Рынок пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85

Работа содержит 1 файл

КАРТЫ.docx

— 296.79 Кб (Скачать)

Согласно полученной РБК  Рейтинганкете, у крупнейшего российского  банка на 1 июля числится более 60.4 миллионов  пластиковых карт, при этом только за первое полугодие банк выпустил 17.4 млн. шт., из которых большая часть - новый выпуск (12.5 миллионов), оставшийся 4.9 миллиона - это карты, которые были перевыпущены. По всем этим параметрам «Сбербанк» находится вне конкуренции, отсюда и такое, по сравнению с  другими участниками рейтинга, большое  количество баллов.

 

1.3 Региональная структура рынка пластиковых карт

 

Объемы эмиссии пластиковых  карт в России ежегодно демонстрируют  положительную динамику. По итогам 2011 года совокупный объем эмиссии  составил 200,2 млн. ед., продемонстрировав  годовой прирост на уровне 38,6%. При  этом 64,7% объема эмиссии или 129,2 млн. ед. составили активные пластиковые  карты.

Всего в 2011 году на территории России было совершено более 4 млрд. операций по банковским картам, среди  которых почти 2,5 млрд. составили  операции по получению наличных и  более 1,5 млрд. - операции по оплате товаров и услуг.

Средний размер одной транзакции по банковской карте составил 4 037,8 руб. При этом в среднем держатели  карт снимали в банкоматах наличные средства в размере 6 129,5 руб., оплачивали товары и услуги в размере 1 298,8 руб. за одну транзакцию.

Суммарный объем операций по банковским картам в 2011 году достиг 16 058,4 млрд. руб., увеличившись за год  на 32,8%.

Из общего объема операций с использованием банковских карт в 2011 году 13 952,1 млрд. руб. пришлось на операции по получению наличных и 2 362,6 млрд. руб. - на операции по оплате товаров и услуг. Еще 822,9 млрд. руб. относится к категории прочих операций, которые включают в себя отчисления в благотворительные фонды, транзакции по межбанковским переводам денежных средств и т.п.

Центральный федеральный  округ лидирует по числу эмитированных  в 2011 году пластиковых карт. Общий  объем выпуска здесь составил 104,4 млн. ед. Второе и третье места занимают Приволжский и Сибирский федеральные округа (263,8 и 190,1 млн. ед. соответственно).

В течение 2011 года произошло  заметное изменение структуры эмиссии  пластиковых карт по федеральным  округам. Так, увеличение доли макрорегиона наблюдается лишь по Центральному федеральному округу. Доли всех прочих округов в  региональной структуре рынка снизились  или остались на прежнем уровне.

В среднем, на одного жителя России приходится 1,4 карты. Данный показатель за минувший год практически не изменился (его значение в 2011 году — 1,39 карты).

Наиболее высокая степень  проникновения пластиковых карт наблюдается в Центральном федеральном  округе. В данном макрорегионе на одного жителя приходится 2,7 карты. Второе место  рейтинга занимает Санкт-Петербург  с показателем 1,97 карты на одного жителя. Наименьшая степень проникновения  пластиковых карт демонстрирует  Северо-Кавказский федеральный округ (0,33 карты на одного жителя).

Среди субъектов РФ наиболее высокие объемы операций с банковскими  картами зафиксированы в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Тюменской области. В Московском регионе общий объем операций с банковскими картами составил 5 963,7 млрд. руб., в Санкт-Петербурге 1 301,1 млрд. руб., в Тюменской области 844,6 млрд. руб.

В течение последних лет  наблюдается рост количества пользователей  банковских услуг. Так, в 2008 году услугами банков пользовался каждый второй житель России (52%), в 2011 году их доля составила 74%, в 1-м квартале 2012 года - 77%.

Локомотивами роста являются депозиты и пластиковые карты. Увеличение спроса на пластиковые карты закономерен  связано с повышением доверия  населения к данному продуктовому направлению. В основном держатели  карт предпочитают использовать их для  получения наличных денег, однако в  последнее время укрепляется  тенденция роста числа и объемов  операций по оплате товаров и услуг  посредством банковских карт.

Результаты исследования AnalyticResearchGroupпоказали, что среди 20-ти крупнейших банков России по объему эмиссии  в 2011 году наиболее широкая линейка  направления пластиковых карт представлена Альфа-Банком (31 вид дебетовых карт и 29 видов кредитных карт).

Среди лидеров предложения  дебетовых карт также можно выделить Мастер-Банк (26 видов карт), Сбербанк (23 вида), Промсвязьбанк (20 видов). Лидеры предложения кредитных карт —  банк Уралсиб (26 видов), Мастер-Банк (25 видов) и Росгосстрах Банк (19 видов).

Половина предлагаемых исследуемыми банками видов дебетовых карт эмитируется в рамках платежной  системы Visa (50,7% предложения). При этом в предложении кредитных карт преобладает платежная система MasterCard (50,8% программ). Челябинвестбанк выпускает  карты в рамках системы Золотая  корона.

В трети программ минимальный  размер кредита по кредитным картам не превышает 10 000 руб. (35,2% предложения).

Максимальный размер кредитного лимита по кредитным картам чаще всего находится в диапазоне 400 001—500 000 руб. (26,3% предложения).

 

Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк».

 

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент

  • нужно выделить основные ее достоинства и преимущества:
  • для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетам и многое другое;
  • для предприятия - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ;
  • для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительной комиссии и как следствие увеличение дохода повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского  пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный  инструмент, а средство снятия наличных. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт.

 

2.1 Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»

 

Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.

По состоянию на начало 2011 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 40 тыс. корпоративных клиентов и 5,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 364 отделение и филиал банка, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре.

Банковская группа «Альфа-Банк»  зафиксировала самую большую  чистую прибыль за свою 20-летнюю историю в размере 553 млн долларов США, рентабельность капитала, в свою очередь, достигла уровня 19,1%. Совокупный капитал за вычетом дивидендов в размере 150 млн долларов США увеличился на 14,1%  до 3,1 млрд. долларов США. Уровень достаточности капитала по стандартам Базель I составил 18,2%  на 31 декабря 2010 года (20,2%  на 31 декабря 2009 года).

За отчетный период совокупные активы Банковской группы «Альфа-Банк» выросли на 31,6%  с 21,6 млрд долларов США на конец 2009 года до 28,5 млрд долларов США на конец 2010 года, причиной этому стало быстрое восстановление российской экономики после мирового кризиса и положительный имидж Альфа-Банка, позволивший привлечь новых клиентов, как в корпоративном сегменте, так и в сегменте розничного бизнеса.

Основными причинами роста прибыли  являются увеличение чистой процентной маржи на 21,6%  с 1,1 млрд долларов США до 1,3 млрд долларов США, рост чистых комиссионных доходов на 24,3%, рост доходов от инвестиций и сделок с иностранной валютой, а также снижение уровня начисленных провизий на возможные потери по ссудам. Розничный бизнес впервые показал прибыль по итогам года — прибыль до налогов составила 208 млн долларов США.

Совокупная ссудная задолженность  корпоративных заемщиков по итогам 2010 года выросла на 23,7%  до 15,9 млрд долларов США (12,8 млрд долларов США на конец 2009 года), в то время как кредитный портфель розничного бизнеса вырос на 8,7%  до 2,3 млрд долларов США (2,1 млрд долларов США в 2009 году). В 2010 году доля провизий на возможные потери по ссудам сократилась с 10,1%  от суммы совокупного кредитного портфеля по состоянию на конец 2009 года до 7,6%  на конец 2010 года в основном за счет улучшения качества кредитного портфеля и списания старой безнадежной ссудной задолженности. Значительно улучшилось качество кредитного портфеля: доля просроченной ссудной задолженности в совокупном кредитном портфеле снизилась с 21,2%  до 4,7%  в течение года, а доля реструктурированной задолженности — с 11,5%  до 5,7%.

В структуре пассивов Банковской группы «Альфа-Банк» текущие счета и депозиты клиентов выросли на 22,8%  до 16,8 млрд долларов США на конец 2010 года (13,7 млрд долларов США на конец 2009 года). Банковская группа «Альфа-Банк» выпустила в марте 2010 года среднесрочные еврооблигации на сумму 600 млн долларов США с погашением в 2015 году со ставкой купона 8% годовых. В сентябре 2010 года Банковская группа «Альфа-Банк» разместила среднесрочные еврооблигации на сумму 1 млрд долларов США с погашением в 2017 году со ставкой купона 7,875% годовых. В феврале 2011 года Банковская Группа «Альфа-Банк» выпустила рублевые облигации номиналом 5 млрд рублей, сроком обращения 5 лет с офертой через 3 года, процентная ставка установлена на уровне 8,25%  годовых в течение первых трех лет. В декабре 2010 года был досрочно погашен субординированный заем, выпущенный в 2005 году на сумму 225 млн долларов США с погашением в 2015 году и ставкой 8,625% годовых. В августе 2010 года были пересмотрены ставки по полученным от Внешэкономбанка субординированным займам: процентная ставка займа с датой погашения в 2019 году была снижена с 8% до 6,5%, займа с датой погашения в 2020 году — с 9,5%  до 7,5%.

Банковская группа «Альфа-Банк»  уделяет особое внимание управлению рисками ликвидности и рисками капитализации. По состоянию на 31 декабря 2010 года денежные средства и краткосрочные средства, размещенные в кредитных организациях, составили примерно 21% от совокупных активов. В дополнение к этому Альфа-Банк имеет доступ к таким источникам ликвидности, как высоколиквидный инвестиционный портфель, займы, предоставляемые Банком России под обеспечение кредитного портфеля.

Банковская группа «Альфа-Банк»  является крупнейшим российским частным  банком по размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру депозитов. В 2010 году группа продолжила свое развитие как универсальный банк по следующим основным направлениям: корпоративный и инвестиционный бизнес (включая малый и средний бизнес (МСБ), торговое и структурное финансирование, лизинг и факторинг), розничный бизнес (включая систему банковских филиалов, автокредитование и ипотеку). Особое внимание оказывается развитию банковских продуктов корпоративного бизнеса в массовом и МСБ сегментах, а также развитию удаленных каналов самообслуживания и интернет-эквайринга. Среди текущих стратегических приоритетов Банковской группы «Альфа-Банк» можно выделить эффективное управление активами и пассивами с целью сохранения высокой прибыльности, наращивание кредитного портфеля с ориентацией на качество заемщиков, увеличение комиссионных доходов, развитие расчетного бизнеса и дальнейшее улучшение качества обслуживания клиентов.

В течение 2010 года банковская группа «Альфа-Банк» еще раз подтвердила свои лидирующие позиции в банковском секторе России. Группа четвертый раз подряд получила награду в общем рейтинге исследования «Индекс впечатления клиента — 2010. Сектор розничных банковских услуг после финансового кризиса», проведенного компанией Senteo совместно с PricewaterhouseCoopers.

В марте 2011 года агентство Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг банковской группы «Альфа-Банк» с «B+» до «ВВ-», прогноз стабильный. В ноябре 2010 года агентство Moody’s подтвердило свой рейтинг на уровне «Ва1» и изменило прогноз с негативного до стабильного. В июле 2010 г. агентство Fitch повысило свой кредитный рейтинг до «ВВ», прогноз стабильный.

Финансовые результаты группы «Альфа-Банк»  составлены в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и подтверждены аудиторами компании PriceWaterhouseCoopers.

Поддержка национального искусства  - одно из приоритетных направлений культурно-просветительской деятельности Альфа-Банка. При содействии Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно известные зарубежные музыканты. При поддержке Альфа-Банка в регионах России ежегодно проходят театральные фестивали с участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Ю. Башмета, лучших джазовых коллективов страны, многочисленные выставки.

Альфа-Банк является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной программы для  российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает  финансовую поддержку благотворительной  программе спасения тяжелобольных  детей «Линия жизни».

 

2.2 Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»

 

В будущем году Альфа-Банк рассчитывает эмитировать порядка 8 млн. пластиковых карт. Как сообщает издание «Маркер», эта цифра сопоставима  с числом действующих карт, выданных банком за весь период деятельности.

В 2012 году кредитная организация  собирается выпустить примерно 7-8 млн. обычных магнитных карт и около 400 тысяч карт, оснащенных чипом. По данным на 1 октября, количество эмитированных  банком пластиковых карт превышает 9,5 млн. штук. Таким образом, кредитная  организация намерена нарастить  объем карт примерно в два раза.

Как сообщил изданию источник в Альфа-Банке, пока финансовая организация заметно отстает по данному показателю от Сбербанка, но намерена серьезно активизировать работу в этом направлении. Причем развивать планируется не только кредитный сегмент, но и дебетовый. Какими будут доли этих сегментов в совокупном объеме эмиссии, пока не сообщается. Пока Альфа-Банк занят выбором компании-поставщика пластиковых карт.

Информация о работе Рынок пластиковых карт