Рынок пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

целью данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.
Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:
определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
рассмотреть историю развития пластиковых карт.
проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5
1.1Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………..5
1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17
1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24
Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27
2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27
2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31
2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48
Глава 3. Перспективы развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60
3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61
3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68
3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76
Заключение……………………………………………………………...82
Список литературы…………………………………………………..85

Работа содержит 1 файл

КАРТЫ.docx

— 296.79 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт…………………………………………………………..5

1.1Понятие пластиковых  карт. История возникновения пластиковых  карт…………………………………………………………………………………..5

1.2Общая характеристика современного рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………………….17

1.3Региональная структура рынка пластиковых карт……………………..24

Глава 2. Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………27

2.1Характеристика деятельности ОАО «Альфа-Банк»……………………27

2.2Анализ операций с пластиковыми картами на примере Омского отделения ОАО «Альфа-Банк»……………………………………………………31

2.3Оценка экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»…………………………….48

Глава 3. Перспективы  развития и проблемы рынка пластиковых карт…………………………………………………………...60

3.1Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России………………………………………………………...61

3.2Проблемы российского рынка пластиковых карт…………………….68

3.3Пути повышения экономической эффективности операций с пластиковыми картами на примере отделения ОАО «Альфа-Банк»……………76

Заключение……………………………………………………………...82

Список литературы…………………………………………………..85

 

 

 

 

 

 

Введение

Пластиковая карточка в мире уже давно превратилась в важнейший  инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни. "Пластиковые  деньги" или "пластиковые карточки" - широкое понятие, включающее в себя кредитные, расчетные, депозитные и  многие другие карточки. Помимо вышеперечисленных, пластиковые карточки используются в качестве визиток, клубных карточек, клиентских карточек постоянных покупателей. Все эти карточки сделаны из пластика - отсюда и их название.

Преимущества, связанные  с использованием пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Это, в  первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при получении  услуг на предприятиях торговли и  сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, в том числе  покупок с использованием различных  валют, поскольку конвертация производится по биржевому, а не по магазинному  курсу. Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса: уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку  и обналичивание средств, упрощение  расчетов с покупателями.

Очевидно, что переход  к цивилизованному денежному  обращению в России предполагает превращение пластиковых карт в  общепризнанный инструмент жизнедеятельности  человека.

Российский рынок пластиковых  карт сегодня переживает настоящий  бум. Несмотря на бурный рост числа  клиентов и объемов сделок по пластиковым  картам, видов обслуживания, рынок  пластиковых карт имеет недостаточно развитую законодательную основу, повышенный риск мошенничества, нестабильную динамику развития и другие проблемы.

Исходя из этого, целью  данного дипломного проекта является исследование основных характеристик и тенденций развития рынка пластиковых карт России для формирования перспектив его функционирования.

Для достижения поставленной в дипломном проекте цели мною решались следующие задачи:

  • определить сущность понятия пластиковых карт, рассмотреть их классификацию и ответить на вопрос: какое место в платёжной системе страны они занимают;
  • рассмотреть историю развития пластиковых карт.
  • проанализировать состояние рынка пластиковых карт в России;
  • оценить развития рынка банковских пластиковых карт в Омской области.
  • выявить основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России.
  • рассмотреть проблемы российского рынка пластиковых карт.

Объектом исследования в  дипломном проекте выступает рынок пластиковых карт России. Предметом исследования - проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт России на современном этапе.

Методы исследования - аналитический, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, конкретно-исторический, обобщения.

Дипломный проект основан  на действующих в настоящее время  в России законодательных и нормативных  актах, регулирующих операции с пластиковыми картами.

В ходе написание дипломного проекта был изучен обширный объем  информации из периодической печати, специальной литературы российских и зарубежных ученых, официальной  документации ОАО «Альфа-Банк» и Центрального Банка РФ. Источниками анализа являются материалы, полученные в процессе анализа работы ОАО «Альфа-Банк», а также статистические материалы, бухгалтерская и финансовая отчетность отделения ОАО «Альфа-Банк» г. Омска.

Глава 1. Теоретические основы организации рынка пластиковых карт

Экономические преобразования и формирование банковской системы  в России совпали с интенсивным  развитием автоматизации банковской деятельности.

Одним из факторов, влияющих на развитие банковской системы, является совершенствование информационных технологий. Полная и адекватная информация, полученная своевременно, служит в  настоящее время единственно  возможной основой решения сложных  задач банковского управления и  оказания современных банковских услуг. Особенно явно это проявилось в создании платежных систем построенных на использовании пластиковых карт.

Цель выпуска пластиковой  карты состоит: организация более  быстрых и удобных для клиентов расчетов; уменьшение объема используемой в расчетах наличности и, следовательно, снижение стоимости операций; привлечение  новых и «привязывание» имеющихся  клиентов; стремление не отстать от конкурентов; отработка новой, более  прогрессивной «безбумажной» технологии; разгрузка центрального офиса банка  или компании от наплыва клиентов; престиж и реклама своей компании (банка) на пластиковых карточках, которые  клиенты используют не только как  средство платежа, но и как признак  определенного социального статуса  и т.п.

Пластиковая карточка, как  средство безналичных расчетов впервые  появилась в США. Мало кто представлял  себе, что она произведет настоящую  революцию в банковском деле.

 

    1. Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт

Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли и сервиса, отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Для обеспечения идентификации владельца используются:

  • логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей карточку;
  • имя держателя карточки, номер его счета;
  • срок действия карточки;
  • может присутствовать фотография держателя и его подпись и прочие данные.

В процессе подготовки к  выпуску карточка претерпевает графическую, физическую и электрическую персонализации.

Графической персонализацией - нанесение полиграфическим способом на карточку логотипа финансового института - эмитента, нанесение с помощью  специальных принтеров персональной информации о держателе.

Физическая персонализация - служит для нанесения на карточку персональных данных: номера карточки, фамилии и имени владельца, срока  действия карты, а также иногда некоторой  дополнительной информации (например, наименование банка-агента, непосредственно  выдавшего карточку своему клиенту, или организации, в которой работает держатель).

Эмбоссированные символы - выпуклые, подкрашенные специальной краской (обычно серебряной, черной или золотой) символы. Эмбоссирование необходимо для  визуальной идентификации кассиром или операционистом персональных данных о держателе и для переноса их с карточки на слип (счет-извещение).

Электрическая персонализация - кодируется магнитной полосой или  осуществляется запись информации и  микросхему.

Персонализация карты  позволяет идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить  проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Доступ к записанным данным защищается кодированным паролем (PIN-кодом).код - персональный идентификационный номер - представляет собой последовательность цифр (обычно 4-6, но может быть и до 12), используемую для идентификации клиента. В связи с тем, что PIN-код предназначен для идентификации и аутентификации клиента, его значение должно быть известно только клиенту.

Графические данные обеспечивают возможность визуальной идентификации  карточки. В пластиковых картах со штрих - кодом в качестве идентифицирующего  элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для  маркировки товаров. Карточки со штрих - кодом весьма дешевы и, по сравнению  с другими типами карт, относительно просты в изготовлении. Последняя  особенность обуславливает их слабую защищенность от подделки и делает поэтому малопригодными для использования  в платежных системах.

Первой платежной картой, пришедшей в Россию (тогда еще - в Советский Союз), видимо, следует  считать карту международной  платежной системы Diners Club. Именно эти  карты начали приниматься в системе  магазинов «Березка» в 1969 г. А  спустя два десятилетия, в 1988 г., спортсменам  советской Олимпийской сборной, отправлявшимся для участия в  Олимпийских играх в Сеуле, впервые  были выданы карты другой платежной  системы - Visa International. Но значительного  распространения международные  карты по ряду причин тогда не получили. И лишь после начала развития в  России системы коммерческих банков (точкой отсчета этого можно считать  принятие в 1990 г. Закона «О банках и  банковской деятельности») у банковских пластиковых карт как платежного инструмента, ориентированного на держателей - частных лиц, появилось в России большое будущее.

В 1993 г. в России были разработаны  и введены в оборот такие платежные  системы на картах, как STB Card (расчетный  банк - «Столичный») и Union Card (расчетный  банк - Автобанк), которые быстро вышли  в лидеры на рынке пластиковых  карт и долгое время таковыми являлись. Обе эти платежные системы  интенсивно завоевывали рынок, заключая с банками договоры на выпуск своих карт один за другим. В итоге по состоянию на 1998 г. банками - участниками Union Card стали примерно 180 банков, за сотню переваливало количество участников STB Card. Причем в определенном смысле российский рынок был поделен - Union Card имела преобладание в регионах, STB Card - в Москве.

Следует сказать, что карты  этих платежных систем (да и ряда других, в том числе международных) в то время были с магнитной  полосой. Перспектива массового  выпуска карт с микросхемой (чиповых  карт) международными платежными системами, а тем более - создание ими единого  стандарта EMV (Разработанные совместно Europay, МasterCard и VISA), была еще непонятной. В России по состоянию на середину 90-х гг. прошлого века ситуация с  чиповыми картами тоже была сложной. С одной стороны, ряд компаний-разработчиков  стали предлагать свои решения для  организации платежных систем, построенных  на чиповых картах (компания «СканТек», BGS SmartcardSystems AG, ЦФТ и целый ряд  других). Российские банки начали создавать  на основе их решений собственные  платежные системы, в том числе  на базе крупных промышленных предприятий, выпуская десятки тысяч карт (как  правило, в рамках зарплатных проектов).

С другой стороны, актуальной оставалась та же проблема - отсутствие единого стандарта. В итоге карты  каждой платежной системы при  всей их функциональной мощности участвовали  только в пределах одной платежной  системы. Среди платежных систем на базе карт с микросхемами в своем  развитии наиболее преуспели две - «Сберкарт» (проект Сбербанка) и «Золотая Корона», которые сумели выйти за границы  одного региона и стать если и  не национальными по значению, то общероссийскими  по степени охвата регионов. К сожалению, экономическая и политическая обстановка в России не всегда была благоприятной  для распространения такого тонкого  высокотехнологичного платежного инструмента, как платежная карта. После кризиса 1998 г. сначала STB Card, а затем и Union Card были вынуждены потесниться на рынке  банковских платежных карт, и уступили свои лидирующие позиции. Вместе с тем отечественные платежные системы остаются серьезными игроками на карточном рынке, конкурируя с картами международных платежных систем.

Появление пластиковых карт в России изначально сопровождалось различными проблемами, в основном технического свойства, поэтому в  распространении этого платежного инструмента большую роль играли психологические мотивы. К техническим  проблемам можно отнести отсутствие банкоматов, магазинов, принимающих  к оплате карты, и вообще инфраструктуры их приема и обслуживания.

Информация о работе Рынок пластиковых карт