Рынок пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85

Работа содержит 1 файл

КАРТЫ.docx

— 296.79 Кб (Скачать)

К остальным проблемам  можно отнести отсутствие определенного  уровня культуры пользования пластиковыми картами. Клиенты - держатели карт не привыкли ими расплачиваться за покупки, снимая наличные средства и только после этого отправляясь в магазин.

Тем не менее, даже такие  сложности не мешали банковским платежным  картам становиться в России все  более распространенными. А один из самых быстрых путей распространения - зарплатные проекты, которые в большом  количестве заключались между банками  и предприятиями. В итоге банк открывал всем сотрудникам предприятия  карточные счета и выдавал  карты, на которые впоследствии зачислялась  зарплата. Банк получал в свое распоряжение остатки по карточным счетам, которые  могли складываться в довольно крупные  суммы, а предприятие - уменьшение расходов на содержание кассовых работников и  инкассацию денег за счет упрощения  процедуры выдачи зарплаты.

К началу 1995 г. около 20 отечественных  банков были членами Visa International. Банков - членов Europay более - их 42. При этом абсолютное количество банков, реально приступила к выпуску карт какой-либо системы, не превышала 7. Августовский кризис 1998 г. коренным образом изменил ситуацию на рынке розничных банковских услуг  России. Основные игроки из числа коммерческих банков - Инкомбанк, СБС-Агро, Российский кредит и ряд других банков - были вынуждены уйти с рынка пластиковых  карт, оставив его на попечительство Сбербанка, Альфа-банка, Автобанка. Получилась ситуация, когда карточки существуют, официально срок их действия не закончился, деньги на спецкартсчете присутствуют, а расплачиваться ими за товары и услуги нельзя. Держатели банковых карт могли обслужиться только в банке-эмитенте. Пластиковая карта не предоставляла никакого удобства пользования.

Интенсивное развитие рынка  банковских карт на некоторый период времени был приостановлен. В 1999 году объем средств, проходивших  по картам ведущих международных  платежных систем, снизился по сравнению  с предыдущим годом вдвое и  составил чуть более 1 млрд. долларов. На сегодняшний день наблюдается рост спроса на банковские карты. Ведущие  позиции занимают Сбербанк. Альфа-Банк, ВТБ 24.

Существует много признаков, по которым можно классифицировать пластиковые карты, вот одни из них:

  1. Из материала, из которого они изготовлены:
  • бумажные (картонные);
  • пластиковые;
  • металлические.

В настоящее время практически  повсеместное распространение получили пластиковые карты, идентификации  держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные  в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. Ламинирование, является довольно дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карта используется для расчетов, с целью повышения  защищенности от подделок применяют  более совершенную и сложную  технологию изготовления карт из пластика. В то же время в отличие от металла  пластик легко поддается термической  обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

  1. По общему назначению:
  • идентификационные;
  • информационные;
  • для финансовых операции.

Это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная  компания может выдать каждому своему сотруднику карту, которая:

  • является пропуском, разрешающим проход в определенные зоны предприятия (идентификационная функция);
  • на той же карте может быть записана в кодированном виде какая-либо важная информация о держателе карты (информационная функция);
  • кроме того, такая карта может использоваться еще для расчетов в столовых и магазинах данной компании (расчетная функция).
  1. На основании механизма расчетов:
  • двусторонние системы.

Возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут  использовать их для покупки товаров  в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);

многосторонние системы.

Предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций  сервиса, которые признают эти карты  в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также  компании, выпускающие карты туризма  и развлечений (например American Express).

  1. По виду проводимых расчетов:
  • Кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд. Владельцу кредитной карточки открывается специальный карточный счет и устанавливается лимит кредитования по ссудному счету на весь срок действия карты, а также разовый лимит на сумму одной покупки. В пределах разового лимита оплата покупки может производиться без авторизации.

Таким образом, кредитная  карточка представляет собой такое  средство расчетов, при котором эмитент  берет на себя не только обязанность  перечисления средств клиента на счета его контрагентов, но и риск немедленной оплаты товаров, работ  и услуг ее владельца в пределах установленного им лимита кредитования. Таким образом, кредитная карточка позволяет ее владельцу при совершении любой покупки отсрочить ее оплату путем получения у банка кредита (кредитной линии).

Лимит кредитования определяется банком-эмитентом каждому владельцу  карты на его ссудном счете. Этот счет абсолютно независим от обычного (текущего, расчетного и пр.) счета  клиента в банке.

Как правило, перед открытием  ссудного счета банк или соответствующая  компания по выпуску карточек скрупулезно  проверяют финансовое положение  будущего владельца кредитной карты, а также детали предыдущих кредитных  операций клиента - его «кредитную историю». На основании этих данных эмитент  определяет сальдо денежных средств  клиента на ссудном счете, а также  суммы возможных поступлении  и списаний.

Многими банками допускается  овердрафт - перерасход кредитуемых  средств. Разумеется, пользование кредитными ресурсами осуществляется также  под проценты, причем в данном случае повышенные.

  • Дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете.

Таким образом, расчеты по дебетовой карточке производятся путем  прямого перечисления списанных  со счета ее владельца денежных средств, а не за счет получения у банка  кредита.

В отдельных банках при  наступлении определенных условий, дебетовая карточка может превратиться в кредитную (такие случаи банк определяет для каждого клиента индивидуально). Это значит, что банком при расчетах с использованием карты может быть предоставлен кредит, размер которого банк также определяет индивидуально.

Чековая гарантийная карточка (Check Guarantee Card). Она выдается банком, где  открыт счет клиента, и применяется  для того, чтобы избежать получения  от недобросовестного клиента необеспеченного  чека или чека с поддельной подписью.

Карточки гарантии чеков  используются для идентификации  клиента. Указанная система весьма привлекательна своими возможностями  расширения сферы применения чековых  платежей. На гарантийных карточках  обычно имеется идентификационный  номер, срок их действия и подпись  клиента. Использование чековой  гарантийной карточки имеет свои недостатки, к числу которых относится  наличие ежедневного лимита - предельной суммы платежа, гарантированной  карточкой.

  1. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
  • Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, EuroCard/MasterCard Mass (Standard).
  • Серебряные карты (Silver, Business). Серебряная карта называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
  • Золотые карты (Gold) предназначены для наиболее состоятельных богатых клиентов.

В системах Visa и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения  наличных денег и в электронных  терминалах: Visa Elektron, Cirrus/Maestro. Они действуют  в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому  они могут быть выданы любому клиенту  независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

  1. По характеру использования:
  • индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»;
  • семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;
  • корпоративная карта выдается юридическому лицу. На основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам).
  1. По принадлежности к учреждению-эмитенту:
  • банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков;
  • коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;
  • карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью не посредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию,
  1. По сфере использования:
  • универсальные карты.

Служат для оплаты любых  товаров и услуг;

  • частные коммерческие карты.

Служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты  гостиничных сетей, автозаправочных  станций, супермаркетов).

  1. По территориальной принадлежности:
  • международные, действующие в большинстве стран;
  • национальные, действующий в пределах какого-либо государства;
  • локальные, используемые на части территории государства;
  • карты, действующие в одном конкретном учреждении.
  1. По времени использования:
  • ограниченные каким-либо временным промежутком (иногда с правом пролонгации);
  • неограниченные (бессрочные).
  1. По способу записи информации на карту:
  • графическая запись.

Самой ранней и простои  формой записи информации на карту  была и остается графическая. Она  до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты  и информация об эмитенте. Позднее  на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

  • Эмбоссирование - нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая на ней оттиск слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится на слип.
  • штрих-кодирование - запись информации на карту с помощью штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования.
  • кодирование на магнитной полосе. Магнитные карты имеют тот же самый вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи. На лицевой стороне карточки указываются:
  • имя держателя;
  • номер его банковской карты;
  • шифр его отделения банка;
  • наименование банка;
  • символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида;
  • голограмма - фирменный знак платежной системы. Цель нанесения голограммы - сделать внешний вид карты более привлекательным и защитить от подделки; впервые голограмму применили в системе MasterCard в 1985 г.;
  • срок пользования карточкой (от полугода до двух лет).

Информация о работе Рынок пластиковых карт