Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.
Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством
Итак, выделим критерии оценки экономического развития муниципального образования:
Среди общих вопросов теории экономического развития дискуссионным остается и вопрос о показателях уровня развития, наиболее часто в качестве которых называют либо повышение органического строения капитала (характерно для марксистской школы), либо рост доли обрабатывающей промышленности, либо ускоренные темпы роста третичного сектора, производящего предметы роскоши, чему способствует, по мнению поддерживающих данную точку зрения исследователей (Д. Белл, К. Кларк, Ж. Фурастье, У. Ростоу и др;), технология, высвобождающая все больше ресурсов. Эти точки зрения отражают стремление дать всеобщий, вневременной и внестадиальный количественный показатель уровня развития, что вызывает возражения: повышение органического строения капитала и рост доли обрабатывающей промышленности может служить одним из показателей уровня развития на его индустриальной стадии; надо думать, что и ускорение темпов роста третичного сектора не является вечным и универсальным показателем уровня развития и также присуще определенной стадии или стадиям развития. Вызывает сомнение сама возможность существования универсального количественного показателя уровня развития, поскольку развитие – это, прежде всего, качественное изменение структуры и функционирования экономики, отражающееся на всех без исключения сторонах жизни не только экономики, но и каждого индивида и общества в целом10.
Показателем уровня развития может служить лишь качественный показатель, отражающий, насколько экономика выполняет свои функции, главная из которых - удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей населения, создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, проявления его сущностных сил. Количественные показатели дают представление об уровне развития экономики лишь в грубом приближении и должны меняться по мере изменения актуализированных потребностей и способов их удовлетворения11.
Кроме показателей уровня развития можно выделить также индикаторы развития, т.е. показатели, указывающие, что развитие имеет или имело место, в качестве которых могут служить главные макроэкономические показатели в совокупности (ВНП, ВВП, уровень безработицы, норма прибыли и т.д.): плавное их изменение свидетельствует о том, что экономика находится в эволюционной фазе, скачкообразное - в точке бифуркации12.
Темпы изменений части данных показателей отражают темпы экономического роста, но это не должно служить основанием для отождествления экономического роста и экономического развития или одной из его форм или линий: если развитие отражает качественное изменение национальной экономики, то экономический рост - количественное.
Помимо отождествления экономического роста с развитием экономики, нередко встречается определение его как увеличение богатства, что не вызывает особых возражений, кроме одного - трудности его измерения, поскольку богатство понимается как то, что ценят люди, т.е. как потребительная ценность, субъективная полезность (то, что ценит один, другой может и не ценить), а от поиска показателя, измеряющего полезность, политическая экономия отказалась. Таким образом, до конца следуя данной точке зрения, экономическая наука либо должна отказаться от попыток измерения экономического роста и его темпов, либо использовать для этого непригодные с рассматриваемой точки зрения показатели (размер и темпы роста ВНП, ВВП и т.д.)13.
По нашему мнению, экономический рост представляет собой увеличение объемов национального (если речь идет о национальной экономике) производства материальных и нематериальных благ, выражающее количественные изменения состава национальной экономики и взаимосвязей в ней.
Ресурсы, доступные в определенный период времени, ставят пределы экономическому росту, а их увеличение происходит в результате качественного изменения структуры и функционирования экономики (т.е. ее развития), а также научно-технического прогресса.
Так, необходимо ввести такое понятие, как экономические ресурсы - экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг14. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами. К экономическим ресурсам относятся15:
- капитал
(в форме денег, т.е. денежный капитал, или
средств
производства, т.е. реальный капитал);
предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно предпринимательство;
- знания, необходимые для хозяйственной жизни.
Связь между доступными ресурсами (значит, и кривой производственных - возможностей) и экономическим ростом носит нелинейный характер. В этом убеждают хорошо известные примеры высоких темпов роста бедной природными ресурсами Японии и богатой ресурсами России, переживающей глубокий спад производства, причем последняя редко достигала высоких темпов роста. Нелинейность связи между темпами экономического роста и природными и трудовыми ресурсами страны объясняется тем, что на первые влияет огромное количество факторов, среди которых качество, мобильность и взаимозаменяемость ресурсов, возможность использования зарубежных источников ресурсов, налоговая, инвестиционная политика, объем инвестиций, норма накопления, НТП, степень и способы вмешательства государства в экономическую жизнь, законодательство, которые, в свою очередь, определяются аттрактором, выбранным национальной экономикой в точке бифуркации, и особенностями национальной психологии. Последние, да и другие факторы, находятся под влиянием экономических и социальных институтов, а их характер, в свою очередь, формируется и изменяется в зависимости от аттракторов, каждый из которых характеризуется особой структурой и функционированием экономики.
Экономический
рост и экономическое развитие взаимно
обусловливают друг друга: экономический
рост в эволюционный период может
быть значительной флуктуирующей силой,
приводящей национальную экономику к
порогу самоорганизации - точке бифуркации,
за которой следует революционное качественное
преобразование структуры и функционирования
национальной экономики, т.е. скачку в
развитии. Последний, в свою очередь, может,
сняв некоторые ограничения, усилить темпы
экономического роста и ускорить темпы
научно-технического прогресса (которые
также оказывают влияние на темпы экономического
роста). Тем не менее, экономический рост
сам по себе не может обеспечить решения
разнообразных социальных и экономических
проблем, стоящих как перед человечеством
в целом, так и, добавим, перед национальной
и муниципальной экономикой, и способствует
появлению новых проблем (экологических,
структурных и др.)16.
1.2
Малый и средний
бизнес как элемент
внутренней среды
муниципального образования
С
позиций муниципальной
Во всех этих случаях муниципальная экономика складывается из дотационного муниципального хозяйства и экономики малого и среднего бизнеса. Обе эти составляющие находятся в кризисном состоянии. Причины такого состояния многократно обсуждались на самых разных уровнях. Частично они затронуты и в данном докладе по отношению к муниципальному хозяйству. Но введение понятия муниципальной экономики как связанного комплекса экономических процессов на территории муниципального образования дает возможность рассмотреть ситуацию по-новому, обращая ее слабости и угрозы в положительные факторы. Для этого предлагается более тесно связать развитие и успехи малого и среднего бизнеса с развитием - муниципального - образования и благосостоянием граждан18.
Теоретически
зависимость муниципальной
Во-первых, по причине слабости самого малого и среднего бизнеса в целом по стране. А во-вторых, по причине принятых сегодня схем межбюджетных отношений, которые делают невыгодным любые затратные действия по развитию муниципальной экономики и тем способствуют развитию иждивенчества на муниципальном уровне.
Следует отметить, что межбюджетные отношения - это ежегодное формирование нормативов трансфертных платежей из бюджета субъекта федерации на уровень муниципального бюджета. При этом дотационное муниципальное образование получает не только все налоговые поступления, в рамках регулируемых налогов, но и рассчитанные по нормативам трансферты для обеспечения необходимого уровня социальной обеспеченности населения19.
Создание нового предприятия малого или среднего бизнеса на территории такого муниципального образования может несколько улучшить ситуацию с занятостью. Однако как бы успешно оно ни было, оно не повлияет на состояние бюджета, поскольку добавление собственных средств повлечет изменение расчетных нормативов и снижение трансфертных платежей.
Понятно, что в таких условиях работа по поддержке малого и среднего бизнеса осуществляется как исполнение государственного заказа, который не оплачивается. А реальное взаимодействие с малым бизнесом концентрируется вокруг вопросов спонсорства (в момент избирательных компаний, по содержанию социальной сферы...) или на уровне полукриминального вымогательства со стороны муниципальных чиновников самого разного уровня. Очевидно, что эффективное включение возможностей малого бизнеса в муниципальную экономику при этом не происходит.
Точно
также не происходит и поддержка
малого бизнеса со стороны муниципального
уровня власти. Среди причин слабого
развития малого бизнеса в стране
называются: несовершенство нормативно-правовой
базы, несовершенство системы налогоо
Многочисленные примеры недобросовестной конкуренции, поборов, прямого сопротивления властей развитию проистекают именно из представления о поддержке малого бизнеса как о политическом действе, необходимом время от времени для федеральных органов власти. Такой подход закреплен даже в понятиях, используемых для разработки государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу, которая выражается в термине «поддержка»21. Не партнерские отношения с весомым сектором экономики, а поддержка слабого сектора. По мере продвижения на периферию страны и периферию субъекта федерации такое отношение только усиливается. Во многом следствием этого является и отношение населения к представителям малого и среднего бизнеса.
Отметим, что необходимо в корне изменить ситуацию с отношением местных органов власти к малому и среднему бизнесу, нормативно создав прямую зависимость благополучия граждан муниципального образования и самого муниципального образования от развития и успехов малого бизнеса.
Слабость
развития малого бизнеса и малый
объем доходов
Соединение этих отрицательных моментов позволяет рассчитывать на успешное решение не только части проблем муниципального уровня, но и на решение политической задачи создания среднего класса, класса собственников не только в федеральных и региональных столицах, но и в глубинке, на территориях муниципальных образований.
Еще один побочный эффект такого решения связан с созданием кадровой и институциональной основы для уже начинающейся реформы ЖКХ. Очевидно, что реформа ЖКХ невозможна без широкого участия малого бизнеса как институциональной и кадровой основы. Сегодня в большинстве муниципальных образований такой основы просто нет. Создание ее государственным решением невозможно, а постепенный и неизбежный рост в силу внутренних закономерностей развития общества неприемлем по времени. Создание слоя предпринимателей на территориях муниципальных образований - это единственный выход для решения этой проблемы22.
Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области