Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 02:49, дипломная работа
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.
Таким
образом, так как хлебобулочная
продукция пользуется постоянным и
повсеместным спросом у населения, то
хлебозаводы имеют благоприятные условия
для увеличения объемов производства.
Однако, только правильно организовав
производство хлебобулочных изделий,
предприятие может получить положительные
результаты.
Надежное обеспечение населения продуктами
питания зависит от эффективности функционирования
продовольственного рынка, в том числе
и рынка хлебобулочной продукции. Рынок
хлебобулочной продукции, как конкретная
форма экономических связей, посредством
различных рычагов воздействия приспосабливает
структуру отрасли растениеводства и
перерабатывающей промышленности к объему
и структуре потребностей населения региона.
При этом эффективность функционирования
рынка определяется степенью удовлетворенности
потребностей населения в хлебе и хлебобулочных
изделиях, что подразумевает не только
поставку хлебобулочной продукции на
рынок, т.е. ее предложение, но и экономические
возможности потребителей приобрести
данную продукцию в необходимом количестве
и ассортименте.
В новых условиях хозяйствования в деятельности всех предприятий АПК центральным рычагом управления должен стать маркетинг. Только с его помощью можно создать производство, ориентированное на потенциального потребителя продукции. Маркетинговые методы традиционно применяются в организациях, ориентированных на получение прибыли. Вся деятельность фирмы, начиная с разработки новой продукции и технологий, формирования ассортимента, установления цен на различные товары и завершая их продвижением на рынок, установлением длительных связей с конечными потребителями, подчиняется законам маркетинга. При все более возрастающей конкуренции без грамотного использования маркетинга невозможно просто выжить, а тем более, преуспеть. [27,с.88] Маркетинг в перерабатывающей промышленности - это эффективная система деятельности предприятий по переработке и реализации продукции на основе комплексного изучения потребительских рынков с целью максимизации их прибыли, удовлетворения потребностей запросов покупателей. В условиях перехода к многообразию форм собственности и хозяйствования в основе организации сбыта хлеба и хлебобулочной продукции должны лежать маркетинговые исследования, обеспечивающие детальное изучение рынка хлебобулочной продукции и его конъюнктуры, а также оценку возможностей товаропроизводителей.
Для создания конкурентоспособного производства,
структурной перестройки экономики на
предприятиях хлебопекарной промышленности,
достижения сбалансированности спроса
и предложения требуются новые подходы
к организации органов управления производством
и сбытом продукции, в формах и методах
которых ведущими должны стать маркетинговые
начала, т. е. полная ориентация на удовлетворение
потребностей конкретных потребителей,
на приспособление хлебозаводов к требованиям
рынка. Основными функциями маркетинговой
службы должны стать: изучение спроса
и поведения потребителей, сегментирование
рынка, определение его емкости, анализ
условий конкуренции, исследование вопросов
сбыта и его прогноз, разработка стратегии
и тактики поведения производителей на
рынке.
Формирование и развитие маркетинговой деятельности на любом предприятии перерабатывающей промышленности означает организацию работы в области производства и сбыта продукции по конкретной программе. Современная концепция маркетинга определяет работу предприятия на основе информации о потребительском спросе и его изменениях в ближайшей перспективе. Маркетинг может быть использован на любом предприятии перерабатывающей промышленности независимо от объема и характера реализации продукции. Правильное определение его роли и организационной структуры имеет значительное влияние на удовлетворение запросов покупателей. Наиболее эффективной считается концепция маркетинга, когда в функциональный центр предприятия входит потребитель. В этом случае оно осуществляет ориентацию на клиента, в рамках которой все функциональные подразделения перерабатывающего предприятия работают сообща с целью наилучшего обслуживания потребителя и удовлетворения его запросов. Маркетинг здесь должен играть центральную роль, поскольку лишь в этом случае предприятие может точно обосновать и эффективно удовлетворить запросы потребителей. Безусловно, маркетинг играет наибольшую роль в первую очередь в организациях, действующих в условиях конкурентной борьбы на рынках, где доминируют потребители, и когда у руководства организаций существуют условия для принятия самостоятельных согласованных решений по всем инструментам комплекса маркетинга. Возможности и эффективность применения маркетинга в значительной степени зависят от типа рынка, особенностей производимых и продаваемых продуктов, уровня конкурентной борьбы. [22,с.134]
Разработка мероприятий по |
Маркетинговая деятельность должна обеспечить:
1. надежную, достоверную и своевременную
информацию о рынке, структуре
и динамике конкретного спроса,
вкусах и предпочтениях
2. создание такого товара, набора товаров (ассортимента), который более полно удовлетворяет требованиям рынка, чем товары конкурентов;
3. необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации.
Методы маркетинговой деятельности (приложение 1) заключаются в том, что проводятся:
- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
- изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка;
- планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей;
- обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.;
- управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;
-удовлетворение технических и социальных норм региона, в котором сбывается продукция, что означает обязанность обеспечить должную безопасность использования товара и защиты окружающей Среды, соответствие морально-этическим правилам, должный уровень потребительской ценности товара.
Развивая маркетинговую
Основными принципами маркетинговой деятельности выступают:
- ориентация деятельности предприятия на нужды потребителей, удовлетворение рыночного спроса потребителей;
- гармонизация спроса и предложения на рынке;
- системное, гибкое и постоянное реагирование на тенденции, конъюнктуру рынка, состояние и диалектику спроса;
- программно-целевое и комплексное решение проблем, достижение целей и задач маркетинга;
- единство стратегии, тактики и оперативной деятельности маркетинговой деятельности;
- ориентация маркетинговой деятельности на перспективу;
- формирование высоконравственного, высококультурного, гармоничного, интеллектуального потребителя и соответствующих запросов и потребностей.
Концепция развития
Комплексная
программа маркетинговой
В любой организации осуществляется контроль за деятельностью. Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях организации и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает:
- контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта;
- контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат;
- стратегический контроль маркетинга.
Таким образом, маркетинговый
контроль является
Формирование маркетинговых служб на сельскохозяйственных предприятиях находится на стадии становления и развития. Большинство предприятий не имеют в своей организационной структуре службы по маркетингу. Такая ситуация является широко распространенной. Основными причинами, по которым предприятия отказываются от создания службы маркетинга являются:
- большие затраты на создание такой службы;
- ориентация предприятия на производство, на управление финансами;
- сомнения по поводу практической полезности создания маркетинговой службы. [19,с.37]
Измерение финансовой эффективности маркетинга – одна из сложнейших задач в теории и практике управления. Нужно уметь выделять инвестиционные расходы на маркетинг и соотносить их с дополнительным денежным потоком, который генерируется за счет маркетинговых мероприятий. Существуют общие подходы, но нет решений, пригодных для всех. Каждая компания вырабатывает собственные подходы к управлению инвестициями в маркетинг. Обычно выделяем три группы расходов на маркетинг: управленческие расходы, расходы на поддержку продаж, расходы на создание и поддержание бренда. Первые две группы – это расходы текущего периода, они учитываются при расчете прибыли, а третья – инвестиции. Точно определить величину денежного потока, созданного за счет этих инвестиций можно только при наличии «воронки продаж», позволяющей отследить источники поступления контактов за счет маркетинговых мероприятий, и зафиксировать результативность всех этапов работы с клиентами. В этом случае показатели отдачи на инвестиции в маркетинг становятся практически полезным инструментом, поддерживающим принятие стратегических решений.
Инвестиции в маркетинг стоит начинать с вопросов о предполагаемом сроке инвестиций, ожиданиях роста и расположенности к риску. Ответив на них, будет проще увязать цели маркетологов и цели всей компании. Например, компании необходим рост в смежных отраслях бизнеса. Значит, маркетологи должны сделать так, чтобы как можно больше людей узнали ее бренд, полюбили его и стали охотно покупать ее самые разные продукты.
Чтобы оптимизировать инвестиции с разными сроками и критериями окупаемости, да к тому же предназначенные для разных брендов и медиаресурсов, очень важно, определяя свои цели в отношении тех или иных сегментов и медиаканалов, разделять задачи «поддержки» и «роста». Под инвестициями «в поддержку» мы понимаем минимальные расходы, необходимые, чтобы удерживать твердые позиции на рынке. Рассчитывают объем инвестиций «в поддержку», оценивая расходы конкурентов, анализируя динамику насыщения рынка и циклы покупок. Цель инвестиций «в рост» — увеличить долю бренда на рынке, добиться последовательного роста потребления или привлечь новых покупателей для той или иной категории товаров.
С точки зрения директоров, залог экономической эффективности — инвестирование в те направления бизнеса, которые приносят максимальную прибыль. С точки зрения маркетологов, залог экономической эффективности — ставка на самые сильные стороны бренда, и от этого нужно отталкиваться, разрабатывая рекламные кампании и планируя расходы на них. В этом случае маркетологи смогут более точно формулировать рекламные сообщения, нацеливая их на конкретных потребителей и подбирая соответствующие СМИ. Это позволит им добиться оптимального (в смысле скорости и величины) «возврата» на инвестированный капитал, что особенно важно в условиях стремительного увеличения количества медиаканалов и потребительских сегментов. Когда маркетологи мыслят категориями экономической эффективности, они начинают лучше понимать, например, что выгоднее — бороться за узнаваемость бренда или развивать лояльность потребителей к нему, какие потребители обещают большую прибыль, а какие более всего подвержены воздействию маркетинговых программ на тех или иных стадиях принятия решений о покупке.
Кроме положительных сторон в маркетинге также существуют и проблемы. Как известно, маркетинг является достаточно молодым направлением экономики в нашей стране, в связи, с чем хочется отметить, что существует такая проблема как неправильная интерпретация данной науки. Причем, к сожалению, такое непонимание со стороны руководства сути маркетинга встречается очень часто во многих организациях, не говоря уже о том, какое мнение, бытует среди рядовых граждан. С недавних пор, практически в каждой фирме имеется отдел маркетинга.