Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа
целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85
Магнитные карточки нельзя считать идеальным платежным средством, так как они имеют множество недостатков:
Из сказанного выше можно сделать вывод, что основная функция пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.
1.2 Общая характеристика
современного рынка
Развитие российского рынка платежных карточек является одним из важнейших факторов при решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных расчетов в области розничных платежей. Для решения указанной задачи Банком России проводиться работа по созданию условий для дальнейшего совершенствования современных инструментов розничных платежей, способствующих развитию в России карточной индустрии.
Развитие карточной индустрии обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и соответственно кредитных возможностей банков, а так же во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.
Количество банковских пластиковых карт в обращении в России продолжает бить рекорды. Цифра весьма впечатляющая, если учесть, что указанные данные только по 107 банкам, пожелавшим принять участие в рейтинге и сумевшим раскрыть свои «карты». Впрочем, все крупные игроки на банковском рынке, за редким исключением, представлены в таблицах, так что погрешность из-за недостаточности участников явно невелика.
Что касается непосредственных участников, то десятка банков, наиболее активно продвигающих пластиковые карты в народ, по итогам 2011 года выглядит следующим образом.
Первое место - за бессменным «Сбербанком», набравшим максимально возможные 428 баллов. Крупнейший и старейший российский банк не только явный лидер по количеству пластиковых карт в обращении, которых, согласно анкете, полученной РБК. Рейтинг, у него более 68.6 млн шт., но и лидер по таким параметрам как: количество выпущенных новых пластиковых карт в 2011 году и количество перевыпущенных пластиковых карт также в 2011 году. Стоит отметить, что «Сбербанк» последние годы ведет весьма активную политику по обеспечению картами населения России и, судя по показателям, ему это удается неплохо. Только за последний год крупнейший отечественный банк выпустил новых карт в размере 25.8 млн шт., еще порядка 10.5 млн шт. им было успешно перевыпущено.
Таблица 1
Рейтинг банков по количеству «активных» пластиковых карт по итогам 2011 года
№ |
Банк |
Итоговый балл |
1 |
Сбербанк |
428 |
2 |
ВТБ 24 |
422 |
3 |
Альфа-Банк |
421 |
4 |
Уралсиб |
412 |
5 |
Росбанк |
411 |
6 |
Ренессанс Капитал |
400 |
7 |
Транскредитбанк |
399 |
8 |
Мастер-Банк |
397 |
9 |
Промсвязьбанк |
380 |
10 |
Райффайзенбанк |
377 |
На втором месте с 422 баллами располагается «ВТБ 24». Общее количество пластиковых карт в обращении у этого участника на 1 января 2012 года превысило 9 млн штук. Стоит отметить, что по этому показателю «ВТБ 24» все же уступает «Альфа-Банку», у которого количество карт в обращении на ту же дату более 10 млн шт. Но тем не менее, «Альфа-Банк» в основном рейтинге занимает третью строчку с 421 баллом. Недобор в один балл вызван весьма скромным количеством перевыпущенных карт в 2011 году. Если «ВТБ 24» в прошлом году успешно перевыпустил более миллиона пластиковых карт, то «Альфа» - только 515 тысяч штук.
На четвертом и пятом местах расположились банки «Уралсиб» (412 баллов) и «Росбанк» (411 баллов). В десятку лидеров также вошли: «Ренессанс Капитал», «Транскредитбанк», «Мастер-Банк», «Промсвязьбанк» и «Райффайзенбанк». У всех из указанных игроков количество пластиковых карт в обращении на начало года превышает отметку в 1 млн руб.
По количеству «новых выпусков» явными фаворитами, без учета упомянутых «Сбербанка», «ВТБ 24» и «Альфа-Банка», стали «Уралсиб» и «Росбанк», сумевшие за первое полугодие выпустить еще более полумиллиона карт. А вот «ТрансКредитБанк» по данному показателю находится только на 8 месте, выпустив новых карт за I полугодие только 214.6 тысяч штук, что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года – 477.7 тысяч штук. Тем не менее, большое количество уже имеющихся в обращении карт (более 2.8 млн шт.) позволяет ему прочно удерживать четвертое место в основной таблице с показателем 10.0971 баллов.
Таблица 2
Платежные системы
Платежная система |
Количество | |
1 |
Visa |
51.60 |
2 |
MasterCard |
43.44 |
3 |
Другие |
4.96 |
Что же касается платежных систем, то здесь, уже по традиции, безоговорочным лидером является Visa. Суммарное количество карт этой платежной системы, находящихся в обращении, у всех участников рейтинга составляет порядка 54 млн шт., тогда как объем MasterCard - только 45 миллионов, что, впрочем, также немало и соответствует второму месту. Остальные платежные системы - Union Card, STB, NCC и др. - пользуются гораздо меньшим спросом и представлены, в основном, только у единиц. Например, карты платежной системы NCC в большом количестве присутствуют у «Автовазбанка» (69 747 штук), у «Национального Торгового Банка» (27 636 штук) и в меньшем количестве - у «Первого Объединенного Банка» (3 348 штук). Остальные участники рейтинга эту платежную систему в своих анкетах не указали.
В рейтинге самых активных банков на рынке пластиковых карт приняли участие 109 кредитных организаций, при этом два банка «Русский Стандарт» и «Банк Санкт-Петербург» предоставили частично заполненную анкету, что не позволило им принять участие в присвоении рейтинга, однако все «раскрытые» ими данные были добавлены в таблицы в качестве дополнительной информации.
Россияне не очень активно
используют финансовые инструменты, связанные
с безналичными платежами. По результатам
опроса Национального агентства
финансовых исследований, к апрелю
2011 года пластиковые карты имели
51 % россиян, а 40 % не имели и заводить
их не планировали. Карты нужны более
обеспеченным людям, считают 27 % россиян,
а также 23 % не умеют ей пользоваться,
8% считают, что возникает слишком
много проблем с поиском
Россия отстает от развитых и даже развивающихся стран по количеству карта на одного жителя. Наибольшее количество карт на одного жителя в Корее (4,95), США (3,79) и Сингапуре (3,42). Россия (0,96) находится на одном уровне с Мексикой (0,90) и Италией (1,17). При том, что Италия - самая "некарточная" страна в Европе.
Есть куда расти - Россия и Индия отстают от соседей по БРИК по количеству пластиковых карт на одного жителя
Рис.1. Количество карт на одного жителя
Лидером по выпуску карт
стал Сбербанк. Число его карт в 7-8
раз выше, чем других банков. Второе
место у ВТБ, третье - у Альфа-банка.
Процесс концентрации продолжается.
Количество банков, которые выпускают
карты, снизилось с 709 до 679 с 2008 года.
Параллельно снижается
Рынок одного игрока - 60% карт в стране эмитировал "Сбербанк"
Рис. 2. Количество пластиковых карт эмитированных банками России
Российский рынок платежных
систем отличается совершенной
Положении платежной системы Visa может характеризоваться как доминирующее, и к компании в таком случае применяются запреты на злоупотребление таким положением. Для Visa и MasterCard может действовать также запрет на антиконкурентные соглашения. Но есть ли они, пока не установлено.
Современное состояние рынка
пластиковых карт - для российских
банков это предоставление юридическим
и физическим лицам полный набор
услуг. В настоящее время появилось
большое количество кредитно-финансовых
организаций, которые используют пластиковые
карты. Банки выпускают пластиковые
карты с целью сократить
Современное состояние рынка
пластиковых карт - это изучение
мирового опыта пластиковых карт,
который поможет выбрать
Особое внимание уделяется
исследованиям развития операций с
картами российскими
Перспективы развития современного состояния рынка пластиковых карт в России это будущее пластиковых карт. Усовершенствование бизнеса пластиковых карт, поможет улучшить банковское обслуживание, а разработка новых видов пластиковых карт смогут привлечь больше новых клиентов и сохранить старых клиентов.
Разработка новых карт
- это попытка облегчить и
Современное состояние рынка пластиковых карт - это также является развитие банка, которые открывают счета и принимают депозиты от частных лиц и фирм. Это разрешило выполнять платежи не только наличными, но и с помощью безналичного перевода средств с одного счета на другой. Пластиковая карта как средство безналичного расчета, может предоставить владельцу, а также кредитным организациям, которые выпускают и обслуживают карты, большое количество преимуществ. Держатели карт получают экономию времени при расчете, надежность и практичность, не надо носить с собой большое количество денег. А банки выпустившую карту получают известность, престиж и конкурентоспособность.
Современное состояние рынка пластиковых карт, основные особенности карт заключаются в том, что, несмотря на разные состояния технического совершенства. У каждой карты остается одна общая черта это определенный набор информаций, с помощью, которой совершаются безналичные расчеты в кругу денежного обращения.
Крупнейшим банком на рынке пластиковых карт по-прежнему остаётся Сбербанк, получивший наивысший балл в обновленном рейтинге самых «пластиковых» банков России по итогам I полугодия 2011 года. Огромное количество пластиковых карт в обращении, а также внушительный объем новых карт, выпущенных и перевыпущенных в минувшем полугодии, позволили ему уйти далеко от своих ближайших конкурентов. Согласно данным РБК Рейтинг, по итогам первых шести месяцев «Сбербанк» набрал 249.3741 баллов, что почти в 7 раз больше, чем у ВТБ 24, занимающего второе место с показателем 35.0952 баллов. Замыкает тройку лидеров «Альфа-Банк» - 21.3509 балл.