Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа
Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.
Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством
IV. Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
- ФЗ
от 8 мая 1996 года № 41- ФЗ «О производственных
кооперативах»
в редакции от №205- ФЗ от 19.07.2009;
- ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость;
V. Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности1:
- ФЗ от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» с изменениями от 26 июля 2006 г.;
- ФЗ от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в редакции от 28.09.2010 №243-03 и т.д.
VI. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ.
К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:
- Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
- Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.).
Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные/программы развития малого и среднего предпринимательства33.
В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.
Международные
договоры Российской Федерации заключаются
от имени Российской Федерации (межгосударственные
договоры), от имени Правительства
Российской Федерации (межправительственные
договоры, от
имени федеральных органов исполнительной
власти (договоры межведомственного характера).
В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие34:
- Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
- Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.
Итак,
нормативно - правовую базу исследования
составили, прежде всего, Конституция
РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации», ФЗ «Об
особенностях отчуждения недвижимого
имущества, находящегося в государственной
собственности субъектов Российской Федерации
или в муниципальной собственности и арендуемого
субъектами малого и среднего предпринимательства,
и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации», ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд», ФЗ «О защите конкуренции»
и иные нормативные правовые акты. Российской
Федерации, регулирующие отношения по
теме исследования.
Глава 2 Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Малый бизнес до недавнего времени был одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. Среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По итогам 2008г. – уже 5-7%, а в 2009г. Показатели развития малого бизнеса уходят в минус, по сравнению с 2008 годом темпы снизились на 17%35.
В большей степени от кризиса пострадали промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) начали ощущать кризисные явления уже в 2008 году, и были готовы к большему спаду – не менее чем на 20-25% по итогам 2009г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение в такой ситуации имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Они активно стали наращивать долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров36.
Результаты ежегодного исследования Всемирного банка «Doing Business» в 2009 году показали, что в период финансового кризиса в мире резко возросло число реформ в сфере государственного регулирования малого бизнеса. Таким образом, в период экономического спада наблюдается стремление государственных органов смягчить последствия кризиса путем развития малого бизнеса и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, что должно приводить к увеличению числа рабочих мест и росту доходов местных бюджетов, которые зависят от поступлений от малого и среднего бизнеса37.
В 2008-2009 годах было зарегистрировано 297 реформ систем нормативного правового регулирования в 131 стране, что на 20% больше, чем в предыдущем раунде и больше, чем в каждом из предыдущих раундов. 60% стран, участвовавших в опросе, проводили реформы в этой сфере.38 В основном реформы были направлены на снижение административной нагрузки и упрощение процедуры создания новых предприятий. Многие страны упростили процедуры выдачи разрешений на строительство, регистрации имущества и внешнеторговых операций39.
Изменения в регулировании сектора в Российской Федерации в 2009 году происходили по 2-м генеральным направлениям: в рамках программы антикризисных мер Правительства РФ (далее также – Программа) и в рамках работы по улучшению общесистемных институтов и условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, последовательно проводимой федеральными органами исполнительной власти в последние годы. Стоит при этом отметить, что некоторые меры, вошедшие в Программу антикризисных мер, декларировались и планировались к проведению задолго до наступления финансово-экономического кризиса (в качестве примера: меры по снижению административного давления на бизнес, упрощению присоединения к электрическим сетям)40.
Помимо финансовой поддержки основным направлением поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках Программы являлась реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления на бизнес.
В числе налоговых льгот, предусмотренных Программой, необходимо отметить изменения Налогового кодекса РФ в части снижения ставки налога на прибыль по упрощенной системе налогообложения41. Субъектам малого предпринимательства было дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы дохода при применении упрощенной системы налогообложения42.
Значительные нововведения относятся к процедурам доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и муниципальному заказу (изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»43):
Одним
из наиболее важных направлений работы
по повышению доступности
В
части условий для деятельности
малого бизнеса следует выделить
частичное решение одной из ключевых
проблем предпринимательской
1. Существенно расширен перечень информации, обязательной к раскрытию сетевыми компаниями (принят стандарт раскрытия информации): изменения коснулись постановления Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии». В том числе предусмотрено опубликование типовых договоров технологического присоединения, сведений об утвержденных тарифах на технологическое присоединение, резерве свободных мощностей, инвестиционных программах, объеме присоединяемой мощности, объеме заявляемой мощности и др.
2.
Внесены изменения в
Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области