Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Чистая монополия
Монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множества покупателей. Для этого рынка характерно:
• жесткий контроль над ценой со стороны производителя;
• высокие барьеры для входа и выхода из отрасли;
• уникальность продукта;
В зависимости от типа барьера выделяют следующие типы монополий - административная, предпринимательская и естественная. Административная монополия это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т.е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и/или продавать какую либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т.д.). Кроме этого к таким монополиям относят фирмы обладающие патентом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах. Предпринимательская монополия - это монополия, возникшая в результате конкуренции, за счет более успешной стратегии фирмы по сравнению с ее конкурентами. Такая монополия носит, как правило, временный характер. Возникновение е стественной монополии обусловлено положительным эффектом масштаба (см. § 7.4.). Если положительный эффект масштаба достигается только при очень больших объемах производства, которые полностью удовлетворяют рыночный спрос, то нет необходимости создавать конкуренцию в этой отрасли. Так как наличие двух и более фирм приведут к росту средних издержек, а, следовательно, и цены продукции. Примерами естественных монополий служат метро, энергетика, железная дорога.
Чистый монополист определяет объем производства исходя из своих издержек производства и спроса на товар. Рыночный спрос при монопольном производстве представляет собой отраслевой спрос. При этом, кривая спроса не является совершенно эластичной, как при конкурентном производстве. Она представляет собой традиционную форму нисходящей линии, потому что кривая спроса отдельной фирмы (монополиста) и кривая рыночного спроса одно и тоже.
Следствия нисходящей кривой спроса:
1. Цена превышает предельный доход при любом объеме. Монополист может увеличивать объем продаж, лишь уменьшая цену, а это приводит к тому, что предельный доход становится меньше цены (среднего дохода) для каждого уровня выпуска. Рассмотрим это на примере (см. рис. 8.2.).
Чтобы увеличить объем продажи с 2-х единиц до 3-х единиц продукции фирма вынуждена будет снизить цену с 10 до 9 руб. Предельный доход третьей единицы составит 7 руб.
MR =(10*2- 3*9)/1=7
Он значительно меньше, чем цена продукта.
Итак, одним из первых отличий поведения монополиста по отношению к ценам и объемам производства в сравнении с поведением фирм в условиях чистой конкуренции является его более полная самостоятельность. Монополист сам определяет цену и объем производства продукции.
Вторым отличием является ориентация монополиста при выборе цены и объема производства не на равенство цены и предельных издержек, а на равенство предельного дохода и предельных издержек.
В третьих, монополист выбирает такую комбинацию цен и объемов производства, при которой валовой доход не уменьшится. Только в этом случае у него есть возможность получить максимальную прибыль.
Некоторые люди считают, что монополист может назначать максимальную цену, которую он может получить. Но оказывается, что более высокие цены могут приносить меньшую совокупную прибыль по сравнению с максимальной. Ведь совокупная прибыль зависит не только от цены и от издержек на единицу продукции, но и от объема продаж. Увеличение цены для монополиста ведет к снижению объема продаж, а значит и к потери части прибыли. Следовательно, во-первых, монополист будет избегать роста цен, при котором теряется прибыль.
Есть еще одно
заблуждение в отношении
Монополия имеет свои положительные и отрицательные экономические последствия.
Для общества в целом монополии имеют последствия, касающиеся распределения ресурсов, издержек, НТП, распределения доходов, ценовой дискриминации и государственного регулирования.
1. Монополист
может считать выгодным
2. Для отдельных
отраслей большие объемы
3. С другой
стороны, отсутствие
4. Кроме того,
монополист наращивает
3. Отсутствие
конкуренции не всегда
4. Получая более
высокие прибыли за счет
5. Монополист может прибегать к ценовой дискриминации. То есть, использовать по одному продукту разные цены для разных потребителей. При этом различия в ценах не основываются на разных издержках.
6. Многие монополистические
отрасли являются