Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 09:04, курсовая работа
Анализ функционирования российских предприятий и организаций в условиях рыночной экономики показал, что помимо новых, ранее не возникавших проблем, современному бизнесу приходится решать и известные задачи. К их числу относятся задачи оптимального использования производственных возможностей предприятия, повышения технико-технологического уровня производства для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Введение
Теоретические основы формирования и реализации производственной стратегии
1.1. Содержание и цели производственной стратегии
1.2. Основные элементы производственной стратегии
1.3. Этапы построения производственной стратегии
2. Формирование и анализ производственной стратегии
(на примере ГУП РМ «Лисма»)
2.1. Анализ производственно - экономического положения
ГУП РМ «Лисма»
2.2. Исследование внешней среды предприятия
2.3. Анализ производственной деятельности ГУП РМ «Лисма» 2.4. Разработка производственной стратегии ГУП РМ «Лисма»
Заключение
Список использованных источников
Анализ таблицы 2.6. показывает, что за 2005-2009 гг. наибольший объем производства приходился на 2005 год и составлял 1770,9 млн. руб. В 2007 году объем производства снизился по сравнению с 2005 годом на 37,7% и составил 1103,3 млн. руб., что меньше чем в 2006 году на 12,4%. Динамика объемов реализации в течение пяти лет соответствовала динамике объемов производства. Наибольший объем реализации приходился также на 2005 год и составил 2123,2 млн. руб. Несмотря на то что в 2008 году наблюдается увеличение объема реализации на 38,2% по сравнению с 2007, в 2009 объем реализации снизился на 12,7%. Существует тенденция уменьшения объемов производства и реализации. За пять лет общее уменьшение объема производства составило 22,6%, объема реализации – 46,8%. Данная тенденция объясняется общим спадом промышленного производства практически у всех российских производителей, что связано в первую очередь с устаревшим оборудованием. Низкая производительность оборудования, устаревшая система контроля качества или ее отсутствие на разных этапах обработки и низкая автоматизация производства существенно сказываются на качестве и объеме выпуска продукции, которое уступает многим западным производителям и соответственно негативно отражается на объем производства и реализации продукции.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, себестоимость продукции, прибыль рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
На
ГУП «Лисма» существует тенденция
спада реализации продукции.При определении
резервов увеличения реализации продукции
необходимо При этом следует учитывать
спрос на тот или иной вид продукции и
реальную возможность ее реализации (рисунок
2.2).
Рисунок 2.2. – Источники резервов увеличения объема и реализации
продукции
Важнейшим аспектом эффективности производственной деятельности является использование трудовых ресурсов. При оценке величины производственного персонала может учесть лишь количественную сторону человеческого труда, так как качество труда, степень его сложности определяется знаниями, практическими навыками и другими человеческими особенностями, такими как ловкость, способность выполнять сложные операции и т.д., которые прямо не поддаются изменению. Поэтому в качестве одной из стоимостных оценок промышленно - производственного персонала является заработная плата. Рассмотреть количественный показатель - численности работников предприятия.
На производство продукции также оказывает влияние и персонал предприятия. Трудовые ресурсы ГУП РМ «Лисма» подразделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.
По характеру выполнения функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на рабочих и служащих.
Таблица
2.7. Численность, прием и выбытие производственных
рабочих
Показатель | Число рабочих | |||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Состояло по списку на начало года, чел. | 358 | 311 | 289 | 266 |
Принято всего, чел. | 34 | 23 | 31 | 22 |
Выбыло всего, чел. | 81 | 45 | 54 | 63 |
в том
числе:
- по собственному желанию |
44 | 42 | 46 | 43 |
- уволены за прогулы и другие причины | 4 | 3 | 7 | 5 |
- по сокращению | 33 | - | 1 | 15 |
Состояло по списку на конец года, чел. | 311 | 289 | 266 | 225 |
Число рабочих, совершивших прогул с начало года, чел. | - | - | - | - |
Число случаев прогула с начала года | - | - | - | - |
Коэффициент выбытия | 0,226 | 0,145 | 0,186 | 0,237 |
Коэффициент по приему | 0,094 | 0,073 | 0,107 | 0,082 |
Коэффициент текучести | 0,123 | 0,135 | 0,156 | 0,162 |
Как видно из таблицы, коэффициент выбытия в 2009 году возрос в сравнении с 2008 годом. Предприятию целесообразно изыскать возможности по созданию дополнительных рабочих мест по увеличению выпуска продукции в целях сокращения показателя по выбытию.
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы организации, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема производства и продаж товаров или выполненных работ и затрат рабочего времени. От уровня производительности труда зависят темпы развития промышленного производства, увеличение заработной платы и доходов, размеры снижения себестоимости продукции. Повышение производительности труда путем механизации и автоматизации труда, внедрения новой техники и технологии практически не имеет границ, поэтому целью анализа производительности труда является выявление возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда, более рационального использования работающих и их рабочего времени.
Анализ
производительности труда начинается
с расчета показателей
В ходе анализа производительности труда по показателю выработки решается ряд задач:
-
дается оценка выполнения
-
выявляются факторы и
-
определяются резервы роста
Производительность
труда исчисляется в расчете
на одного работающего или рабочего за
год по периодам. Затем рассчитывается
выработка среднедневная и среднечасовая
на одного рабочего. Затем определяется
выполнение плана выработки в процентах.
Таблица
2.8. - Анализ производительности труда
Показатель | Фактически | Отклонение | Темп
роста, % | ||
2008г. | 2009г. | абсол. | относ. % | ||
1 Товарная продукция, тыс. руб. | 75031 | 56275 | -18756 | -24,99 | 75 |
2 Среднесписочная численность работающих, чел. | 289 | 266 | -23 | -7,96 | 92 |
3 Среднесписочная численность рабочих, чел. | 171 | 152 | -19 | -11,11 | 88,89 |
4 Удельный вес рабочих среди работающих, % | 59 | 57 | -2 | -3,39 | 96,6 |
5 Общее
число отработанных всеми |
40698 | 36480 | -4218 | -10,36 | 89,64 |
6 Общее число отработанных человеко-часов | 325584 | 291840 | -33744 | -10,36 | 89,64 |
7 Производительность труда 1 работающего, тыс. руб. | 259,62 | 211,56 | -48,06 | -18,51 | 81,49 |
8 Производительность труда 1 рабочего, тыс. руб. | 438,78 | 370,23 | -68,55 | -15,68 | 84,38 |
9 Среднедневная производительность труда рабочего, тыс. руб. | 1,84 | 1,54 | -0,3 | -16,30 | 83,70 |
10 Среднечасовая
производительность труда |
230,45 | 192,83 | -37,62 | -16,32 | 83,68 |
11 Среднее количество дней, отработанных одним рабочим | 238 | 240 | 2 | 0,84 | 100,84 |
12 Продолжительность рабочего дня, час | 8 | 8 | - | 0 | 100 |
Расчеты показали, что производительность труда одного работающего снизилась на 48,06 тыс. руб., одного рабочего – на 68,55 тыс. руб. Основной причиной снижения является сокращение объема выпуска и среднесписочной численности работающих. Анализ влияния факторов на производительность труда может быть проведен способом относительных разниц, в этом случае используются данные, которые содержат относительные отклонения факторных показателей в процентах.
На
сегодняшний день ассортимент продукции
ГУП РМ «Лисма» самый широкий среди предприятий-производителей
светотехнической продукции. Это лампы
накаливания общего назначения, люминесцентные
лампы низкого давления, газоразрядные
высокого давления, кварцево-галогенные,
местного освещения, декоративные, зеркальные,
судовые, для транспорта и другие - порядка
800 типоразмеров. Чтобы определить достигнутый
уровень качества и оценить конкурентоспособность
выпускаемой продукции необходимо проанализировать
обобщающие показатели, содержащиеся
в таблице 2.9. и таблице 2.10.
Таблица
2.9. – Оценка качества выпускаемой продукции,
тыс.руб.
Показатель | Всего произведено | Продукция, соответствующая мировым стандартам | Продукция экспортная | Продукция с рекламацией |
Произведено продукции: | ||||
2005 | 1770853 | 53125,59 | 106251,18 | 8854,3 |
2006 | 1259689 | 37790,67 | 75581,34 | 6298,4 |
2007 | 1103264 | 33097,92 | 66195,84 | 5516,32 |
2008 | 1551183 | 46535,49 | 9307098 | 7755,9 |
2009 | 1370265 | 41107,95 | 82215,9 | 6851,3 |
Сравнивая
значения показателей «Продукция, соответствующая
мировым образцам», «Продукция экспортная»,
«Продукция с рекламацией» в динамике
по указанным годам можно прийти к выводу,
что они хоть и претерпевали изменения
по абсолютным значениям, но в процентном
соотношении к общему объему произведенной
продукции оставались неизменными. Это
связано с тем, номенклатура продукции,
которая должна соответствовать лучшим
мировым образцам и номенклатура продукции,
поставляемой на экспорт, все эти годы
оставалась неизменной и в планах производства
она всегда определялась конкретным процентом
к общему объему выпуска товарной продукции,
то есть в этом отношении прогрессивности
не наблюдается, и это несомненно отрицательно
сказывается на развитии предприятия.
Основная причина заключается в слабой
возможности при существующем технологическом
оснащении и материальной поддержке производственных
цехов обеспечить значительное увеличение
объемов производства. На ГУП РМ «Лисма»
достаточно низкий процент рекламации,
но все таки этот показатель обращает
на себя внимание своей стабильностью.
Рекламации наносят предприятию материальный,
но и моральный ущерб, сказывается на его
репутации. Различного рода претензии
в условиях жесткой конкуренции на рынке
подрывают имидж завода и приводит к сокращению
количества потребителей.
Таблица 2.10. – Оценка обобщающих показателей качества продукции
Показатель | год | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Удельный вес,% | |||||
новой продукции в общем ее выпуске | 18,9 | 20,3 | 44,2 | 56,7 | 47,5 |
сертифицированной продукции | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
продукции, соответствующей мировым стандартам | 93 | 89,9 | 91 | 91,9 | 92,7 |
экспортируемой продукции | 7,3 | 5,9 | 5,8 | 6,3 | 6,1 |
Анализ обобщающих показателей качества позволяет сделать ряд частных выводов: во-первых, удельный вес новой продукции в общем ее выпуске в 2007г. значительно вырос (более чем в 2 раза) по сравнению с 2005-2006гг. В дальнейшем, в 2008-2009гг. он уже превысил показатель 2007г.( 56,7% и 47,5% соответственно). Связано это с тем, что начиная с 2007г. проводились работы по изготовлению новых изделий, технологий и модернизации оборудования; во-вторых, вся выпускаемая продукция сертифицирована. Объясняется это тем, что вся продукция подлежит обязательной сертификации, поэтому даже при освоении новых видов продукции для нее предусматриваются процедуры подтверждения соответствия стандартам; в-третьих, высокий процент соответствия мировым стандартам связан с обязательной сертификацией основной продукции предприятия (ЛОН, ЛЛ, ДРЛ).
Проанализируем величину предупредительных и оценочных затрат по обеспечению качества в объеме выпускаемой продукции с 2007 по 2009 года, а также потери от брака на ГУП РМ «Лисма». Первая группа включает затраты на создание СМК на предприятии в соответствии со стандартами ИСО 9001:2000, разработку программы обеспечения качества и ее реализацию, внедрение различного рода мероприятий, способствующих предупреждению возникновения несоответствий (затраты на ремонт и обновление оборудования, на усовершенствование технологии, программы обучения кадров). Вторая группа включает все затраты, связанные с контролем и испытаниями производимой продукции: затраты на организацию проведение входного контроля, техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов и испытательного оборудования, обработку данных контроля и результатов испытаний. Третья группа затрат включает затраты на внутренний брак, выявленный на предприятии до отправки продукции потребителям или до изменений в конструкции, проведение повторных испытаний. В эту же группу входят затраты на внешний брак, выявленный у потребителя, в том числе затраты на гарантийный ремонт, затраты связанные с возвратом продукции, компенсацию по судебным искам, вызванным ущербами, причиненными потребителю в процессе эксплуатации дефектного изделия, затраты по претензиям- рекламациям. Учет затрат на внутренний и внешний контроль включает в себя: некондицию (продукция с отклонениями от стандартов), удержание с виновников, потери от брака.
Информация о работе Разработка производственной стратегии предприятия