Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.
Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством
Введение
Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.
Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством.
Ссылки на бездеятельность федерального уровня уже не служат оправданием бездействий муниципальных органов. Накопление недовольства на местном уровне заставляют принимать органы местного самоуправления экстренные меры в решении актуальных проблем, принимать бюджетные показатели чаще всего, не соответствующие потребностям территории, нереально оценивать свои ресурсы и возможности развития. Понятно, что такое управление ведет к усилению взрывоопасной, тупиковой ситуации. Получаемые позитивные результаты после проводимых в различных секторах реформ поглощаются из-за неконтролируемости ситуации. Формируется, как отмечают исследователи, так называемая «самоедская экономика», которая усугубляет общий кризис.
В
настоящее время данная проблема
стала более актуальна, так как
эффективное взаимодействие власти
и бизнеса - определяющее условие
устойчивого социально-
Малый
бизнес - явление региональное и
в большей степени
Объектом данной дипломной работы является малый и средний бизнес Красноярского района Самарской области.
Предметом работы является система управления и оценка развития малого и среднего бизнеса Красноярского района Самарской области.
В научной литературе подробно изучаются основные характеристики малого и среднего бизнеса, система управления развитием малого бизнеса на муниципальном уровне; взаимодействие властных и предпринимательских структур.
Изучаемый предмет дипломной работы представлен научными исследованиями, которые можно условно разделить на следующие группы:
Например, нормативные документы, периодические издания, научная литература и самостоятельно проведенные опросы и анкетирование. Нормативную основу исследования составляют Конституция РФ; федеральное законодательство; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ и другие.
В научных работах Анимицы Е. Г., Блуся П. И., Дворядкиной Е. Б., Новиковой Н. В., Сухих В. А., Раткина Л. и некоторых других авторов подробно раскрываются механизмы развития малого предпринимательства в России1; Петраков Н.Я. и Смольков В. Г. связывают развитие национальной экономики с понятием цели: процесс развития в их понимании представляет собой процесс нахождения кратчайшего пути к четко очерченной цели, а также одновременный процесс поиска и корректировки целей развития2.
При
написании дипломной работы использована
периодическая и учебно-
Целью дипломной работы является разработка направлений совершенствования развития малого и среднего бизнеса в Красноярском районе Самарской области.
Для достижения поставленной цели при написании дипломной работы были сформулированы следующие задачи:
- оценить
развитие малого и среднего бизнеса в
Красноярском районе
Самарской области;
Разработка
направлений поддержки малого и
среднего предпринимательства со стороны
государственных и
В работе использованы основные законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса.
Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения развития среднего и малого бизнеса в муниципальном образовании» включает в себя:
- характеристики экономического развития муниципального образования;
- малый и средний бизнес, как элемент внутренней среды муниципального образования;
- нормативно правовые основы деятельности малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования.
Вторая глава «Основные проблемы развития среднего и малого бизнеса в Самарской области» раскрывает:
- управление
развитием малого бизнеса на муниципальном
уровне.
Взаимодействие властных и предпринимательских
структур;
- анализ
развития малого и среднего бизнеса в
Российской Федерации.
Третья глава «Стратегии развития малого
и среднего бизнеса в районе
Красноярский Самарской области» рассматривает:
- основные характеристики Красноярского района Самарской области;
Глава
1 Теоретические аспекты
изучения развития малого
и среднего бизнеса
в муниципальном образовании
1.1
Характеристики экономического
развития муниципального
образования
Одна из первых значительных попыток исследования экономического развития образования была предпринята К. Марксом в «Капитале», конечной целью которого было открытие экономического закона движения общества3.
Долгие
десятилетия эта попытка
То же самое относится к теории экономического развития Й. Шумпетера, исходным пунктом исследования которого был «хозяйственный кругооборот» (представляющий собой, по сути, равновесное состояние) закрытой экономики4. Среди главных пунктов системы ограничений мы находим следующие: прибыль и процент отсутствуют, производители возмещают лишь издержки, хозяйственные связи в национальной экономике неизменны, царствует полная свобода конкуренции, объем производства определяется из предыдущего опыта сбыта, спрос и предложение равны, экономика неподвижна. Естественно, статические предпосылки не дали возможности построить реальную систему гипотез, но позволили сделать лишь первый шаг в исследовании развития национальной экономики. К сожалению, этот шаг надолго остался и последним, поскольку в дальнейшем интерес к проблемам закономерностей и движущих сил развития переключился в основном на проблемы экономического роста, его темпов и экономических циклов5.
Во многом это объясняет путаницу понятий в теории экономического развития. Наиболее часто развитие экономики отождествляют с одной из его линий - прогрессом или с его формой - эволюцией (гораздо реже - с революцией), протекающей без скачков; с экономическим ростом, с одним из возможных результатов развития - усложнением или усовершенствованием. После второй мировой войны наиболее распространенной трактовкой экономического развития среди западных экономистов немарксистских направлений стало понимание его как процесса структурных изменений, обусловленного ростом дохода на душу населения. Но, во-первых, рост доходов населения лишь один из многих факторов развития национальной экономики. Во-вторых, в процессе развития меняются не только структура системы (состав и связи), но и отношения между компонентами системы, а также механизм функционирования экономики. В-третьих, изменение структуры экономики является одним из результатов экономического развития, следовательно, второе не может быть определено через первое6.
Существует точка зрения, согласно которой суть экономического развития - во взаимодействии хозяйственной системы и институтов. Близко к этому пониманию развития подходит отождествление его с совершенствованием функционирования экономики, что совершенно неприемлемо, поскольку это различные процессы. Кроме того, в процессе развития изменяется не только функционирование экономики, но и ее состав и связи.
Н.Я. Петраков и В.И. Ротарь связывают развитие национальной экономики с понятием цели: процесс развития в их понимании представляет собой процесс нахождения кратчайшего пути к четко очерченной цели, а также одновременный процесс поиска и корректировки целей развития. Экономика сама по себе не является целевой системой7. Цель национальной экономики задается населением и даже не государственными органами (так как осознание цели требует рефлексии на уровне всей системы, а экономика и государство - это только слова, обозначающие определенные отношения людей между собой), которым она транслируется с элементарного уровня. А государственные органы, как показывают современные политэкономические исследования, даже если ставят цели, далеко не всегда пытаются осуществить их, занимаясь нередко лишь решением повседневных вопросов, и не ищут кратчайший путь к ним (пример России 90-х гг. вполне нагляден). Качественные изменения происходят в любой системе вне зависимости от того, стоит перед ней какая-либо цель или нет.
Большой шаг вперед представляет собой распространенное определение развития экономики как процесса накопления и реализации ее потенциала, но понимание реализации потенциала как изменения внутренней структуры, расширяющего возможности экономического роста и повышающего эффективность затрат труда, во многом лишает его преимуществ по следующим причинам. Во-первых, как уже отмечалось, в процессе развития происходит изменение не только структуры, но и функционирования экономики; во-вторых, результатом развития (которое может быть не только прогрессивным) может стать не расширение, а сужение возможностей экономического роста, эффективность труда (но не затрат) и производства тоже может снизиться.
Ближе всех к правильному пониманию развития экономики подошел Й. Шумпетер, который трактовал развитие как дискретное движение от одного кругооборота к другому, стихийно порожденное самой экономикой; изменение траектории, по которой осуществляется кругооборот; смещение состояния равновесия. Особенно ценными являются акценты на дискретность развития и порождение его внутренними силами экономики. Тем не менее, и в этом определении есть слабые места. Й. Шумпетер предполагал, что большую часть времени экономика находится в состоянии равновесия, а затем внезапно, скачком переходит в другое состояние равновесия8.
Здесь и возникает вопрос: каким образом это может произойти в экономике, в которой отсутствует прибыль (и, следовательно, у производителя нет стимула не только что-то менять в системе, но и вообще производить даже в рамках того же «хозяйственного кругооборота»), в которой объем производства определяется исходя из предыдущего опыта, а спрос и предложение равны (так что неясно, почему должно установиться новое равновесие). С точки зрения системно-самоорганизационных концепций остается возможность воздействия среды экономики - именно она определяет поведение закрытых систем, которые и рассматривал Й. Шумпетер. Й. Шумпетер ясно осознавал недостатки своей схемы. Осталось неизвестным, что побуждает предпринимателя в условиях равновесия проводить инновации (при прибыли, равной нулю), банкира выдавать ссуды (при проценте, равном нулю). Эти противоречия так и останутся неразрешимыми до тех пор, пока мы не откажемся от взгляда на экономику как на статичную, закрытую, равновесную систему. Равновесие лишь краткий миг, момент существования системы, который быстро сменяется неравновесием9.
С точки зрения системного подхода и концепций самоорганизации развития экономики представляет интерес глубокое качественное изменение ее состава, связей (т.е. в целом структуры) и функционирования. О саморазвитии экономики речь может идти, когда эти изменения продуцируются компонентами и элементами самой экономики. Когда же качественные изменения являются результатом воздействия внешней среды, то развитие экономики становится организуемым.
Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области