Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.

Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

    Кроме того, практикуются выезды в поселения  для более тесного контакта с предпринимателями и обсуждения наболевших вопросов, решение которых находится в компетенции Совета и органов власти.

    Члены    Совета   предпринимателей   также    принимали   участие    в областных      мероприятиях,  проводимых департаментом      развития предпринимательства Самарской области.

    При активном совместном сотрудничестве администрации  района и Совета предпринимателей, а также центра занятости населения 13 предпринимателей района (12 из числа  бывших безработных) направили заявки для участия в конкурсе на получение  грантов в размере 300 тысяч рублей на создание собственного бизнеса. Шесть предпринимателей стали победителями конкурса, успешно защитив свои бизнес-планы, получили гранты на развитие предпринимательской деятельности на торжественном мероприятии 16 октября 2009г в 15ч.00 мин. в ДК Железнодорожников:

  • ООО «Валентинки», Аникина Наталья Николаевна;
  • ИП Малбасаров Кадырбай Жаксагалиевич;
  • ИП Малбасарова Сария Сабировна;

    - ИП Архандеева Светлана Александровна;

    - ИП Сулейманова Рискуль Рамазановна;

    - ИП Авдейчев Юрий Анатольевич. 
 
 
 
 
 
 

    3.2 Анализ развития  малого и среднего  бизнеса в муниципальном районе Красноярский Самарской области 
 

    Развитие  малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих странах  мира на долю малого предпринимательства приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров, услуг. В России же в целом вклад малого бизнеса в ВВП России составляет порядка 8 - 10%.

    Следует отметить, что отмечен заметный рост количества малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей (более чем на 10,0 ед.) в Самарской области (на 19,3 ед.).

    Развитие  малого предпринимательства в муниципальном  районе Красноярский за последние годы приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение, способствуя повышению благосостояния жителей района, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части местного бюджета.

    К 2008 году в муниципальном районе Красноярский в сфере малого предпринимательства  достигнута определенная стабильность и рост по основным показателям развития. Общепризнанным показателем развития сектора малого бизнеса независимо от масштабов муниципального образования является количество малых предприятий (МП) на 1000 жителей. В муниципальном районе Красноярский данный показатель на начало 2008 года составил 9 МП, в Самарской области - 9, в Приволжском федеральном округе - 5, в среднем по России - 6.

    За  период 2000 - 2007 гг. количество малых  предприятий в муниципальном  районе Красноярский увеличилось и  составило на 1 января 2008 года 473 единицы.

    С 2005 года статистикой учитываются  индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. На 1 января 2008 года количество индивидуальных предпринимателей, учтенных статистическим регистром по различным видам экономической деятельности, составило более 868 человек1.

    В последние годы наблюдается перераспределение  количества малых предприятий по видам экономической деятельности. Возросло количество предприятий, оказывающих услуги транспорта и автосервиса, занимающихся операциями с недвижимым имуществом и арендой, информационными технологиями, аудитом и т.д. Но наиболее предпочтительными секторами для малого бизнеса остается деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Доля этих предприятий в общем количестве малых предприятий составляет более 70 %.

    В настоящее время на малых предприятиях работает более 1,5 тысяч человек, или более 7 % всех занятых в экономике жителей района. Учитывая, что средняя численность работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, составляет 3,2 человека (по данным исследований Российского ресурсного центра малого предпринимательства), можно спрогнозировать количество занятых в общем по малому бизнесу с учетом индивидуальных предпринимателей, это около 4,5 тыс. человек.

    На  протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция к увеличению выпуска товаров и услуг малыми предприятиями в среднем на 5% в год1.

    Большая часть малых предприятий и  индивидуальных предпринимателей, работающих на территории муниципального района Красноярский, является плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), 90% от которого поступает в доходную часть местного бюджета. Так, в 2007 году в бюджет района ЕНВД поступил в сумме 14,4 млн. руб., что на 26 % больше, чем в 2006 году. В первом полугодии 2008 года поступление указанного налога составило 8,8 млн. руб. - на 27 % больше, чем в первом полугодии 2007 года.

    В 1 полугодии 2008 года количество налогоплательщиков ЕНВД по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года (534 налогоплательщика) увеличилось на 33 % и составило 709 единиц.

    Вместе  с тем наряду с положительной  динамикой развития малого предпринимательства  в процессе своего  развития малое  и среднее предпринимательство  Красноярского района (Приложение В) сталкивается с рядом нерешенных проблем, характерных для малого бизнеса всей страны.

    Существуют  следующие проблемы, тормозящие развитие малого бизнеса:

    - несовершенство нормативно-правовой  базы по малому и среднему  предпринимательству, необходимы  упрощение и оптимизация системы  налогообложения;

    - отсутствие        комплексного        сопровождения        начинающих предпринимателей позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а с другой - получить базовые знания и застраховать себя от ошибок;

    - низкий уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;

    - ограниченность доступа субъектов  малого и среднего предпринимательства  к информации о наличии ресурсов;

    - слабое использование субъектов  малого и среднего предпринимательства  в качестве рычага решения  социальных проблем и, в первую  очередь, занятости населения.

    Таким образом, налицо необходимость системы  комплексной муниципальной поддержки  малого и среднего предпринимательства в логической увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

    Проведение  эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его  проблем позволит стать малому бизнесу движущей силой экономического роста муниципального района Красноярский в целом и повысит благосостояние его жителей.

    В необходимости поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие аспекты:

    Экономический аспект. Сегодня в структуре экономики мы наблюдаем увеличение доли малых предприятий. Малые предприятия, характеризующиеся более низкой потребностью в стартовом капитале, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности в условиях глобальной дифференциации рынков, легче идут на коммерческий, риск. Узкая специализация, характерная для большинства малых предприятий, позволяет им достичь достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.

    Социальный  аспект. Малое предпринимательство  решает важнейшую социально-экономическую  задачу - вовлечение населения в  социальную и экономическую активность, что приводит к снижению социальных и политических рисков.

    Кроме того:

    - развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

    - сектор малого предпринимательства создает новые рабочие места, а следовательно, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности.

    Разработка  программы развития малого и среднего предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого предпринимательства, по сравнению с крупными предприятиями. Поддержка малого предпринимательства, особенно в сфере производства и услуг, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и координации со стороны государственных и муниципальных структур.

    Сложность решения государственной задачи поддержки и развития малого предпринимательства  не позволяет ориентироваться только на использование внутренних резервов малого бизнеса, и ее реализация возможна только  при  использовании  программно-целевых инструментов

    государственной поддержки. Программно-целевой метод  позволяет осуществлять координацию  усилий всех субъектов, действующих в сфере поддержки и развития предпринимательства, и позволяет контролировать ход реализации поставленных задач.

    Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства  на территории муниципального района Красноярский Самарской области» (приложение 4) на 2009 - 2011 годы разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и закона Самарской области от 11.02.2004 № 6-ГД «Об утверждении областной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Самарской области на 2004 - 2010 годы»

    Развитие  малого предпринимательства - это будущее  благополучие муниципального района Красноярский. Именно малый бизнес должен создавать стратегическую стабильность, обеспечивая налоговые потоки.

    Зеркало, отражающее состояние здоровья экономики, — инвестиции, основа будущего роста. Это критерий доверия и стабильности.

    2009 год, который  по  оптимистичным   прогнозам ряда аналитиков должен был стать периодом выхода из кризиса российской экономики, периодом стабилизации рынков и возвращения инвесторов, оказался гораздо сложнее, чем ожидали многие.

    2009 год был сложным, но результативным. Инвестиции по крупным и средним предприятиям составили 1207,1 млн. рублей, что на 13,5 % больше уровня 2008 года (1063,6 млн. рублей). Из общего объема инвестиций 24,7 млн. рублей составляют инвестиции из-за рубежа.

                      Таблица 4

    Развитие малого и среднего предпринимательства  района Красноярский 

Наименование Единица измерения 
Отчетная  информация Планируемые значения
2008 2009 2010 2011 2012
      Развитие  малого и среднего предпринимательства
Число    субъектов    малого предпринимательства единиц на

10000

человек

населения

278,8 335,6 381 445,2 524,2
Доля         среднесписочной численности      работников (без                        внешних совместителей)          малых предприятий                       в среднесписочной численности      работников (без                         внешних совместителей)             всех предприятий и организаций % 23,5 24,7 26,3 27,8 29,4

    Инвесторам  оказывалась помощь в подборе  свободных производственных площадей для строительства новых объектов. Осуществление комплекса мер  инвестиционной политики оказало стимулирующее воздействие на инвестиционные процессы в районе, способствовало привлечению дополнительных ресурсов в экономику района.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области