маркетинга определяет работу предприятия на основе информации о потребительском спросе и его изменениях в ближайшей перспективе. Маркетинг может быть использован на любом предприятии перерабатывающей промышленности независимо от объема и характера реализации продукции. Правильное определение его роли и организационной структуры имеет значительное влияние на удовлетворение запросов покупателей.

           Наиболее эффективной считается концепция маркетинга, когда в функциональный центр предприятия входит потребитель. В этом случае оно осуществляет ориентацию на клиента, в рамках которой все функциональные подразделения перерабатывающего предприятия работают сообща с целью наилучшего обслуживания потребителя и удовлетворения его запросов. Маркетинг здесь должен играть центральную роль, поскольку лишь в этом случае предприятие может точно обосновать и эффективно удовлетворить запросы потребителей.

          Безусловно, маркетинг играет наибольшую  роль в первую очередь в  организациях, действующих в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организаций существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем инструментам комплекса маркетинга. Возможности и эффективность применения маркетинга в значительной степени зависят от типа рынка, особенностей производимых и продаваемых продуктов, уровня конкурентной борьбы. [22,с.134]

           Разработка мероприятий по совершенствованию  маркетинговой деятельности для фирмы сегодня является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности любой фирмы. Даже самый лучший товар с превосходными характеристиками не может обладать достаточным уровнем конкурентоспособности без предварительной подготовки потребителей. Поэтому в настоящее время актуальность совершенствования маркетинговой деятельности на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и ее важным элементом.

      Маркетинговая деятельность должна обеспечить:

         1. надежную, достоверную и своевременную  информацию о рынке, структуре  и динамике конкретного спроса, вкусах и предпочтениях покупателей, то есть информацию о внешних условиях функционирования фирмы;

         2. создание такого товара, набора  товаров (ассортимента), который  более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;

         3. необходимое воздействие на  потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.

    Методы  маркетинговой деятельности (приложение 1) заключаются в том, что проводятся:

- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;

- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

- изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка;

- планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;

- обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;

- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.;

- управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;

-удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара.

         Развивая маркетинговую деятельность, российские предприятия налаживают сотрудничество со специализированными организациями. Это различного рода консультационные и исследовательские компании, образовательные учреждения, агентства по рекламе и связям с общественностью. 

     Основными принципами маркетинговой деятельности выступают:

- ориентация деятельности предприятия на нужды потребителей, удовлетворение рыночного спроса потребителей;

- гармонизация спроса и предложения на рынке;

- системное, гибкое и постоянное реагирование на тенденции, конъюнктуру рынка, состояние и диалектику спроса;

- программно-целевое и комплексное решение проблем, достижение целей и задач маркетинга;

- единство стратегии, тактики и оперативной деятельности маркетинговой деятельности;

- ориентация маркетинговой деятельности на перспективу;

- формирование высоконравственного, высококультурного, гармоничного, интеллектуального потребителя и соответствующих запросов и потребностей.

           Концепция развития маркетинговой  деятельности представляет собой понимание и изложение проблемы создания единой маркетинговой программы предприятия. Основные направления развития маркетинговой деятельности предприятия должны послужить началом практических действий и научных исследований в области разработки маркетинговых мероприятий.

     Комплексная программа маркетинговой деятельности на предприятии представляет перечень взаимоувязанных  мероприятий, направленных на эффективное функционирование предприятия, повышение его конкурентоспособности и реализацию конкретных проектов. При этом основное внимание уделяется вопросам изучения рыночной конъюнктуры, определения характера функционирования предприятия в условиях рынка, обеспечения рынка сбыта предприятия, научно-технической продукции, налаживания и поддержания партнерских отношений с клиентами, государственными учреждениями, предприятиями, средствами массовой информации. Именно служба маркетинга должна отслеживать рыночную ситуацию и ориентировать предприятие на создание консалтинговых структур, деятельность на рынке наукоемких технологий и научно-технической продукции. [3,стр.25]

В любой  организации осуществляется контроль за деятельностью. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях организации и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает:

- контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта;

- контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат;

- стратегический контроль маркетинга.

         Таким образом, маркетинговый  контроль является действительным  инструментом повышения эффективности маркетинговой и предпринимательской деятельности фирмы.

      Формирование  маркетинговых служб на сельскохозяйственных предприятиях находится на стадии становления и развития. Большинство предприятий не имеют в своей организационной структуре службы по маркетингу. Такая ситуация является широко распространенной. Основными причинами, по которым предприятия отказываются от создания службы маркетинга являются:

- большие затраты на создание такой службы;

- ориентация предприятия на производство, на управление финансами;

- сомнения по поводу практической полезности создания маркетинговой службы. [19,с.37]

         Измерение финансовой эффективности маркетинга – одна из сложнейших задач в теории и практике управления. Нужно уметь выделять инвестиционные расходы на маркетинг и соотносить их с дополнительным денежным потоком, который генерируется за счет маркетинговых мероприятий. Существуют общие подходы, но нет решений, пригодных для всех. Каждая компания вырабатывает собственные подходы к управлению инвестициями в маркетинг. Обычно выделяем три группы расходов на маркетинг: управленческие расходы, расходы на поддержку продаж, расходы на создание и поддержание бренда. Первые две группы – это расходы текущего периода, они учитываются при расчете прибыли, а третья – инвестиции. Точно определить величину денежного потока, созданного за счет этих инвестиций можно только при наличии «воронки продаж», позволяющей отследить источники поступления контактов за счет маркетинговых мероприятий, и зафиксировать результативность всех этапов работы с клиентами. В этом случае показатели отдачи на инвестиции в маркетинг становятся практически полезным инструментом, поддерживающим принятие стратегических решений.

     Инвестиции  в маркетинг стоит начинать с  вопросов о предполагаемом сроке  инвестиций, ожиданиях роста и  расположенности к риску. Ответив на них, будет проще увязать цели маркетологов и цели всей компании.  Например, компании необходим рост в смежных отраслях бизнеса. Значит, маркетологи должны сделать так, чтобы как можно больше людей узнали ее бренд, полюбили его и стали охотно покупать ее самые разные продукты.

     Чтобы оптимизировать инвестиции с разными сроками и критериями окупаемости, да к тому же предназначенные для разных брендов и медиаресурсов, очень важно, определяя свои цели в отношении тех или иных сегментов и медиаканалов, разделять задачи «поддержки» и «роста». Под инвестициями «в поддержку» мы понимаем минимальные расходы, необходимые, чтобы удерживать твердые позиции на рынке. Рассчитывают объем инвестиций «в поддержку», оценивая расходы конкурентов, анализируя динамику насыщения рынка и циклы покупок. Цель инвестиций «в рост» — увеличить долю бренда на рынке, добиться последовательного роста потребления или привлечь новых покупателей для той или иной категории товаров.

     С точки зрения директоров, залог экономической  эффективности — инвестирование в те направления бизнеса, которые приносят максимальную прибыль. С точки зрения маркетологов, залог экономической эффективности — ставка на самые сильные стороны бренда, и от этого нужно отталкиваться, разрабатывая рекламные кампании и планируя расходы на них. В этом случае маркетологи смогут более точно формулировать рекламные сообщения, нацеливая их на конкретных потребителей и подбирая соответствующие СМИ. Это позволит им добиться оптимального (в смысле скорости и величины) «возврата» на инвестированный капитал, что особенно важно в условиях стремительного увеличения количества медиаканалов и потребительских сегментов. Когда маркетологи мыслят категориями экономической эффективности, они начинают лучше понимать, например, что выгоднее — бороться за узнаваемость бренда или развивать лояльность потребителей к нему, какие потребители обещают большую прибыль, а какие более всего подвержены воздействию маркетинговых программ на тех или иных стадиях принятия решений о покупке.

        Кроме положительных сторон в  маркетинге также существуют  и проблемы. Как известно, маркетинг является достаточно молодым направлением экономики в нашей стране, в связи, с чем хочется отметить, что существует такая проблема как неправильная интерпретация данной науки.  Причем, к сожалению, такое непонимание со стороны руководства сути маркетинга встречается очень часто во многих организациях, не говоря уже о том, какое мнение, бытует среди рядовых граждан. С недавних пор, практически в каждой фирме имеется отдел маркетинга.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности Потребительского Общества «Хлебопищекомбинат» г. Агрыз Республики Татарстан