Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.

Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

    На  уровне региональной власти и на уровне муниципалитетов нет единого  понимания, как развивать малый бизнес. Не секрет, что во многих муниципальных образованиях, задача развития малого бизнеса вообще не ставится, в администрациях нет людей, ответственных за развитие малого предпринимательства, малый бизнес не рассматривается, как источник экономического роста и социальной стабильности. Очень часто такое отношение к малому бизнесу можно наблюдать в городах, где имеются крупные градообразующие предприятия, формирующие львиную долю местного бюджета. В большинстве территорий малый бизнес развивается сам по себе, поднимается всякий раз, как трава после дождя, независимо от действий или бездействия местной власти. Поэтому до тех пор, пока муниципальные образования не признают необходимым и стратегически важным развивать малый бизнес, все героические усилия федеральной и региональных властей будут обречены, независимо от того, какой объем средств будет выделен на поддержку малого бизнеса.

    Малый бизнес имеет муниципальную прописку. Соответственно, если ставится задача его развития, то прежде всего эта  задача должна быть привязана к конкретной территорий, выделяемые бюджетные средства должны работать в конкретных муниципальных образованиях. До тех пор, пока задачи по развитию малого бизнеса, выдвигаемые федеральной и региональными властями не будут приняты и поддержаны в муниципальных образованиях, каких-либо серьезных изменений в развитии малого бизнеса на территории Российской Федерации не произойдет23.

    Следует отметить, что невозможно развивать  малый и средний бизнес методом  точечного воздействия.

    Рассмотрим развитие малого предпринимательства как муниципальный проект. Темпы развития малого бизнеса. Основной целью государственной политики в сфере малого предпринимательства должно стать - обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства в муниципальных образованиях и выравнивания потенциала развития данного сектора экономики в городах и районах.

    Интенсивный рост малого предпринимательства может  быть достигнут за счет24:

    - формирования в обществе благоприятной социально-психологической, среды  для развития малого предпринимательства, 
идеологии предпринимательства, способствующих росту предпринимательской инициативы, увеличению числа граждан, которые хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью (рост числа потенциальных предпринимателей);

    - ограничения проблем (барьеров), препятствующих развитию малого предпринимательства (повышение процента действующих 
предпринимателей от числа потенциальных предпринимателей);

    Определим основные проблемы развития малого предпринимательства25:

    - информация: отсутствие реальных возможностей у предпринимателей в получении необходимой информации по широкому спектру интересующих вопросов;

    - профессиональная       подготовка:       недостаточный  уровень профессиональной подготовки организаторов и        участников предпринимательской деятельности;

    - финансы: ограниченность реального доступа к финансовым ресурсам;

    - административные барьеры: нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров.

    Итак, основными задачами в развитии малого бизнеса являются26:

    - расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

  • развитие инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства с целью оказания адресной методической, информационной, консультационной;  учебно-образовательной, юридической поддержки предпринимателям;
  • развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого предпринимательства;

    - снижение уровня административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.

    Для решения поставленных задач является приоритетным реализация системы мероприятий по шести основным направлениям27:

    - создание системы пропаганды предпринимательства, направленной на 
формирование положительного имиджа предпринимателя и расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

    - организация информационного обеспечения в сфере малого предпринимательства;

    - создание       системы       подготовки       кадров       для       малого предпринимательства;

    - развитие и повышение эффективности центров сопровождения предпринимательской деятельности (организаций инфраструктуры);

    - развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

    - формирование, поддержка и анализ нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности малого предпринимательства.

    Эти направления определены, исходя из понимания региональной власти подходов к развитию малого бизнеса. Однако необходимо учитывать специфику территорий, понимать, каким образом эти мероприятия будут реализованы в муниципальных образованиях. И для этого, прежде чем приступать непосредственно к мероприятиям, необходимо осуществить большую подготовительную работу по определению показателей, которые муниципальными образования планируют достичь в ходе работы по развитию малого бизнеса.

    Можно выделить четыре основных показателя, по которым традиционно оценивается  уровень развития малого бизнеса28:

  • количество субъектов малого предпринимательства;
  • число занятых граждан в малом бизнесе;
  • доля        продукции,        выпускаемой        субъектами        малого предпринимательства в валовом региональном продукте;

    - объем налоговых платежей малого бизнеса в бюджете региона.

    Интегральным,   определяющим   показателем   среди перечисленных является - численность субъектов малого предпринимательства. Интенсивный рост малого предпринимательства может быть достигнут, прежде всего, за счет увеличения числа субъектов малого предпринимательства. Поэтому задачей муниципального образования должно стать - разработка муниципального проекта, нацеленного на увеличение числа субъектов малого предпринимательства.

    Поддержка общественных организаций предпринимателей необходимый элемент для формирования гражданского общества, поэтому помимо совершенствования законодательства в части расширения возможностей по защите интересов малых компаний, необходимо поддержать финансово программы общественных объединений, связанные с защитой интересов малых и средних компаний. Реализация мероприятия возможна за счет средств, предусмотренных на государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной индикатор — это увеличение практически в 2 раза числа предпринимателей-членов общественных объединений.

      Решение основной задачи — увеличение числа  субъектов малого и среднего предпринимательства  напрямую связана с пропагандой  идей предпринимательства, развитием  интереса у молодых людей к  самостоятельной деятельности, разъяснения  государственной политики содействия развитию предпринимательства. 
 

    1.3 Нормативно-правовые  основы деятельности  малого и среднего  бизнеса на территории  муниципального образования 
 

    Согласно  ст.2 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.29 нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Анализ  предмета регулирования и содержания Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов30. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:

    I. Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ31.

    II. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ32, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ,  Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» от 21.08.2010 № 645    и др.

    Помимо  кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

    федеральные законы, устанавливающие государственные  требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

  • ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом положений Федерального закона от 27.10.2008 № 175-ФЗ;
  • ФЗ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изменениями и дополнениями от 28.09.2010 № 243-ФЗ;

    ФЗ  «О внесении изменений в федеральный  закон о лицензировании отдельных  видов деятельности» - вводит изменения  в лицензионное законодательство, устанавливает  замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и  возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии;

    - ФЗ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» 
в редакции от 28.09.2010 № 243-ФЗ;

  • Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в редакции от 30.07.2010;
  • ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности» - позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления;
  • ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» -этот закон направлен на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов.

    III. Федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:

  • ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями от 08.05.2010 № 83-ФЗ;
  • Закон РФ от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в редакции от 25.11.2009 № 281-ФЗ;
  • ФЗ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с изменениями и дополнениями от 4 октября 2010 г. № 264-ФЗ;

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области