Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 02:49, дипломная работа
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
Кафедра
организации производства и предпринимательства
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
на тему:
«Совершенствование маркетинговой деятельности
Потребительского
Специальность
080502 –Экономика и управление на предприятии
АПК
Дипломник_____________________
Научный руководитель,
доцент, к.э.н.________________
О.Ю.Абашева
Консультант по экономико-математическому
моделированию,
доцент, к.э.н._______________________
Рецензент, доцент,
к.э.н.________________________
Ижевск 2008
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы выжить и успешно развиваться в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке: требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией, а также за созданием новых изделий и многим другим.
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широко доступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
Профессиональный деятель рынка должен, без сомнения, обладать обширным набором знаний и умений. Маркетинг оказывает решающее влияние на все стороны деятельности фирмы: подбор персонала, оборудование, ассортимент оказываемых услуг, производимых товаров, их качество, привлекательность и многое другое. От успешного маркетинга зависят в решающей мере финансовые результаты деятельности компании.
Именно
маркетинговые службы осуществляют
самую трудную задачу - реализацию
продукции за эффективную цену, так как
в этом концентрируется конечный результат
всех сторон деятельности фирмы.
Разработка мероприятий по совершенствованию
маркетинговой деятельности для фирмы
сегодня является неотъемлемой частью
предпринимательской деятельности любой
фирмы. Даже самый лучший товар с превосходными
характеристиками не может обладать достаточным
уровнем конкурентоспособности без предварительной
подготовки потребителей.
Поэтому в настоящее
время актуальность совершенствования
маркетинговой деятельности на фирме
не вызывает сомнения, играя ключевую
роль в развитии рыночной экономики, она
также является и ее важным элементом.
Целью дипломной
работы является совершенствование маркетинговой
деятельности на предприятии ПО «Хлебопищекомбинат»
города Агрыз.
Объектом исследования является Потребительское общество «Хлебопищекомбинат» города Агрыз Республики Татарстан.
В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические, практические и методические аспекты сущности, состава маркетинга на предприятиях перерабатывающей промышленности.
2. Дать организационно – экономическую и правовую характеристику организации.
3. Рассмотреть и дать оценку конкурентоспособности предприятия, провести исследование и выявить потребителей продукции «Хлебопищекомбината», обосновать производство новых видов изделий и рассчитать эффективность предложенных мероприятий, а также определить оптимальную структуру ассортимента и каналов реализации хлеба и хлебобулочной продукции.
Информационной основой послужили плановая и отчетная документация ПО «Хлебопищекомбинат» г. Агрыз РТ за 2003 – 2007 годы, учредительные документы, данные первичного бухгалтерского учета, специальная и справочная литература, личные исследования, периодические издания и официальные данные статистических сборников.
В ходе написания работы были применены следующие методы: экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что руководство «Хлебопищекомбината» на основе реализации обозначенных в работе стратегических ориентиров достигнет более высокой ниши на рынке, увеличит долю рынка, расширит товарный ассортимент, обеспечит устойчивую структуру каналов реализации и упрочнит свои позиции в целевых сегментах.
Структурно
дипломная работа состоит из содержания,
введения, основной части, включающей
три главы, заключения, списка используемой
литературы и приложений. В первом разделе
данной работы речь пойдет о теоретических,
методических и практических аспектах
сущности, состава маркетинга на предприятиях
перерабатывающей промышленности. Далее
будет представлена общая характеристика
исследуемого предприятия, а именно ее
правовой статус, местоположение и
организационное устройство, ее финансовые
и экономические показатели, анализ внешней
и внутренней среды. В третьем разделе
проведен анализ конкурентоспособности
предприятия, маркетинговые исследования,
рассмотрим оптимизацию структуры ассортимента
и каналов реализации продукции и рассчитаем
экономическую эффективность новой продукции.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Пищевая и перерабатывающая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.
Хлеб был и остается одним из основных продуктов питания населения нашей страны. Ежедневное повсеместное потребление хлеба позволяет считать его одним из важнейших продуктов питания, пищевая ценность которого имеет первостепенное значение. Хлеб и хлебобулочные изделия содержат почти все, что необходимо человеку для питания и нормальной жизнедеятельности. Он обеспечивает более 50% суточной потребности в энергии и до 75% потребности в растительном белке. Потребляя хлеб и хлебобулочные изделия, человек удовлетворяет свои энергетические потребности на 40-50%, потребности в белке на 30-40%, в витаминах группы В на 50-60% и витамина Е до 80 %. Энергетическая ценность хлеба зависит от содержания влаги (чем больше влаги, тем она ниже) и от количества отдельных компонентов сухого вещества. По оценкам Госкомстата России около 70 млн. людей свои потребности в пище удовлетворяют на 80% хлебом. [5, с.27]
Вместе с тем белки хлеба не являются полноценными: в них мало незаменимых аминокислот лизина и метионина. Поэтому в процессе производства хлеба его белковую ценность повышают путем обогащения молочными продуктами, белками бобовых и масличных культур (сои, подсолнечника). Таким образом, хлеб является источником многих незаменимых для организма человека аминокислот: посредством его удовлетворяется потребность в лизине на 19-21%, в метионине на 20-22%, в триптофане на 36-40%.
В переходный период созданы предпосылки для кардинальной модернизации технической базы хлебопечения, повышения пищевой ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улучшителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих; способны (при наличии инвестиционных ресурсов) в сжатые сроки устанавливать современное технологическое оборудование.
Однако
в настоящее время
Хлебопекарная промышленность относится к числу наиболее материалоемких подотраслей агропромышленного комплекса, что существенно увеличивает значимость мероприятий по рациональному использованию всех видов сырьевых ресурсов.
Экономное расходование ресурсов в хлебопечении всегда было приоритетной задачей отрасли и научных исследований.
В общих чертах расходование хлебных ресурсов определяется следующими факторами:
- общим объемом производства хлеба и хлебобулочных изделий;
- ассортиментом вырабатываемой продукции;
- массой (развесом) единицы продукции;
- содержанием влаги в хлебобулочных изделиях;
- технологическими затратами и потерями;
- применением добавок.
Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а, следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, возможность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.
Хлебопекарная промышленность в Удмуртской Республике представлена 100 предприятиями, вырабатывающими хлеб, хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия. По ведомственной принадлежности 9 предприятий входят в реестр Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, остальные находятся в системе Удмуртпотребсоюза, а также индивидуальных предпринимателей.
За 2006 год предприятиями всех форм собственности было произведено хлеба и хлебобулочных изделий 77460 тонн-91,2% к прошлому году. На объемы производства основных видов хлебопродуктов определенное воздействие оказывает уровень потребительского спроса, а также наличие сырья. Анализируя производство продукции за 2006 год по предприятиям, входящим в реестр АПК, также следует отметить, что хлеба и хлебобулочных изделий было выпущено 47,6 тыс.т при 47,9 тыс.т в 2005г.(99,4%). За 2006 год производство хлеба и хлебобулочных изделий на предприятиях республики снизилось. Основная причина падения производства кроется в необходимости проведения модернизации предприятий и переоснащении производства. [16,с.55]