Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа
целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85
И наконец, снижение значения
коэффициента рентабельности капитала
на 0,1967 (т.е. величина прибыли на 1 руб.
собственных средств
Проведем факторный анализ балансовой прибыли за период 2009-2010гг. С помощью метода цепных подстановок изучим и количественно оценим влияние каждого из перечисленных факторов на балансовую прибыль. Результаты расчетов отобразим в таблице 2.10.
Таблица 12
Факторный анализ балансовой прибыли за период 2009-2011гг.
Показатель |
Расчет 1 |
Расчет 2 |
Расчет3 |
Расчет 4 |
Расчет 5 |
Активы, тыс. руб. |
2954859,6 |
3249935,7 |
3249935,7 |
3249935,7 |
3249935,7 |
Коэффициент рентабельности капитала |
02987 |
0,2987 |
0,2558 |
0,2558, |
0,2558 |
Коэффициент достаточности капитала |
0,1017 |
0,1017 |
0,1017 |
0,1326 |
0,1326 |
Коэффициент эффективности использования активов |
0,7921 |
0,7921 |
0,7921 |
0,7921 |
0,8039 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
71101,8 |
78200,757 |
66969,379 |
87317,008 |
88619,1 |
Используя данные таблицы 12, определим влияние каждого из факторов на величину балансовой прибыли:
1) влияние величины активов: 78200,757 – 71101,8= 7098,957 тыс. руб.
2) влияние коэффициента рентабельности капитала:
66969,379 – 78200,757 = - 11231,378 тыс. руб.
3) влияние коэффициента достаточности капитала:
87317,008 - 66969,379 = 20347,629 тыс. руб.
4) влияние коэффициента
эффективности использования
88619,1 – 87317,008 = 1302,092 тыс. руб.
Совместное влияние четырёх факторов на величину балансовой прибыли:
7098,957 - 11231,378 + 20347,629 + 1302,092 = 17517,3 тыс. руб.
В результате всех расчетов видно, что три фактора - величина активов, коэффициент достаточности капитала и коэффициента эффективности использования активов оказали положительное влияние на величину балансовой прибыли. Коэффициент рентабельности капитала наоборот негативно, причем существенно.
За анализируемый период
коэффициент достаточности
И на конец, снижение значения
коэффициента рентабельности капитала
на 0,0429 (т.е. величина прибыли на 1 руб.
собственных средств
О результатах деятельности банка можно судить по величинам обязательных нормативов банка. Центральный Банк РФ на основании Инструкции № 110 – И от 16.01.2004 г. «Об обязательных нормативах банков» устанавливает числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков (далее – обязательные нормативы).
Анализ обязательных нормативов деятельности Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011 гг. приведен в таблице 13.
Анализ деятельности Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011гг. показал, что в действительности происходит активный рост многих экономических показателей, таких как доля рынка, объемы кредитования, объемы размещения средств в ценные бумаги, привлечение новых вкладчиков и т.д. Правильно выбранная стратегия и тактика банка позволяет не только привлекать огромные средства своих клиентов, но и активно осуществлять кредитование реального сектора.
Таблица 13
Анализ обязательных нормативов деятельности Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011гг.
Норматив |
min (max) значение |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Н1 (достаточности собственных средств (капитала)) |
≥ 10% |
23,1 |
18,4 |
16,5 |
Н2 (мгновенной ликвидности банка) |
≥15% |
19,1 |
18,4 |
17,9 |
Н3 (текущей ликвидности банка) |
≥ 50% |
51,2 |
53,4 |
53,8 |
Н4 (долгосрочной ликвидности) |
≤120% |
115,2 |
114,4 |
109,6 |
Н5 (общей ликвидности банка) |
≥ 20% |
25,8 |
24,3 |
23,7 |
Н6 (максимального размера риска на одного заемщика или группу связан-ных заемщиков) |
≤25% |
13,5 |
11,8 |
10,5 |
Н7 (максимального размера крупных кредитных рисков) |
≤ 800% |
79,4 |
84,7 |
77,9 |
2.3 Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»
Общие показатели работы Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» с пластиковыми картами
Омское отделение ОАО «Альфа-Банк» последовательно развивает систему безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек. В настоящее время происходит активное внедрение отделением следующих видов карт:
- VISA,
- MasterCard,
- “Моя Альфа”.
- Cirrus/Maestro
Динамика количества выпущенных в обращение карт Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» представлены в таблице 13.
Таблица 13
Динамика количества выпущенных в обращение карт Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011 гг., шт.
Виды пластиковых карт |
2009г |
2010г. |
2011г. |
Темпы роста, % | |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. | ||||
“Моя Альфа” |
504 |
1120 |
3214 |
222,2 |
287,0 |
Cirrus/Maestro |
51 |
64 |
12174 |
125,5 |
19021,9 |
VISA |
181 |
356 |
6630 |
196,7 |
1862,4 |
MasterCard |
98 |
114 |
279 |
116,3 |
244,7 |
Итого выпущенных в обращение карт Омским отделением ОАО «Альфа-Банк» |
834 |
1654 |
22297 |
198,3 |
1348,1 |
Как показывают данные табл. 13 с каждым годом интенсивно увеличивается количество выпускаемых отделением в обращение пластиковых карт: общее количество выпущенных карт в 2010 г. возросло на 820 шт. или на 98,3 %, а в 2011г. оно возросло уже на 20643 шт., или почти в 13,5 раза. Увеличение общего количества карт произошло за счет увеличения количества каждого их вида. Так, на конец 2010 г. на 175 шт. увеличилось количество карт VISA, на 16 шт. возросло количество карт платежной системы MasterCard, на 13 и 616 шт. произошло увеличение количества Cirrus/Maestro и “Моя Альфа” соответственно. Далее в 2011г. тенденция роста продолжилась: количество карт платежной системы VISA увеличилось на 6274 шт. (темпы роста составили 1862,4 %), но более интенсивно произошло увеличение количества пластиковых карт Cirrus/Maestro (более чем в 19 раз), на 12110 шт.
Структура пластиковых карт представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 - Структура пластиковых карт
Рассмотрев динамику доли каждого вида пластиковых карт в общей их структуре, можно сделать главный вывод: за счет интенсивного прироста внедряемых в безналичный оборот пластиковых карт Cirrus/Maestro в 2011г. их удельный вес возрос с 4 % в 2010г. до 55 % в 2005 г.
Вместе с увеличение общего количества выпускаемых в обращение карт увеличивался объем привлеченных средств на счета банковских карт. Динамика объема привлеченных средств на выпущенные банком карты представлена в таблице 14.
Таблица 14
Динамика объема привлеченных средств на выпущенные Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» карты за 2009-2011 гг.
Показатель |
2009г. |
2010г |
2011г |
Темпы роста, % | |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г. | ||||
Объем привлеченных ресурсов, всего, млн.руб. |
2698,0 |
2717,0 |
2903,0 |
100,7 |
106,8 |
Объем привлеченных ресурсов по картам, млн.руб. |
99 |
123 |
201 |
124,2 |
163,4 |
Доля средств, привлеченных на выпущенные пластиковые карты, в общей структуре привлеченных средств, % |
3,7 |
4,5 |
6,9 |
- |
- |
Как видно из таблицы 14, происходит существенное увеличение количества средств, привлекаемых на счета банковских карт, однако темпы их прироста менее интенсивные по сравнению с темпами прироста количества карт.
Вместе с приростом объемов привлеченных средств Отделения, благодаря выпуску пластиковых карт в обращение, ежегодно увеличивается доля привлечения в общем объеме привлеченных средств Омского отделения ОАО «Альфа-Банк». Так, в 2010г она увеличилась с 3,7% до 4,5%, а далее в 2011г. возросла до 6,9%.
Рассматривая основные итоги работы Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» с пластиковыми картами, нельзя и обойти вниманием сравнение общего количества карт выпущенных данным отделением с итогами работы других банков. Например, сравним динамику общего количества выпущенных карт Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» с таким же показателем банка “Русский стандарт” и “Бин-банка”. Это в значительной степени поможет оценить реальную долю Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» на общем рынке пластиковых карт в г. Омске. Сравнительная динамика объемов выпущенных пластиковых карт представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 - Сравнительная динамика объемов выпущенных пластиковых карт Омского отделения ОАО «Альфа-Банк» за 2009-2011 гг.
Согласно динамике, представленной на рисунке 10, в целом в 2011г. произошел резкий скачок в количестве выпущенных в обращение пластиковых карт на рынке г. Омска. Омское отделение ОАО «Альфа-Банк»тв 2010 и 2011 гг. является бесспорным лидером по количеству выпущенных в обращение пластиковых карт.
Выдаваемые виды пластиковых карт банка можно разбить на две:
- личные карты;
- корпоративные карты.
Личные карты выдаются физическим лицам - резидентам РФ, имеющим общегражданский паспорт, достигшим 14 - летнего возраста (по картам GOLD – с 18 летнего возраста). В некоторых случаях возможна выдача карты нерезидентам.
Дополнительные карты (выпускаются к счету держателя основной карты) по заявлению основного держателя:
- лицам, достигшим 14-летнего возраста;
- лицам, достигшим 10-летнего возраста при условии близкого родства (в т.ч. если лицо находится на попечении).
Корпоративные карты выдаются
сотрудникам предприятий-
Международная банковская карта VISA или Eurocard/MasterCard - персонализированная карта «Альфа-Банк» может быть использована в качестве платежного средства для оплаты товаров и услуг, получения наличных денежных средств в кредитных организациях и через банкоматы, а также совершения иных платежных операций по поручению держателя. Возможность получения товара (услуги) определяется наличием логотипа международной платежной системы.
Карта является собственностью банка и выдается во временное пользование.
Держателем карты является лицо, имя которого указано на лицевой стороне карты, образец подписи которого имеется на ее оборотной стороне, и получившее право на пользование картой в соответствии с условиями.
Банк осуществляет обслуживание карт в соответствии с “Условиями и тарифами «Альфа-Банк»на выпуск и обслуживание банковских карт”.
Карта действует до последнего дня месяца, указанного на лицевой стороне карты, включительно.
При совершении операций по карте расчетные документы, оформляемые с помощью карты, в случае, если они предусматривают подпись держателя, могут быть подписаны как личной подписью держателя, так и введением пин-кода, являющегося аналогом собственноручной подписи держателя.
Карта “Моя Альфа” представляет собой банковскую карту со встроенной микросхемой и нанесенным логотипом «Альфа-Банк» и/или товарным знаком “Моя Альфа”. Карта может быть использована в качестве платежного средства на предприятии торговли и сервиса, при перечислении денежных средств, при получении наличных денежных средств в банковских подразделениях и через банкоматы.