Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа содержит 51 файл

(1) безграничность потребностей и огр. ресурсов.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

(10) Смешанная экономика и ее параметры.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

(11) Теория прав собственности - юридические и эконом. аспекты.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

(12) Рынок. понятие, причины возникновения.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Рынок и его функции.

Рынок – форма контактов м-ду продавц. и покуп. тов. и услуг, недвиж., цен. бумаг, валюты, на основе которых соверш. сделки купли-продажи предметов торговли.

Причины зарожден. рыночной системы:

  • Разделение труда
  • Частная собственность

Цены – индикатор, определ., что производить.

Ф-ции  рынка:

  • Информационная (с помощью цен можно определ., какой товар востребован)
  • Регулирующая (через цены)
  • Стимулирующая (технич. прогресс)
  • Санирующая (оздоравливающая)

Конкуренция – борьба м-ду производит. товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

Сущность рынка. Его виды и функции.  

Определения рынка, классификационные характеристики рынка, функции рынка 

Самое простое  понятие рынка - это место купли  и продажи товаров. С развитием товарно-денежных отношений наряду с простым понятием появилось более расширенное. Под рынком в более широком смысле стали понимать сферу обращения (обмена) товаров, включающую в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма. Понятие рыночного механизма довольно четко и полно рассмотрено А. Казаковым (Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993 г .)

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные  учреждения и т.д.);

2) объекты (различных  видов рынка товаров);

3) экономические  связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

4) наличие информации  о принимаемых решениях для  установления экономических связей;

5) механизм ценообразования. 

Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

Понять сущности рынка возможно, изучив институты  рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:

а) частная собственность;

б) свободу предпринимательства  и выбора;

в) личный интерес  как главный мотив поведения;

г) конкуренция;

д) ценообразование  на основе взаимодействия спроса и  предложения;

е) ограниченная роль государства.

Адам Смит в  своем труде «Исследование о  природе и причинах богатства  народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает  суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает о том что, как и для кого производить на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции  является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между  продавцами и конкуренцию между  покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен. Справедливости ради надо отметить, что для рыночной экономической системы характерна конкуренция между продавцами, а для плановой - конкуренция между покупателями.

Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать  ценовую и неценовую конкуренцию  Ценовая конкуренция возникает  за счет различия в ценах у производителей. А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.

Можно выделит  различные виды рынков в зависимости от анализируемого признака.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских  товаров и услуг: 

- рынок продовольственных  товаров; 

- рынок непродовольственных  товаров; 

- рынок услуг.

2) Рынок факторов  производства:

- рынок рабочей  силы;

- рынок средств  производства;

- рынок сырья. 

3) Финансовый  рынок: 

- фондовый рынок  (ценных бумаг);

- денежный рынок  (депозитов, валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли; 

- рынок недвижимости;

5) Информационный  рынок: 

- рынок духовно-интеллектуального  продукта.

По пространственному  признаку различают:

1) локальный  или местный рынок; 

2) региональный  рынок; 

3) межрегиональный  рынок; 

4) национальный  рынок; 

5) международный  рынок;

6) мировой рынок. 

По степени  ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Подробнее об этих рынках пойдет в главе 8.

Рынок выполняет  важнейшие функции, которые упорядочивают экономическую жизнь общества.

Во-первых, рынок  является связующим звеном между  продавцами и покупателями, средством  перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами; причем, общение между  людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

Во-вторых, рынок  осуществляет общественное признание  предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в  них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.

В-третьих, рынок  является независимым распределителем  экономических благ только на эквивалентной  и возмездной основе.

В-четвертых, рынок  представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным  оценщиком способностей каждого  человека как потребителя, производителя, предпринимателя (Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).

В пятых, рынок  выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут  предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В шестых, рынок  выполняет функцию распределения  ресурсов, направляя ресурсы в  те производства, результаты которых  пользуются спросом.

И, наконец, объясняя сущность рынка, необходимо остановиться на инфраструктуре рынка. Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг. К рыночной инфраструктуре относятся: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы. Развитая рыночная инфраструктура значительно облегчает совершение операций обмена, и, наоборот, неудовлетворительное состояние рыночной инфраструктуры делает рыночную систему не гибкой, сложной и неэффективной.

Достоинства и недостатки рынка   

Преимущества  рынка обусловлены действием принципа «невидимой руки». Этот механизм основан на действиях людей, преследующих свои собственные выгоды и цели. Причем, если человек действует неосознанно, то он может получить лучшие результаты, как для себя, так и для общества, по сравнению с результатами от осознанного вмешательства в экономическую деятельность. Например, как обычный покупатель человек реагирует на повышение цен на товары снижением количества покупок. То есть, он действует в соответствии с законами рынка. Став государственным деятелем, этот же человек будет реагировать на рост цен (инфляцию) через разработку системы экономических мероприятий, направленных на снижение темпов инфляции. При осуществлении этих мероприятий, нарушающих действующие экономические связи, можно получить не только положительные результаты по снижению темпов инфляции, но и отрицательные последствия в других областях экономической деятельности (спад производства, снижение занятости населения, снижения уровня доходов населения и т.д.).

То есть, механизм рынка действует на основе рационального экономического поведения людей, преследующих свои личные интересы и цели. В определенные периоды времени на конкретных рынках товаров устанавливается равновесное состояние, отражающее компромисс интересов продавцов и покупателей. Если интересы хотя бы одного из экономических субъектов меняются, прежнее равновесное состояние нарушается, и механизм рынка устанавливает новое равновесие.

Таким образом, преимуществами рынка являются:

1) свобода действий  производителей и потребителей;

2) гибкость и  высокая приспособляемость к  изменяющимся условиям;

3) способность  оперативно удовлетворять возникающие  потребности и стимулировать  улучшение качества продукции; 

4) эффективно  распределять ограниченные ресурсы  и использовать достижения научно-технического прогресса.

Многие экономисты считают, что механизм рынка способен решать все основные экономические  вопросы без вмешательства государства. Государственное же регулирование  может привести к негативным экономическим  последствиям, поэтому должно быть ограничено минимальными функциями государства в условиях рыночной экономики.

Минимальные функции  государства в условиях рыночной экономики связаны с недостатками рынка.

Во-первых, на рынке  не учитываются экологические потребности  людей. Предприниматели в погоне за прибылью не желают производить затраты на охрану окружающей среды. Сам рынок не способствует включению в цену товара издержек на установку и содержание очистных сооружений, а, следовательно, их оплату. Так как окружающая среда никому не принадлежит. А рынок, как известно, защищает лишь частную собственность.

Во-вторых, существуют социальные, общественные потребности  населения страны в целом. Следовательно, должны существовать товары и услуги общественного пользования: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, защита от стихийных бедствий. Покупателем и одновременно производителем общественных товаров и услуг выступает государство, так как ни одна коммерческая фирма не заинтересована оказывать эти услуги. В современных условиях к общественным товарам и услугам следует отнести также те, которые обеспечивают минимальные нормы здравоохранения (например, борьба с эпидемиями), просвещения (в целях поддержания конкурентоспособности страны).

В-третьих, любая  рыночная экономика не может функционировать  без денег. Только государство имеет  право и возможность выпускать  единые денежные знаки на всей территории страны, контролировать количество денег  в обращении.

В четвертых, рынок  порождает социальное неравенство. Вспомните, что на вопрос «для кого производить» рыночная система отвечает таким образом: «для тех, кто обладает доходами». Значит люди, по различным причинам не обладающие факторами производства, а, следовательно, и доходами, не смогут приобретать товары и услуги. Социальное неравенство является источником политической нестабильности. Государство через систему налогообложения и трансфертов способно снизить дифференциацию населения по уровню доходов.

Таким образом, минимальные функции государства в условиях рынка заключаются в следующем:

(13) Характеристика административно-плановой.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

(14) Кругооборот дохожов в рыноч. эконом..doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

(15) Ограниченность возможностей рынка.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

(16) Спрос. Закон спроса..doc

— 167.50 Кб (Открыть, Скачать)

(45) Рынок капитала.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

(17) Предложение. Закон предложения.doc

— 166.50 Кб (Открыть, Скачать)

(18) Рыночное равновесие. Равновесная цена..doc

— 102.50 Кб (Открыть, Скачать)

(19) Воздействие внешних сил. на рыночное равновесие.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

(2) Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.doc

— 74.00 Кб (Открыть, Скачать)

(20) Применение эластичности в микроанализа.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

(21) Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей..doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

(22) Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность..doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

ФОРМУЛЫ.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

(23) Ценовая эластичность преддложения.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

(24) Факторы ценовой эласти спроса и предложения.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

(25) Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности..doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

(26) Правило максимизации полезности..doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

(27) Кривые безразличия. Карта кривых безразличия..doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

(28) Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя..doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

(29) Фирма как основное звено микроэкономики. Классификация фирм..doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

(39) Антимонопольная политика ос-ва.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

(3) Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической теории.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

(30) Организационно-правовые формы фирм..doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

(31) Организационно-правовые формы фирм..doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

(32) Продукт фирмы. Закон убывающей предельной эффективности (отдачи).doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

(33) Бухгалтерские и экономические издержки.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

(34) Издержки производства, их сущность иструктура.doc

— 221.00 Кб (Открыть, Скачать)

(35) Оптимальный размер фирмы. Эффекты масштаба производства..doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

(36)Общая характеристика типов рыночных структур..doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

(37) Поведение фирмы - совершенного конкурента.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

(38) Ценообразование и определение обьемов в условиях чистой монополии.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

(4) Методология экономической науки..doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

(40) Особенности поведения фирм на рынк еолигополии.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

(41) Цена и обьем производства в условиях монополистической конкуренции.docx

— 12.60 Кб (Открыть, Скачать)

(42) Особенности рынков факторов производства..doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

(48) Виды денег и их св-ва.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

(43) Рынок труда и заработной платы.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

(44) Рынок земли и рентные отношения.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

(46) Спрос на факторы производства.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

(47) Функции денег в экономике..doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

(49) Коммерческие банки и их деятельность.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

(5) Экономика как единство производства, распр....doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

(50) Центральный банк и его функции.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

(6) экономика как сочетание сфер.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

(7) составные части современной эконом теории.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

(8) Меркантелизм и Физиократы.doc

— 44.50 Кб (Открыть, Скачать)

(9) Критерии и типы классификации эконом. систем.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"