Рынок пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85

Работа содержит 1 файл

КАРТЫ.docx

— 296.79 Кб (Скачать)

Суть денежного обращения  и проблемы развития карт связаны  друг другом. Развитие безналичного расчета, уменьшит хождение денежных средств  частной и розничной торговли, что увеличит прозрачность финансовых операций.

Пластиковые карты, перспективы  и проблемы внедрения их населению  и современные способы обслуживания клиентов, а также совершенствование  процесса их использования все это  во многом отражается на проблемах  развития.

 

3.1 Основные тенденции  и перспективы развития рынка  банковских пластиковых карт  в России

 

В настоящее время пластиковый  бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются  более чем 20 млн. торгово-сервисных  предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое  развитие получают международные системы  расчетов с использованием платежных  карт.

Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить  весь мировой рынок пластиковых  карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится  следующая картина: на платежную  систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и  на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.

Российские банки всегда отличались стремлением активно  развивать карточный бизнес и  уже накопили определенный опыт выпуска  как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы.

В немалой степени это  объясняется тем, что данный сегмент  рынка банковских услуг особенно сильно пострадал в результате финансового  кризиса 17 августа 1998 года. Многократный спад физического объема товарооборота  и ещё больший - потребительского импорта, был не самым главным  ударом по рынку.

Дефолты системообразующих  для этого рынка банков-эмитентов, таких как «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп», «Империал» и др. привели к тому, что оказались  замороженными до 90% средств на карточных  счетах. В России практически перестало  существовать банкоматное хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт. Обанкротились  многие торговые точки, принимавшие  карты. Международные платежные  системы заблокировали коды российских банков. В результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи  лишь в пределах России.

Постепенно ситуация стала  меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского  рынка пластиковых карт заинтересованы многие: международные платежные  системы, которые не смирились с  потерей капиталов в России, международные  страховые системы, торговые точки  и др.

В 2011 году отечественные банки оформили минимальный объем пластиковых карт за восемь лет.

Согласно данным ЦБ об операциях  с картами, эмитированными российскими  банками, по итогам 2011 года число банковских карт в России составило 125,8 млн штук. При этом в прошлом году было выпущено 4,7 млн карт, что в 3,3 раза меньше, чем годом ранее. В последующие годы объем эмиссии карт был существенно выше: так, в 2011 году банки выпустили 15,7 млн, в 2010 году - 20,1 млн, в 2009 году - 26,6 млн карт.

Столь существенное сокращение объема эмиссии в 2011 году объясняется в первую очередь сокращением числа карт, выпускаемых банками, специализирующимися на потребительском кредитовании и занимающимися почтовой рассылкой кредитных карт, отмечают в Банке России. Лидерами в этой области являются банк "Русский стандарт" (общий объем эмиссии -- около 26 млн карт), ХКФ банк (около 10 млн карт). Вчера в этих банках отказались предоставить данные по объемам эмиссии в 2011-2010 годах. В банке "Ренессанс Кредит", также занимающемся рассылкой карт, сообщили, что в 2011 году банк выпустил в 3,5-4,5 раза меньше карт, чем это могло быть, если бы не было кризиса, поскольку еще в октябре 2009 года было принято решение о значительном сокращении объемов кредитования. В результате в 2011 году "Ренессанс Кредит" выпустил 426 тыс. карт против 1,684 млн годом ранее.

По данным ЦБ, в 2011 году банки в основном эмитировали расчетные (дебетовые) карты в рамках зарплатных проектов - на их долю приходится более 90% всех банковских карт в России, в то время как на кредитные карты лишь 8%. Значительная часть в общем объеме выпущенных в 2011 году карт приходится на госбанки: так, ВТБ 24 увеличил в прошлом году объем эмиссии более чем на 15%, а Сбербанк - более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом.

В то же время в 2011 году отмечается некоторое увеличение доли активных карт, добавляют в ЦБ. Если в 2011 году по сравнению с годом ранее относительный рост количества банковских карт составил 5,7%, то количество операций по картам увеличилось на 17,7%, с 572,912 млн операций в 2011 году до 674,484 млн в 2010 году. Сумма операций, осуществленных физическими лицами с использованием банковских карт, увеличилась по сравнению с 2009 годом на 7,4%, до 9,53 трлн руб. Конечно, немаловажную роль сыграло снижение объемов эмиссии карт банками, занимающимися рассылкой кредитных карт, поскольку доля активных карт в их портфелях невелика, менее 30-40%, отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн.

Однако, учитывая тот факт, что доля кредитных карт в общем  объеме эмиссии невелика, рост числа  операций по банковским картам и, как  следствие, числа активных карт свидетельствует  о том, что население все чаще использует карты, причем не только для  снятия наличных в банкоматах, но и  для оплаты ими товаров и услуг, добавляет эксперт. По данным ЦБ, доля операций по оплате товаров и услуг  в общем количестве операций с  использованием банковских карт по итогам 2011 года увеличилась до 28,2% по сравнению с 24,1% в 2009 году.

К сожалению, для российского  пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный  инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем  в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых  карт в России.

Специфика российского рынка  состоит в том, что рынок развивается  в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а  за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам  предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система  очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет  поведение держателей, которые после  начисления заработной платы сразу  же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент  снятия наличных денежных средств.

По мнению аналитиков, рынок  пластиковых карт в России находится  еще на этапе становления. По итогам первой половины 2011 года в стране числится более 92 млн. банковских пластиковых карт - менее одной на каждого жителя. В мире на каждого человека приходится в среднем более трех пластиковых карт. Но, судя по темпам роста российского «карточного» рынка (с 2003 года он увеличился вчетверо), года через три мы догоним общемировой уровень.

Рынок банковских карт неоднороден. В последнее время наибольшими  темпами растет самый перспективный  его сегмент - эмиссия кредитных  карт. Например, по итогам прошлого года их количество увеличилось на 85%, в  то время как дебетовых - лишь на 32%.

Еще одна проблема - географический перекос карточного рынка. Он развивается, прежде всего, за счет ограниченного  числа регионов, на которые приходится основная доля эмиссии и использования  пластиковых карт. Большая часть  российских банковских карт эмитирована  в трех регионах - в Москве и Московской области (более 43,7 млн карт), Петербурге (свыше 4,45 млн. карт) и Свердловской области (более 2,8 млн. карт). Причина  диспропорции известны - карты распространяются прежде всего там, где более высокий  уровень доходов и хорошо развитые банковские сети.

Впрочем, география карт, да простит меня читатель за подобный каламбур, постепенно расширяется. В  течение последних двух лет число  регионов, банки которых эмитировали  более 1 млн. карт, увеличилось с 4 до 14. Благодаря зарплатным проектам карты  проникают не только в крупные  города, но и в глубинку. Например, в спрятанном в ладожских лесах  городке Тихвин, как с некоторым  удивлением для себя убедился автор, на 60 тыс. жителей уже эмитировано 14 тыс. банковских карт.

Рост конкуренции на рынке  пластика заставляет банки активно  искать и применять новые способы  привлечения клиентов. Одними из наиболее перспективных считаются программы  лояльности. По оценке специалистов, именно они способствуют росту заинтересованности в банковских услугах.

Первым, кто решился на такой путь, стал Ситибанк, выпустивший  в обращение кредитку с системой Cash back, обеспечивающую возврат 1% потраченных  денежных средств. Карта обладает всеми  преимуществами кредитки, имеет неплохой кредитный лимит в размере 160 тыс. рублей и позволяет заемщику использовать льготный период кредитования продолжительностью до 50 дней. Относительным ее недостатком является несколько завышенные, в сравнении с другими картами, стоимость годового обслуживания и проценты по кредиту (28% годовых). Но, по большому счету, все это не столь важно. Главное, что появление на рынке этой карты дало толчок развитию нового направления.

Вторым стратегическим направлением карточных «игр» стало распространение  так называемых коалиционных проектов (кобрендинг), позволяющих соединить  усилия банка и нескольких торгующих  организаций и обеспечить тем  самым расширение бонусных предложений. «Кобрендинг позволяет получить лояльную бренду аудиторию - это интересно  и ритейлерам, и банкирам», - полагает Николай Корчагин. По его мнению, следует ожидать роста этого  сегмента рынка.

«Кобрендинговые карты - это  бизнес, который будет развиваться  параллельно росту популярности пластиковых карт, - констатирует Эмиль  Юсупов из Абсолют Банка. - В конкурентной борьбе, наряду с условиями кредитования, важное место занимают качество предлагаемого  сервиса и разнообразие дополнительных услуг. Одним из конкурентных преимуществ  и может стать наличие у  банка интересных клиенту кобрендинговых программ».

Что касается основных брендов  карточного рынка, то, по оценке специалистов, в России ими по-прежнему останется  две международные платежные  системы - MasterCard и VISA. Многие аналитики  полагают, что их доминирование усилится, и попытки создать альтернативные карточные бренды постепенно сойдут на нет. В то же время доля кобрендинга  будет увеличиваться.

Согласно оценке аналитиков компании J'son & Partners, в 2011 году количество банковских карт, эмитированных в России, превысит 105 млн. штук, а в 2012 году достигнет 120 миллионов - то есть примерно две карты на каждого работающего жителя.

Однако стимулом к использованию  пластиковых карт в России будет  сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее  удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование  картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие  препятствий и трудностей, а также  на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых  карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового  бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных  вкладов, ему не обойтись без выпуска  платежных карт.

В условиях современной глобализации и информационному обществу происходят существенные изменения во всех его  сферах. Причем самые значительные изменения претерпевает финансово-банковская сфера. Данная тенденция обусловлена  высокими темпами развития информационных технологий в банковской сфере. Благодаря  резкому возрастанию темпов компьютеризации  в банковской сфере и социальной значимости финансовых услуг, осуществляемых в электронной форме, набирает силу переориентация наличного денежного оборота на безналичный. Для этого необходима качественная трансформация денежной системы в пользу безналичных расчетов с применением электронных устройств и средств связи, способных ускорить и упросить платежный оборот, то есть развитие электронных денег как самостоятельной формы стоимости. В наибольшей степени переход к системе электронных денег связан с развитием платежного оборота на основе банковских пластиковых карт.

Анализ результатов последних  исследований показывает, что до сих  пор не потеряли своей актуальности вопросы дальнейшего развития и  повышения эффективности банковского  бизнеса, основанного на платежных  картах.

План мер по реализации SEPA включает пять направлений: коммуникация и маркетинг SEPA, переход (в разрезе органов регулирования), правовые вопросы и проблемы контроля соблюдения требований, механизмы корпоративного устройства, технические вопросы.

На наш взгляд, реализация проекта SEPA окажет большое влияние  на российский рынок банковских карт, поскольку создаваемая в Европе платежная система усилит конкуренцию  между такими платежными карточными системами как MasterCard Worldwide и Visa Inс., процессинговыми  компаниями и банками.

Информация о работе Рынок пластиковых карт