Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.

Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

    В конкурсах 2005 – 2008 гг. По направлению  «Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов)» было признано победителями 58 субъектов Российской Федерации. Общий объем выделенных субсидий при этом составил 2,37 млрд. Рублей

    В соответствии с установленными Минэкономразвития  России требованиями, в бизнес-инкубаторах, создаваемых в рамках данной программы, на срок, не превышающий 3 лет, на льготных условиях размещаются отобранные по конкурсу начинающие (действующие менее 1 года) предприниматели, осуществляющие деятельность в сферах, не связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых, торговлей и оказанием бытовых услуг.

    С 2005 по 2007 гг. Мероприятия по направлению  «Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта» реализовывали 33 субъекта Российской Федерации. Общая сумма средств федерального бюджета, предоставленная регионам за указанный период, составила 169,1 млн. рублей.

    В рамках направления по поддержке  экспортно-ориентированных малых  предприятий за счет средств федерального и региональных бюджетов субсидировалось  от ½ до 2/3 затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с:

  • уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях;
  • оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;
  • участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
  • регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
  • оплатой услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта.

    С 2005 по 2008 годы мероприятия по «Развитию  системы кредитования субъектов  малого предпринимательства» реализовывали 34 субъекта Российской Федерации, в общей сложности поддержка была оказана 179 кооперативам59.

    В рамках данного направления средства федерального бюджета направлялись на субсидирование части затрат, связанных  с уплатой процентов по кредитам, привлеченным потребительскими кооперативами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов своим членам для осуществления предпринимательской деятельности. Затраты по уплате процентов возмещаются потребительским кооперативам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в размере половины ставки и 2/3 ставки рефинансирования соответственно.

    В рамках мероприятий по «Созданию  и развитию инфраструктуры поддержки  малых предприятий в научно-технической  сфере» средства федерального бюджета  направлялись на развитие в регионах инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. К концу 2009 года на территории 21 субъекта Российской Федерации осуществляли деятельность 23 региональных венчурных фонда с общей капитализацией более 9 млрд. Рублей.

    Создаваемые венчурные фонды могут использовать имущество только для приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, имеют право  передавать имущество в доверительное  управление отобранной на конкурсе управляющей компании, а управляющие компании могут инвестировать средства закрытых паевых инвестиционных фондов только в малые предприятия в научно-технической сфере, зарегистрированные на территории определенного субъекта Российской Федерации60.

    На  реализацию иных мероприятий субъектов  Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства  была выделена большая часть средств  федерального бюджета (2 744 606,1 тыс. Рублей или 71,3 % от общего объема финансирования). Данное направление предусматривает поддержку любых мероприятий региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

    В первый год субъекты Российской Федерации  могли подать заявку на финансирование любого из мероприятий программ поддержки  малого предпринимательства, в последующие годы стали определяться приоритетные направления, по которым финансирование осуществлялось в первую очередь. В 2007 году приоритетами являлись:

  • выдача грантов;
  • образовательные программы;
  • развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства;
  • поддержка муниципальных программ развития малого предпринимательства;
  • развитие процессов бизнес-инкубирования;
  • программы поддержки малых предприятий в условиях вступления России в ВТО;
  • гарантийные фонды;
  • развитие микрофинансирования.

    В 2008 году перечень был дополнен мероприятиями  по энергосбережению и развитию промышленных парков и технопарков.

    Около 80% от общего объема субсидий, предоставленных  субъектам Российской Федерации, было выделено на 7 основных мероприятий:

  • гарантийные фонды;
  • технопарки, промышленные парки;
  • субсидирование процентной ставки;
  • фонды прямых инвестиций;
  • фонды микрокредитования;
  • лизинг;
  • выдача грантов.

    За  период 2006–2008 годов за счет средств  федерального бюджета в рамках «Реализация  иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства»:

  • поддержано создание 33 гарантийных фондов в 32 субъектах Российской Федерации.
  • на создание технопарков и промышленных парков было направлено 10% средств, выделенных на данное направление
  • на субсидирование процентной ставки было направлено 424 млн. рублей (около 8% средств, выделенных на реализацию иных мероприятий за период 2006-2008 годов);
  • на создание фондов прямых инвестиций были выделены 4 субъектам Российской Федерации 425 млн. рублей (8% средств);
  • на развитие микрофинансирования средства были предоставлены 24 субъектам Российской Федерации на общую сумму 408,8 млн. рублей (7% средств);
  • на развитие лизинга средства были предоставлены 8 субъектам Российской Федерации на общую сумму 236,8 млн. рублей (7% средств);
  • для выдачи грантов субсидии предоставлены 13 субъектам Российской Федерации на общую сумму 162,5 млн. рублей (3% средств), гранты получили 408 предпринимателей, средний размер гранта составил 320 тыс. Рублей, а общий объем выданных грантов – 97, 3 млн. рублей

    Начиная с 2009 года, установлен новый порядок  софинансирования региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства61, основной акцент делается на поддержке сохранения рабочих мест и содействии самозанятости безработных граждан. Расходы федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2009 году составили 10,5 млрд.рублей.

    В 2009 году выделен «Антикризисный пакет  мер», направленный на поддержку занятости  населения и содействие началу собственного бизнеса, а также  обеспечение доступа уже существующих субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам и уменьшение стоимости таких ресурсов.

    Так, на реализацию мероприятий «Антикризисного  пакета мер» (гранты начинающим на создание собственного бизнеса, микрозаймы, субсидирование процентной ставки, развитие гарантийных фондов) выделено 9 162,228 млн. рублей 82 субъектам Российской Федерации.

     Таблица 1.Объем субсидий федерального бюджета, предоставленных на финансирование Антикризисного пакета мер62

Направление мероприятий Объем федеральных  средств, млн. рублей Количество  регионов, единиц
1.1. Гранты начинающим на создание  собственного бизнеса 1 607,202 66
1.2. Развитие микрофинансирования 1 595,195 43
1.3. Субсидирование процентов по кредитам 2 025,744 76
1.4. Развитие гарантийных фондов 3 934,087 63
 

    В соответствии с Приказом Минэкономразвития  России от 30 января 2009 г. № 31 «О мерах  по реализации в 2009 году мероприятий  по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. Рублей на одного получателя поддержки.

    Получателями  грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее 1 года субъекты малого и среднего предпринимательства, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившие бизнес-проект.

    В 2009 году на реализацию мероприятий:

    66 субъектам Российской Федерации  выделены субсидии из федерального бюджета на общую сумму 1 607,2 млн. рублей (приоритетной целевой группой получателей грантов являются зарегистрированные безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения, работники градообразующих предприятий);

    на  субсидирование процентов по кредитам 76 субъектам Российской Федерации  выделены субсидии из федерального бюджета  на общую сумму 2 025,7 млн. рублей;

    на  реализацию мероприятий по развитию микрофинансирования 43 субъектам Российской Федерации выделены субсидии из федерального бюджета на общую сумму 1 595,2 млн. рублей;

    на  капитализацию гарантийных фондов предоставлено 3,9 млрд. Рублей, что составляет 53% от запрошенного финансирования63.

    Несмотря  на то, что официально признано, что  экономический кризис в РФ в 2009 году пошел на спад, помимо мероприятий, включенных в «Антикризисный пакет мер»64, в 2010 году за счет средств федерального бюджета поддерживались такие мероприятия региональных программ как:

    Образовательные программы,  связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации руководителей и сотрудников малы компаний. В основном поддерживалось краткосрочное обучение предпринимателей основам предпринимательской деятельности в объеме 72 академических часов, а также различные курсы и тренинги по актуальным вопросам развития бизнеса.

    Развитие  малых и средних предприятий  в области инноваций и промышленного  производства.

    Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Данное мероприятие являлось одним из наиболее актуальных для осуществления финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местах. Так, в 2010 году поддержка муниципальных программ осуществлялась в 24 субъектах Российской Федерации, в результате софинансирование принятых программ развития малого и среднего предпринимательства коснулось 250 муниципальных образований по всей России.

    Программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования). Субсидии федерального бюджета использовались для предоставления предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий, проведения аудиторских проверок и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования и стимулирование привлечения учащейся молодежи (в возрасте до 30 лет) к использованию услуг бизнес-инкубаторов. Данные программы были профинансированы в 11 регионах России.

    Создание  и обеспечение деятельности информационно-аналитических  центров (Евро Инфо Корреспондентских  центров). Основная цель деятельности Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра и его региональных представительств – предоставление информационно-консультационной поддержки и содействия малым и средним предприятиям России и стран Европейского Союза, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области