Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа
целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85
Согласно полученной РБК Рейтинганкете, у крупнейшего российского банка на 1 июля числится более 60.4 миллионов пластиковых карт, при этом только за первое полугодие банк выпустил 17.4 млн. шт., из которых большая часть - новый выпуск (12.5 миллионов), оставшийся 4.9 миллиона - это карты, которые были перевыпущены. По всем этим параметрам «Сбербанк» находится вне конкуренции, отсюда и такое, по сравнению с другими участниками рейтинга, большое количество баллов.
1.3 Региональная структура рынка пластиковых карт
Объемы эмиссии пластиковых карт в России ежегодно демонстрируют положительную динамику. По итогам 2011 года совокупный объем эмиссии составил 200,2 млн. ед., продемонстрировав годовой прирост на уровне 38,6%. При этом 64,7% объема эмиссии или 129,2 млн. ед. составили активные пластиковые карты.
Всего в 2011 году на территории России было совершено более 4 млрд. операций по банковским картам, среди которых почти 2,5 млрд. составили операции по получению наличных и более 1,5 млрд. - операции по оплате товаров и услуг.
Средний размер одной транзакции по банковской карте составил 4 037,8 руб. При этом в среднем держатели карт снимали в банкоматах наличные средства в размере 6 129,5 руб., оплачивали товары и услуги в размере 1 298,8 руб. за одну транзакцию.
Суммарный объем операций по банковским картам в 2011 году достиг 16 058,4 млрд. руб., увеличившись за год на 32,8%.
Из общего объема операций с использованием банковских карт в 2011 году 13 952,1 млрд. руб. пришлось на операции по получению наличных и 2 362,6 млрд. руб. - на операции по оплате товаров и услуг. Еще 822,9 млрд. руб. относится к категории прочих операций, которые включают в себя отчисления в благотворительные фонды, транзакции по межбанковским переводам денежных средств и т.п.
Центральный федеральный округ лидирует по числу эмитированных в 2011 году пластиковых карт. Общий объем выпуска здесь составил 104,4 млн. ед. Второе и третье места занимают Приволжский и Сибирский федеральные округа (263,8 и 190,1 млн. ед. соответственно).
В течение 2011 года произошло заметное изменение структуры эмиссии пластиковых карт по федеральным округам. Так, увеличение доли макрорегиона наблюдается лишь по Центральному федеральному округу. Доли всех прочих округов в региональной структуре рынка снизились или остались на прежнем уровне.
В среднем, на одного жителя России приходится 1,4 карты. Данный показатель за минувший год практически не изменился (его значение в 2011 году — 1,39 карты).
Наиболее высокая степень
проникновения пластиковых карт
наблюдается в Центральном
Среди субъектов РФ наиболее высокие объемы операций с банковскими картами зафиксированы в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Тюменской области. В Московском регионе общий объем операций с банковскими картами составил 5 963,7 млрд. руб., в Санкт-Петербурге 1 301,1 млрд. руб., в Тюменской области 844,6 млрд. руб.
В течение последних лет наблюдается рост количества пользователей банковских услуг. Так, в 2008 году услугами банков пользовался каждый второй житель России (52%), в 2011 году их доля составила 74%, в 1-м квартале 2012 года - 77%.
Локомотивами роста являются
депозиты и пластиковые карты. Увеличение
спроса на пластиковые карты закономерен
связано с повышением доверия
населения к данному
Результаты исследования AnalyticResearchGroupпоказали, что среди 20-ти крупнейших банков России по объему эмиссии в 2011 году наиболее широкая линейка направления пластиковых карт представлена Альфа-Банком (31 вид дебетовых карт и 29 видов кредитных карт).
Среди лидеров предложения дебетовых карт также можно выделить Мастер-Банк (26 видов карт), Сбербанк (23 вида), Промсвязьбанк (20 видов). Лидеры предложения кредитных карт — банк Уралсиб (26 видов), Мастер-Банк (25 видов) и Росгосстрах Банк (19 видов).
Половина предлагаемых исследуемыми банками видов дебетовых карт эмитируется в рамках платежной системы Visa (50,7% предложения). При этом в предложении кредитных карт преобладает платежная система MasterCard (50,8% программ). Челябинвестбанк выпускает карты в рамках системы Золотая корона.
В трети программ минимальный размер кредита по кредитным картам не превышает 10 000 руб. (35,2% предложения).
Максимальный размер кредитного лимита по кредитным картам чаще всего находится в диапазоне 400 001—500 000 руб. (26,3% предложения).
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк».
Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент
К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт.
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
По состоянию на начало 2011 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 40 тыс. корпоративных клиентов и 5,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 364 отделение и филиал банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре.
Банковская группа «Альфа-Банк» зафиксировала самую большую чистую прибыль за свою 20-летнюю историю в размере 553 млн долларов США, рентабельность капитала, в свою очередь, достигла уровня 19,1%. Совокупный капитал за вычетом дивидендов в размере 150 млн долларов США увеличился на 14,1% до 3,1 млрд. долларов США. Уровень достаточности капитала по стандартам Базель I составил 18,2% на 31 декабря 2010 года (20,2% на 31 декабря 2009 года).
За отчетный период совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк» выросли на 31,6% с 21,6 млрд долларов США на конец 2009 года до 28,5 млрд долларов США на конец 2010 года, причиной этому стало быстрое восстановление российской экономики после мирового кризиса и положительный имидж Альфа-Банка, позволивший привлечь новых клиентов, как в корпоративном сегменте, так и в сегменте розничного бизнеса.
Основными причинами роста прибыли являются увеличение чистой процентной маржи на 21,6% с 1,1 млрд долларов США до 1,3 млрд долларов США, рост чистых комиссионных доходов на 24,3%, рост доходов от инвестиций и сделок с иностранной валютой, а также снижение уровня начисленных провизий на возможные потери по ссудам. Розничный бизнес впервые показал прибыль по итогам года — прибыль до налогов составила 208 млн долларов США.
Совокупная ссудная
В структуре пассивов Банковской группы «Альфа-Банк» текущие счета и депозиты клиентов выросли на 22,8% до 16,8 млрд долларов США на конец 2010 года (13,7 млрд долларов США на конец 2009 года). Банковская группа «Альфа-Банк» выпустила в марте 2010 года среднесрочные еврооблигации на сумму 600 млн долларов США с погашением в 2015 году со ставкой купона 8% годовых. В сентябре 2010 года Банковская группа «Альфа-Банк» разместила среднесрочные еврооблигации на сумму 1 млрд долларов США с погашением в 2017 году со ставкой купона 7,875% годовых. В феврале 2011 года Банковская Группа «Альфа-Банк» выпустила рублевые облигации номиналом 5 млрд рублей, сроком обращения 5 лет с офертой через 3 года, процентная ставка установлена на уровне 8,25% годовых в течение первых трех лет. В декабре 2010 года был досрочно погашен субординированный заем, выпущенный в 2005 году на сумму 225 млн долларов США с погашением в 2015 году и ставкой 8,625% годовых. В августе 2010 года были пересмотрены ставки по полученным от Внешэкономбанка субординированным займам: процентная ставка займа с датой погашения в 2019 году была снижена с 8% до 6,5%, займа с датой погашения в 2020 году — с 9,5% до 7,5%.
Банковская группа «Альфа-Банк» уделяет особое внимание управлению рисками ликвидности и рисками капитализации. По состоянию на 31 декабря 2010 года денежные средства и краткосрочные средства, размещенные в кредитных организациях, составили примерно 21% от совокупных активов. В дополнение к этому Альфа-Банк имеет доступ к таким источникам ликвидности, как высоколиквидный инвестиционный портфель, займы, предоставляемые Банком России под обеспечение кредитного портфеля.
Банковская группа «Альфа-Банк» является крупнейшим российским частным банком по размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру депозитов. В 2010 году группа продолжила свое развитие как универсальный банк по следующим основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (включая малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая систему банковских филиалов, автокредитование и ипотеку). Особое внимание оказывается развитию банковских продуктов корпоративного бизнеса в массовом и МСБ сегментах, а также развитию удаленных каналов самообслуживания и интернет-эквайринга. Среди текущих стратегических приоритетов Банковской группы «Альфа-Банк» можно выделить эффективное управление активами и пассивами с целью сохранения высокой прибыльности, наращивание кредитного портфеля с ориентацией на качество заемщиков, увеличение комиссионных доходов, развитие расчетного бизнеса и дальнейшее улучшение качества обслуживания клиентов.
В течение 2010 года банковская группа «Альфа-Банк» еще раз подтвердила свои лидирующие позиции в банковском секторе России. Группа четвертый раз подряд получила награду в общем рейтинге исследования «Индекс впечатления клиента — 2010. Сектор розничных банковских услуг после финансового кризиса», проведенного компанией Senteo совместно с PricewaterhouseCoopers.
В марте 2011 года агентство Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг банковской группы «Альфа-Банк» с «B+» до «ВВ-», прогноз стабильный. В ноябре 2010 года агентство Moody’s подтвердило свой рейтинг на уровне «Ва1» и изменило прогноз с негативного до стабильного. В июле 2010 г. агентство Fitch повысило свой кредитный рейтинг до «ВВ», прогноз стабильный.
Финансовые результаты группы «Альфа-Банк» составлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и подтверждены аудиторами компании PriceWaterhouseCoopers.
Поддержка национального искусства - одно из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности Альфа-Банка. При содействии Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты. При поддержке Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят театральные фестивали с участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, лучших джазовых коллективов страны, многочисленные выставки.
Альфа-Банк является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной программы для российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».
2.2 Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»
В будущем году Альфа-Банк рассчитывает эмитировать порядка 8 млн. пластиковых карт. Как сообщает издание «Маркер», эта цифра сопоставима с числом действующих карт, выданных банком за весь период деятельности.
В 2012 году кредитная организация собирается выпустить примерно 7-8 млн. обычных магнитных карт и около 400 тысяч карт, оснащенных чипом. По данным на 1 октября, количество эмитированных банком пластиковых карт превышает 9,5 млн. штук. Таким образом, кредитная организация намерена нарастить объем карт примерно в два раза.
Как сообщил изданию источник в Альфа-Банке, пока финансовая организация заметно отстает по данному показателю от Сбербанка, но намерена серьезно активизировать работу в этом направлении. Причем развивать планируется не только кредитный сегмент, но и дебетовый. Какими будут доли этих сегментов в совокупном объеме эмиссии, пока не сообщается. Пока Альфа-Банк занят выбором компании-поставщика пластиковых карт.