Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес как социальное явление имеет сложную и противоречивую историю, как в масштабах страны, так и на конкретной территории, в рамках которой он представлен как совокупность малых предприятий. Это получило отражение в его восприятии общественным мнением в России.

Сложный путь малого бизнеса в России отражает и нормативно-правовая база его деятельности, которая и в настоящее время не имеет однозначного понимания. Малый бизнес, рожденный как альтернатива традиционной форме хозяйствования в России в рамках плановой экономики, с момента рождения был обречен на борьбу с государством

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

    IV. Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

  • ФЗ от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции от 03.11.2010 № 292-ФЗ;
  • ФЗ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 №175-ФЗ;

    - ФЗ от 8 мая 1996 года № 41- ФЗ «О производственных кооперативах» 
в редакции от №205- ФЗ от 19.07.2009;

    - ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость;

    V. Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности1:

    - ФЗ от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» с изменениями от 26 июля 2006 г.;

  • ФЗ от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» с изменениями от 04.10.2010 №264-ФЗ;

    - ФЗ от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» в редакции от 28.09.2010 №243-03 и т.д.

    VI. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ.

    К       числу        федеральных        подзаконных        актов,        регулирующих предпринимательскую  деятельность в настоящее время, относятся также:

    - Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

    - Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

    - Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.).

    Законы  и иные нормативно-правовые акты субъектов  РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные/программы развития малого и среднего предпринимательства33.

    В условиях расширения сотрудничества отечественных  предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

    Международные договоры Российской Федерации заключаются  от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства  Российской Федерации (межправительственные договоры, от 
имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).  

    В числе        международных        документов,  регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие34:

  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в 1956 году);
  • Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в 1980 году);

    - Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

    - Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.

    Итак, нормативно - правовую базу исследования составили, прежде всего, Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», ФЗ «Об  особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ «О защите конкуренции» и иные нормативные правовые акты. Российской Федерации, регулирующие отношения по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

    2.1 Направления совершенствования нормативно-правовового регулирования малого предпринимательства

 
 

    Малый бизнес до недавнего времени был  одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. Среднегодовые  темпы роста объемов оборота  и инвестиций в основной капитал  на малых предприятиях в целом  по России составляли 15-20%. По итогам 2008г. – уже 5-7%, а в 2009г. Показатели развития малого бизнеса уходят в минус, по сравнению с 2008 годом темпы снизились на 17%35.

    В большей степени от кризиса пострадали промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) начали ощущать кризисные явления уже в 2008 году, и были готовы к большему спаду – не менее чем на 20-25% по итогам 2009г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение в такой ситуации имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Они активно стали наращивать долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров36.

    Результаты  ежегодного исследования Всемирного банка «Doing Business» в 2009 году показали, что в период финансового кризиса в мире резко возросло число реформ в сфере государственного регулирования малого бизнеса. Таким образом, в период экономического спада наблюдается стремление государственных органов смягчить последствия кризиса путем развития малого бизнеса и создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, что должно приводить к увеличению числа рабочих мест и росту доходов местных бюджетов, которые зависят от поступлений от малого и среднего бизнеса37.

    В 2008-2009 годах было зарегистрировано 297 реформ систем нормативного правового  регулирования в 131 стране, что на 20% больше, чем в предыдущем раунде и больше, чем в каждом из предыдущих раундов. 60% стран, участвовавших в  опросе, проводили реформы в этой сфере.38 В основном реформы были направлены на снижение административной нагрузки и упрощение процедуры создания новых предприятий. Многие страны упростили процедуры выдачи разрешений на строительство, регистрации имущества и внешнеторговых операций39.

    Изменения в регулировании сектора в  Российской Федерации в 2009 году происходили  по 2-м генеральным направлениям: в рамках программы антикризисных  мер Правительства РФ (далее также  – Программа) и в рамках работы по улучшению общесистемных институтов и условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, последовательно проводимой федеральными органами исполнительной власти в последние годы. Стоит при этом отметить, что некоторые меры, вошедшие в Программу антикризисных мер, декларировались и планировались к проведению задолго до наступления финансово-экономического кризиса (в качестве примера: меры по снижению административного давления на бизнес, упрощению присоединения к электрическим сетям)40.

    Помимо  финансовой поддержки основным направлением поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках Программы являлась реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления на бизнес.

    В числе налоговых льгот, предусмотренных  Программой, необходимо отметить изменения Налогового кодекса РФ в части снижения ставки налога на прибыль по упрощенной системе налогообложения41. Субъектам малого предпринимательства было дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы дохода при применении упрощенной системы налогообложения42.

    Значительные  нововведения относятся к процедурам доступа субъектов малого предпринимательства  к государственному и муниципальному заказу (изменения в Федеральный  закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»43):

  • требование об обязательной квоте для малого предпринимательства стало распространяться не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков;
  • в 5 раз (до 15 млн. руб.) был увеличен максимальный размер лота при специальных торгах исключительно среди субъектов малого предпринимательства, за счет чего они получили возможность исполнять более крупные государственные и муниципальные заказы;
  • введена ответственность должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков за несоблюдение требования об обязательных квотах для малых компаний (внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми установлена административная ответственность должностных лиц за соответствующие нарушения – штраф 50 тыс. Рублей).

    Одним из наиболее важных направлений работы по повышению доступности госзаказа  для малого бизнеса в 2009 году был  переход на проведение электронных  аукционов, которые для субъектов малого предпринимательства имеют очевидные преимущества по сравнению с обычными торгами (конфиденциальность участия, сокращение издержек за счет электронного документооборота, исключение расходов, связанных с выездом на места проведения аукционов, и другие).

    В части условий для деятельности малого бизнеса следует выделить частичное решение одной из ключевых проблем предпринимательской среды  – обременительных условий доступа  к энергетической инфраструктуре. При  технологическом присоединении  к электросетям предприятия вынуждены нести существенные финансовые и временные издержки, зачастую при этом сталкиваясь и с проявлениями оппортунистического поведения со стороны представителей сетевых компаний. В мае 2009 года вступило в действие Постановление Правительства № 334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям»44. Новые правила полностью исключили возможность отказа сетевой организации от заключения договора технологического присоединения малого предприятия к электрическим сетям. Также существенно снижена стоимость услуг по технологическому присоединению, четко разграничены обязательства сетевой организации и предпринимателя, установлена ответственность за срыв сроков подключения. Основные нововведения документа таковы:

    1. Существенно расширен перечень  информации, обязательной к раскрытию  сетевыми компаниями (принят стандарт  раскрытия информации): изменения  коснулись постановления Правительства РФ от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии». В том числе предусмотрено опубликование типовых договоров технологического присоединения, сведений об утвержденных тарифах на технологическое присоединение, резерве свободных мощностей, инвестиционных программах, объеме присоединяемой мощности, объеме заявляемой мощности и др.

    2. Внесены изменения  в постановление  Правительства № 861 от 27 декабря 2004 г.:

  • закреплены льготные условия присоединения для малого бизнеса: новые правила дают потребителям с присоединенной мощностью от 15 до 100 кВт включительно право воспользоваться беспроцентной рассрочкой (до 95% общей стоимости услуг) на срок до 3 лет. Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 руб. Установлена возможность в течение 5 лет после присоединения потребовать у сетевой компании возврата средств за невостребованную мощность;
  • становится невозможным отказ сетевой организацией от подписания договора технологического присоединения;
  • более четко и детально определены границы ответственности сторон: заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация;
  • установлен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в зависимости от типов заявителей и условий присоединения;
  • установлена обязанность сетевой организации по уплате неустойки в случае несоблюдения сроков технологического присоединения;
  • утвержден порядок обязательного расширения существующей сети сетевыми компаниями в случае исчерпания резерва по присоединению потребителей;
  • исключена необходимость согласования мероприятий по технологическому присоединению с Ростехнадзором;
  • закреплена возможность присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в Красноярском районе Самарской области