Рынок пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85

Работа содержит 1 файл

КАРТЫ.docx

— 296.79 Кб (Скачать)

Таким образом, можно отметить, что проблемы в использовании  пластиковых карт существуют не только в России, но и в мире. Тем не менее, роль операций с использованием пластиковых карт в платежном  обороте России возрастает с каждым годом. Необходимо искать пути решения  этих проблем, об этом и пойдет речь в следующем разделе настоящей  главы.

 

3.3 Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»

 

Анализ операций с пластиковыми картами в Омском отделении ОАО «Альфа-Банк» показал, что они являются доходным инструментом в платежной системе, а суть инструментария заключается в организации отлаженной и эффективно функционирующей системы безналичных расчетов на их основе.

В целях совершенствования  операций с пластиковыми картами, проводимых Омским отделением ОАО «Альфа-Банк», автором были сформулированы предложения, рассмотренные ниже.

1)Развитие услуги «Мобильный банк».

Развитие инфраструктуры обслуживания банковских карт, а так  же развитие мобильной связи привело  к необходимости активного внедрения  «молодой» банковской услуги «Мобильный банк» - комплекса услуг, предоставляемых  ОАО «Альфа-Банк» посредством мобильной связи держателям международных карт. Подключение к данной услуге дает возможность оперативного доступа к информации по банковским картам при помощи мобильного телефона. В рамках услуги Банк в режиме реального времени направляет на подключенный мобильный телефон клиента информацию об операциях по банковским картам в виде SMS-сообщений.

Услуга позволит клиентам не только получать информацию о картах, подключенных к «Мобильному банку», но и осуществлять платежи со счета  карты без явки в Банк в пользу организаций, с которыми у Банка  имеются соответствующие договорные отношения, а также оперативно устанавливать  регионы использования карты  с целью снижения риска совершения мошеннических операций по карте.

2) Развитие услуги «Интернет-банкинг».

В последнее время возрастает необходимость в ускорении расчетно- платежных операций, проводимых через  банки вследствие повышения интенсивности  бизнес процессов.

При использовании беспроводных (Wi-Fi и Wi-Max) сетей, активное развитие технологии GPRS открывают еще большие возможности  для владельцев ПК: скоростной доступ в Интернет становится более доступен. Используя любое мобильное устройство на базе архитектуры Intel®XScale™, можно  оперативно посмотреть текущее состояние  банковского счета, заплатить за коммунальные услуги или сотовый  телефон при помощи платежного сервиса FakturaPay, запросить в банке выписку  или изменить установленные лимиты по пластиковой карте или sim-карте SimMP.

Доступная уже сейчас 37 банкам услуга Интернет-банкинг Faktura.ru - это  безопасный доступ к банковским счетам с любого компьютера через интернет и возможность выполнять платежи  и осуществлять другие операции по счету удаленно - не посещая офис банка. Все, что необходимо для работы в системе - компьютер, подключенный к сети интернет и электронный  цифровой сертификат. Сервис предназначен как для корпоративных, так и  для частных клиентов банков.

Введение данной услуги может  принести существенный доход банку. Кроме того, она удобна для клиентов, т.к. не требуется устанавливать  на компьютер специальное ПО; содержать в штате технических сотрудников для обслуживания клиентской части системы; беспокоиться о сохранности локальных данных при выходе из строя или замене компьютера, переустановке операционной системы.

При использовании системы Faktura.ru клиент в своей работе получает следующие преимущества: широкий  спектр банковских услуг независимо от его местонахождения; возможность  работы в одной системе со счетами  в разных банках; возможность работы с документом в многопользовательском  режиме.

Функциональные возможности  использования интернет-системы  позволяют банку предоставлять  клиентам целый ряд дополнительных сервисов. Кроме того, у клиента  появиться реальная возможность  управлять счетом через интернет.

Большинству людей, независимо от того, сколько они зарабатывают и как распоряжаются своим  доходом, приходится оплачивать массу  услуг, регулярно затрачивая на это  личное время. При помощи интернет-банкинга можно упростить для клиентов эту обременительную процедуру: не ходить ежемесячно в кассы по приему платежей и не стоять в очередях.

Кроме того, считается возможным  развитие одного из направлений Интернет-банкинга - «Интернет-кошелек» («Яндекс.Деньги») - совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих информационное и технологическое взаимодействие между оператором системы, пользователями системы и продавцами при совершении платежей с использованием сети Интернет в целях оплаты сделок между пользователями и продавцами. Пользователь может  осуществить платеж оператору системы  с помощью пластиковой карты VISA Classik, Euroсard/MasterCard Mass, VISA Gold и Euroсard/Master Gold за считанные секунды любой суммой.

3) Усовершенствование введения социальных карт.

Необходимо более активно  внедрять социальную карту - многофункциональную  персонализированную пластиковую  карту. Такая карта обеспечит держателей бесплатным проездом, сохранит их деньги, предоставит льготы и скидки в магазинах, даст доступ к персональной информации в налоговых органах, службе занятости, ЖКХ и др. Карта подтвердит право держателя на получение социальной поддержки, обеспечит авторизированный доступ к государственным информационным ресурсам. И, кроме того, если на социальной карте будет иметься банковское предложение, то это еще и обычная банковская карта, на счет которой поступает пенсия или другие выплаты, для управления владельцем карты. Внедрение социальной карты, однако, не принесет активного денежного дохода, однако, повысит лояльность клиентов как настоящих, так и потенциальных.

4) Усовершенствование дизайна пластиковых карт.

ОАО «Альфа-Банку» необходимо рассматривать дизайн карт как одну из основных составляющих их дальнейшего развития.

Предлагается следующий  вариант изготовления карты. На самом  пластике возможно размещение световых датчиков. Например, синий датчик загорается при оплате покупок наличными  средствами, а зеленый - бонусными  баллами.

Для клиентов VIP-класса возможно изготовление карты из прозрачного  пластика, с размещением на нем  драгоценных камней и металлов.

Помимо прочего, возможно изготовление карты по индивидуальному  дизайну (например, с фото клиента). Достоинства такой карты - она  будет привлекать внимание тех, на кого будет направлен проект, повышая  их лояльность и привлекая узкие  целевые группы.

Автором предлагается изготовление пластиковых карт по:

  • гендерному позиционированию (позиционированию для уникальных групп) - создание карт для мужчин, карт для женщин;
  • ценностному позиционированию - например, создание карт для религиозных граждан, а также карт, направленных на экологические вопросы.

 Деятельность в области  рекламы и PR.

Реализуя принцип прозрачности, банк должен расширять сотрудничество со средствами массовой информации по распространению достоверных сведений о нем; существенно увеличивать  объем представляемой информации, улучшить информирование клиентов о стандартах фирменного обслуживания, условиях предлагаемых продуктов и услуг, технологических  возможностях банка. Следует ввести в практику клиентские семинары и  конференции, целевые рекламные  акции, ориентированные на конкретную группу клиентов.

Помимо прочего, необходимо: размещение рекламных стендов в  организациях и предприятиях, являющихся перспективными для привлечения  на обслуживание по банковским картам; проведение встреч с коллективами предприятий  и организаций для информирования о предлагаемых видах банковских услуг с применением пластиковых  карт; развитие инфраструктуры обслуживания банковских карточек в регионе и (проведение операций по банковским картам в отдельных окнах в новых  городских операционных кассах и  дополнительных офисах отделений, максимально  возможная установка банкоматов в местах с круглосуточным доступом).

6) Установление свободной зоны беспроводного доступа в Интернет посредством системы Wi-Fi.

В рамках программы лояльности клиентов необходимо установить зону беспроводного доступа в Интернет посредством Wi-Fi внутри офиса. Клиенты  и партнеры банка, находящиеся в  офисе филиала, могут оперативно принимать решения, получая необходимую  информацию посредством сети Wi-Fi.

Необходимо рассмотреть, в первую очередь экономическую  сторону вопроса. Устройства для  распространения радиосигнала стоят  недешево, а ведь беспроводная сеть должна обеспечивать главное условие - быть дешевле проводных технологий. В основном, используется специальный  высокочастотный разъем для беспроводных сетей такого типа. Однако, он дорог  и труднодоступен для покупки, поэтому  автором предлагается приобрести обыкновенный BNC-разъем, через разъемы которого (от 10-мегабитной сети) подключить к  антеннам кабель, цена которого не может  превышать 15 руб/метр., и при этом он должен обладать затуханием не более 30дБ/100м. Рассчитаем ориентировочную стоимость проведения и установки.

Таблица 17

Затраты на проведение Wi-Fi сети

Оборудование

Трудозатраты (чел/час)

Затраты (руб.)

Кабель RG-6U

1 час - 200 руб.= 3 час*200 руб*3 чел=1800 руб.

40 руб.*40 м = 1600

Wi-Fi Edimax EW-7128G

 

1000 руб.

Разъем BNC

 

150 руб.

Спайки и разъемы

 

100 руб.

Антенна

 

600 руб

Установка громозащиты

30 мин*300 руб.*1 чел=300 руб.

500 руб.

Итого

2100 руб.

2350 руб.


Расчет показал, что начальная  стоимость установки беспроводного  интернета посредством Wi-Fi сети, будет  равна, в общей сложности 4450 руб. -эта сумма использования наиболее недорогих компонентов.

Рассчитаем экономическую  эффективность, используя следующую  формулу (1).

Эффективность = результат/затраты 

Отсюда следует:

Э=10000 руб./4450 руб.= 2,47 руб.

Экономическая эффективность  составляет 2,47 руб. Это при расчете  результата прибыли в 10000 руб. (взят ориентировочный минимум).

Следовательно, как считает  автор, подобное введение будет достаточно эффективным, что дает возможным  его ввести.

Предлагаемые выше мероприятия  в области совершенствования  применения пластиковых карт позволят повысить заинтересованность клиентов банка в использовании системы  безналичных расчетов, тем самым, увеличивая остатки на карт-счетах банка и расширяя его кредитный  потенциал.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время не существует коммерческого банка, не осуществляющего  операции с пластиковыми картами. Пластиковые  карты заняли свои прочные позиции  среди самых востребованных банковских услуг. Использование высокопроизводительных линий коммуникаций позволило существенно  ускорить проведение взаиморасчетов между  участникам платежных систем.

Интерес клиента к пластиковой  карте растет, она является не только признаком статуса ее владельца, но и предметом комфорта. Поэтому  в ближайшее время тенденция  популяризации кредитных карт сохраняется, а число держателей карт увеличивается  стремительными темпами.

В ходе анализа совершения операций с пластиковыми картами  в Омском отделении ОАО «Альфа-Банк», автором были получены следующие основные результаты.

Пластиковые карты создают  возможность функционирования единой универсальной расчетной сети, которая  позволяет обеспечить обслуживание массовых ежедневных платежей населения  страны и приводит к значительному  сокращению доли наличных операций и  качественному изменению структуры  финансовых потоков. В настоящее  время доля безналичных платежей в общем обороте существенна, что является отражением стабильности и сбалансированного роста «карточного» рынка в целом.

Омское отделение ОАО «Альфа-Банк» занимает одно из лидирующих мест на региональном рынке банковских карт среди кредитных организаций, работающих с банковскими картами. Юридическим лицам и частным клиентам Банк предлагает полный набор карточных продуктов.

Непосредственно механизм функционирования системы расчетов в банке основан  на применении пластиковых карт и  включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные  системы расчетов в торговых организациях.

Доля торгово-сервисного обслуживания увеличена от 0,4% до 5,8% (на 5,4 пункта).

Увеличение доходов банка, прежде всего, связано с расширением  своей деятельности, привлечении  новых клиентов. Также очевидно, что произошло увеличение административно-хозяйственных  расходов с внедрением карт, темпы  роста составили в 2009-2010 гг. 283,47%, а в 2010-2011 гг. - 178,36%.

Результаты проводимых ранее  исследований позволяют сказать  о большой потенциальной емкости  оптового рынка банковских услуг. Банк должен хорошо знать бизнес своих  клиентов «изнутри», понимать цели и  задачи корпоративного потребителя  и предлагать различные варианты оптимизации и совершенствования  финансовых механизмов.

Информация о работе Рынок пластиковых карт