Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.
Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством
В 2009 г. Был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, был введён добровольный порядок применения контрольно-кассовой техники для плательщиков единого налога на вмененный доход, вступили в силу изменения в законодательство Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок45. Для отдельных видов предпринимательской деятельности предусмотрен уведомительный порядок начала бизнеса46. Началась масштабная работа по сокращению административных издержек бизнеса при получении государственных и муниципальных услуг. Внесены изменения, направленные на облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к недвижимому имуществу.
С
1-го мая 2009 года вступил в силу федеральный
закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и
В целях реализации закона Правительством Российской Федерации утвержден комплекс обеспечивающих мероприятий. Так, в 2009 году были приняты:
Постановление
Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном
порядке начала осуществления отдельных
видов предпринимательской
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю», регламентирующее порядок и процедуры аккредитации граждан и организаций, привлекаемых контролирующими органами к проведению мероприятий по контролю. Действие постановления распространяется на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Реестры аккредитованных лиц являются открытыми и подлежащими размещению на официальных сайтах органов власти.
С 21 июля 2009 г вступил в силу федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом для предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт отменяется обязательное применение ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств. По требованию покупателя продавцы обязаны выдать товарный чек. Только за несколько месяцев после вступления в силу данным поправок более 60 тысяч предпринимателей воспользовались правом и сняли с учета контрольные машины49.
В 2009 году были также внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2008 г № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения принципа добросовестности арендатора при предоставлении преимущественного права выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества50.
При реализации Федерального закона № 159-ФЗ предприниматели столкнулись с рядом существенных проблем: неоднозначное толкование понятия добросовестности арендаторов, ограничение обязательной аренды трехлетним сроком сдерживали выкуп помещений. Именно поэтому в июле 2009 г. Были приняты поправки в федеральный закон51, которые снизили срок обязательной аренды до двух лет. Также в случае если предприниматели, имеющие задолженность по арендной плате, не лишаются права на выкуп помещений, им предоставляется возможность оплатить в течение месяца долги. Крайне важно, что поправкам придана обратная сила: если ранее в связи со сроком меньше трех лет или из-за долга по аренде таким предпринимателям было отказано в выкупе помещений, то сейчас такие решения органы власти должны пересмотреть.
В 2008 году малым и средним предприятиям было предоставлено право продлевать договоры аренды государственных и муниципальных помещений без конкурса до 1 июля 2010 года. В июле 2009 года данный срок был продлен до 1 июля 2015 года. Такие помещения включаются в специализированные перечни имущества, предназначенного для предоставления в аренду исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства.
В рамках работы по сокращению административных барьеров в декабре 2009 г. Было принято постановление Правительства Российской Федерации «О перечне платных услуг, оказываемых организациями при предоставлении федеральными органами исполнительной власти государственных услуг», которым утвержден исчерпывающий перечень платных услуг федеральными органами исполнительной власти.
Перечень
содержит 19 платных услуг, которые
будут оказываться
Также
указанным постановлением вводится
запрет федеральным органам
8 января 2009 г. Вступил в силу Федеральный закон № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Был установлен запрет для МВД России на проверки, изъятие документов, проведение иных действий органами милиции вне рамок административного правонарушения или уголовного дела.
В целях развития института кредитной кооперации в 2009 году был принят Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Указанным законом установлены общие принципы создания многоуровневой системы кредитной кооперации, которая включает, помимо кредитных кооперативов первого уровня, кооперативы последующего второго (регионального). Закон также вводит базовые нормы о государственном регулировании и саморегулировании в секторе кредитной кооперации. Предусмотренное законом регулирование отвечает принципам формирования устойчивых финансовых систем и соответствует международным стандартам построения кредитной кооперации. Федеральный закон «О кредитной кооперации» направлен на защиту интересов членов (пайщиков) кредитных кооперативов и на повышение устойчивости системы кредитной кооперации.
Среди
прочих важных изменений в регулировании
сектора необходимо отметить расширение
с 2009 года возможности применения упрощенной
системы налогообложения в виде патента:
ее могут использовать предприниматели,
нанимающие до 5 человек. Перечень видов
деятельности для применения патента
расширен на ряд сельскохозяйственных
работ и распространен на медицинских
работников. В четыре раза сокращена отчетность
по налогу в рамках упрощенной системы
налогообложения (отменены ежеквартальные
налоговые декларации).
2.2
Государственная финансовая
поддержка сектору малого
предпринимательства
Государственная
финансовая поддержка сектора малого
предпринимательства
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации55 начиная с 2005 года субъектам Российской Федерации на конкурсной основе выделяются средства федерального бюджета в виде субсидий на софинансирование региональных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Порядок и условия конкурсного отбора региональных программ, выделение субсидий региональным бюджетам, а также мониторинг реализации указанного решения Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).
Первоначально, субсидии предоставлялись по следующим 4 направлениям:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
В 2006 году56 субсидии стали предоставляться также на ведение реестров малых предприятий – получателей государственной поддержки малого предпринимательства и реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Анализ участия субъектов Российской Федерации в Конкурсах 2005 – 2008 годов, позволяет выделить 3 характерные группы регионов в зависимости от интенсивности участия в федеральной программе поддержки малого предпринимательства:
- 2 субъекта Российской Федерации (г. Москва и Республика Татарстан) получили субсидии в общем размере 4412,3 млн. рублей, что составляет 20,7% от всей суммы средств федерального бюджета выделенных на государственную поддержку малого предпринимательства за 4 года;
- 59 субъектов Российской Федерации57 – 15717,4 млн. рублей (74,1%);
- 21 субъект Российской Федерации58 – 1106,4 млн. рублей (5,2%).
В первую группу входят субъекты Российской Федерации, которые реализуют крупные проекты по созданию гарантийных фондов, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, технопарков, бизнес-инкубаторов.
Во вторую группу входит более половины субъектов Российской Федерации. На территории этих регионов также создается инфраструктура поддержки малого предпринимательства, как и в первой группе, однако масштабы этой активности значительно меньше.
В третью группу входят регионы, чьи программы характеризуются низким объемом финансирования и отсутствием крупных инфраструктурных проектов.
Основными
мероприятиями поддержки в
Учитывая значительные различия в социально-экономическом развитии регионов России и их бюджетные возможности, при определении пропорций софинансирования расходов Минэкономразвития России определило, что для большей части субъектов Российской Федерации соотношение расходов федерального бюджета к расходам их бюджетов должно быть паритетным (50/50). Для высокодотационных регионов предусмотрена льгота – 70% расходов берет на себя федеральный бюджет, 30% - региональный. Для городов Москва и С-Петербург установлена обратная пропорция – 30% финансирования за счет федерального бюджета и 70% - за счет бюджетов этих регионов.
Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области