Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т.д. Термин был предложен Адамом Смитом[1], критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индская компания и др.. Однако историки опровергли этот взгляд. Как указывал, например, известный английский экономический историк Ч.Уилсон, в выработке меркантилистских законов в Англии в конце XVII в. участвовал широкий круг людей, далеко не только купцов и промышленников. И целью самой меркантилистской политики было не только удовлетворение интересов английских купцов и промышленников, но также сокращение массовой безработицы, борьба со спекуляциями продовольствием, увеличение поступлений в госбюджет и решение проблем национальной безопасности.
Критика
Меркантилизм во многом исходит из представлений доиндустриального периода: предполагается ограниченность индивидуальных потребностей, неэластичность спроса, экономика мыслится в рамках игры с нулевой суммой (выигрыш одного равен проигрышу другого участника).
Благосостояние страны заключается не только в запасах драгоценных металлов, а также в величине основного капитала и уровне потребления (Адам Смит).
В условиях активного торгового баланса равновесие между экспортом и импортом будет устанавливаться за счёт изменения цен в торгующих странах (приток золота приведёт к росту цен).
Физиокра́ты (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.
Физиократы решали
вопрос о том, как должны складываться
экономические отношения между людьми
при свободном действии естественного
порядка и каковы будут принципы этих
отношений. Подобно школе А. Смита и при
том раньше её физиократы высказывали
убеждение, что предоставление полной
свободы действию естественных законов
одно только способно осуществить общее
благо. В связи с этим находятся и требование
уничтожения старых узаконений и учреждений,
задерживающих беспрепятственное проявление
естественного порядка, и требование невмешательства
государственной власти в экономические
отношения — желания, одинаково характеризующие
и физиократов, и «классическую» школу.
Наконец, в обоих случаях мы имеем дело
с реакцией против меркантилизма, который
односторонне покровительствовал только
торговле и обрабатывающей промышленности;
но физиократы впали в другую односторонность,
которой избежала теория, созданная А.
Смитом.
Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.
Термин «физиократия»
употребляется в двояком
Происхождение теории
Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита, но французы охотнее видят её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе о Тюрго как экономисте немецкий учёный Шеель также считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя «смитианизм» лишь «английским видом физиократизма». Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кенэ и собирался посвятить последнему свою главную работу "Богатство народов", но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации[1]. Это прямо указывает на заимствование Смитом основных положений своего учения у Франсуа Кенэ и физиократов.
Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали никакой цельной научной доктрины, разработав только теорию денежного обращения и торговли. В этом смысле физиократы были действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни — и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей «классической школы» политической экономии.
Физиократы в России
Чистых представителей физиократической теории в России не было, но влияние прикладных выводов их учения сказалось в первой половине царствования Екатерины II. Идеи физиократов распространялись у нас при помощи французской просветительной литературы: Екатерина могла познакомиться с ними из Вольтера и Энциклопедии. В Наказе отголоском этих идей является возвеличение земледелия над промышленностью и торговлей и взгляд на свободу торговли. Но и тут уже эти мнения обставлены оговорками и ограничениями. Тем не менее, с первых годов царствования Екатерины уничтожаются привилегии, данные фабрикам в прежнее время, уничтожаются монополии на заведение фабрик того или другого рода, в том числе и казенных, отменяются льготы от разных повинностей; наконец, манифестом 17-го марта 1775 г. устанавливается принцип свободной конкуренции, уничтожается концессионный порядок устройства промышленных заведений и система специальных сборов с фабрик и заводов. В тот же период издается сравнительно более льготный для ввоза тариф 1766 г. Наконец, интерес окружающих императрицу лиц к физиократическим учениям выражается в создании — по образцу европейских учреждений, основанных сторонниками физиократов, — Вольного экономического общества (1765). На вопрос, поставленный Обществом по желанию императрицы для соискания премии, — о собственности крестьян, прислано было несколько ответов, написанных в духе физиократов, и эти ответы были одобрены Обществом. При участии кн. Д. А. Голицына, русского посла в Париже, переписывавшегося в 60-х годах с Екатериной по крестьянскому вопросу, выписан был даже рекомендованный Дидро представитель школы физиократов, Мерсье де ла Ривьер, неприятно поразивший императрицу своим самомнением и слишком высоким представлением о той роли, которую он готовил себе в России в качестве законодателя. После 8-месячного пребывания в Петербурге (1767—68) он был отослан назад во Францию, и с этих пор начинается быстрое охлаждение Екатерины к физиократам. В своей частной переписке она жалуется (середина 70-х годов), что «экономисты» её осаждают навязчивыми советами, называет их «дурачьем» и «крикунами» и не упускает случая посмеяться над ними. «Я не сторонница запрещений, — говорит она теперь, — но полагаю, что некоторые из них введены с целью устранения неудобств и было бы неблагоразумно и опрометчиво до них касаться». Она возражает против полной свободы хлебной торговли и даже против отмены внутренних городских сборов, последовавшей при имп. Елизавете. В 80-х годах политика Екатерины относительно торговли и промышленности окончательно изменяется в духе, противоположном принципам физиократов. В русском обществе идеи физиократов как известное политико-экономическое учение не имели сколько-нибудь заметного влияния: занятое политическими и философскими идеями, оно мало обращало внимания на политическую экономию. Когда такой интерес явился в начале XIX в., в политической экономии уже господствовали идеи Адама Смита, которые и проникли в Россию.