Разработка производственной стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Анализ функционирования российских предприятий и организаций в условиях рыночной экономики показал, что помимо новых, ранее не возникавших проблем, современному бизнесу приходится решать и известные задачи. К их числу относятся задачи оптимального использования производственных возможностей предприятия, повышения технико-технологического уровня производства для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.

Содержание

Введение

Теоретические основы формирования и реализации производственной стратегии
1.1. Содержание и цели производственной стратегии

1.2. Основные элементы производственной стратегии

1.3. Этапы построения производственной стратегии

2. Формирование и анализ производственной стратегии

(на примере ГУП РМ «Лисма»)

2.1. Анализ производственно - экономического положения

ГУП РМ «Лисма»

2.2. Исследование внешней среды предприятия

2.3. Анализ производственной деятельности ГУП РМ «Лисма» 2.4. Разработка производственной стратегии ГУП РМ «Лисма»

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 5 файлов

~$держание.docx

— 162 байт (Открыть, Скачать)

~$РС.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ.doc

— 162 байт (Открыть, Скачать)

к 2. 4 таблица.docx

— 16.67 Кб (Открыть, Скачать)

КУРС.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ.doc

— 580.50 Кб (Скачать)

    - объёмы капитальных вложений, необходимые для совершения преобразований в производственном процессе;

    - время, необходимое для своевременного  перехода к выпуску новой продукции;

    - оценка относительной потребительной  стоимости существующей и новой  продукции; и т.д.

    Производственная  стратегия сложно взаимосвязана со всеми другими стратегиями основных подсистем организации, представляющими элементы ее внутренней деятельности. А, кроме того, стратегия развития производства завязана и на множество факторов внешней среды организации. Следовательно, конечная эффективность производственной стратегии обусловлена не только ее собственным содержанием, но и тем, насколько комплексно и органично она взаимосвязана со всеми другими специализированными стратегиями организации. Системное взаимодействие с различными специализированными подразделениями организации необходимо и для качественной разработки производственной стратегии. Так, специалисты по маркетингу должны обеспечивать разработчиков производственной стратегии информацией и о реализации продукта, и о его сбыте на соответствующих рынках; технологи должны сообщать о новинках и всех других значимых изменениях на рынке технологий и т.д.

    Ведущий элемент производственной стратегии, так же как и любой другой специализированной стратегии, — это ее особые стратегические цели. 
При правильно поставленном процессе разработки корпоративной стратегии система целей производственной стратегии должна логически вытекать из мини стратегии организации, а если говорить более конкретно, то из определенных основных стратегических целей 1-го уровня. И при этом система целей производственной стратегии формирует свою особую производственную ветвь общего дерева стратегических целей организации. Постановка целей производственной стратегии осуществляется в соответствии с определенными критериями. Чащ всего в качестве них берутся следующие четыре:

    1. затрат на производство продукта;

    2. качество производства;

    3.качество  производственных поставок;

    4. соответствие производства спросу, или так называемая «гибкость  по спросу». 
        При системной оценке производственных затрат как для стратегических, так и для тактических целей обычно используют показатели: удельные затраты живого труда,  материалов; фондоотдача;
оборачиваемость товарных запасов; а также интегральный показатель — себестоимость производства единицы продукта.  
        Качество, как правило, оценивают: по процентному соотношению дефектов конечного продукта и/или по показателю отклонений от системного стандарта производства по проценту брака; по ресурсу гарантированного функционирования продукта (например, периоды времени между поломками или профилактическими ремонтами); по показателям издержек на повышение качества и т.д.

    Качество  производственных поставок обычно оценивают  по процентному соотношению поставок, сделанных точно в срок; по различным показателям задержек и срывов поставок; по показателям финансовых потерь за нарушения сроков и других условий доставки продукта. Гибкость производства по спросу на его конечный продукт  может оцениваться: по широте ассортиментного ряда конкретных продуктов-товаров; в абсолютных (объемных) относительных показателях обновляемости как ассортимент продуктовых групп, так и их внутреннего ассортимента; по скорости обновления продукта и т.д.

    Основные  позиции. Особое предметное содержание производственной стратегии раскрывается в ее основных позициях. Приведем 5 моментов позиций. 
          1. Основные стратегические решения по производству, которые надо принять на заданную стратегическую перспективу.

    2. Формулировка и обоснование различных возможных вариантов основных стратегических решений по производству.

    3. Доработка принятых основных  стратегических целей по производству  до уровня конкретных стратегических  указаний.

    4. Разработка по каждому стратегическому  указанию адекватного набора  конкретных действий и мероприятий.

    5. Системное сведение мероприятий  и действий по каждой позиции  в целостную производственную  стратегию как органичную программу  соответствующих конкретных действий.

    Основное  направление выигрышной производственной стратегии в нынешних условиях – гибкое манипулированием ассортиментом, приближение сортности выпускаемой продукции к специфическим потребностям заказчика. Следует отметить, что формирование производственной стратегии происходит пока во многом хаотично. Во-первых, на большинстве обследованных предприятий не понимают необходимости приоритетного развития ассортимента. Это особенно относится к конверсионному производству, осуществляемому за счет льготного кредитования. В итоге предприятия наступают «веером», занимаясь освоением и подготовкой производства ряда не связанных между собой продуктов. Внедрение методов управления разработкой и производством новых продуктов путем использования временных венчурных групп, внутрифирменного кредитования способно дать значительный эффект в ближайшей перспективе. Иное направление выигрышной производственной стратегии – анализ и централизованное освоение «левой» продукции.

    Для того чтобы принимать стратегические решения, то есть перестраивать производство, устанавливать новые связи, проводить гибкую ценовую политику и пр., руководитель должен обладать необходимыми полномочиями.

    Для того чтобы производственная стратегия  была действительно эффективной, важно  привязать ее к общей стратегии  компании; то есть эти две стратегии  не должны вырабатываться отдельно, изолированно друг от друга. Наоборот, общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние. В свою очередь, производственная стратегия должна быть согласована с общей стратегией, и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям компании в целом. Для этого необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными отделами и формировали стратегии, не конфликтующие, а дополняющие и поддерживающие друг друга и общее целое. Все это, казалось бы, очевидно, — однако на практике такое бывает далеко не всегда. Вместо этого, мы можем увидеть борьбу за власть между различными функциональными отделами компании. Эта борьба вредна для организации, потому что она настраивает функциональные подразделения друг против друга, вместо того чтобы сфокусировать их энергию на достижении единой цели: сделать компанию более конкурентоспособной и лучше обслуживать потребителя. Некоторые новейшие подходы, когда создаются команды менеджеров и рабочих, отражают все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией. 
 
 

1.2.  Основные элементы производственной стратегии 

    Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией  основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс – наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в  производственной сфере потрясение на предприятие оказывается наиболее сильным.

    Следует отметить, что стратегию производства предприятия в качестве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают из виду даже западные специалисты по стратегическому планированию и управлению. Вместе с тем именно производственная деятельность является основной фикцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. В процессе разработки стратегии  производства происходит процесс обмена информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию базовой стратегии и координацию функциональных программ действий.

    Основные  элементы стратегии производства приведены  на рисунке 1.1.

    

    Рисунок 1.1. -  Составляющие элементы стратегии производства

  1. Планирование производства и контроль.

    Участие производственных подразделений в  процессе обоснования и разработки стратегии предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим. Однако руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений:

  • определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости  его реконструкции;
  • определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных  вопросов;
  • проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса.

    2. Повышение производительности труда.

    Данное  направление деятельности предприятия  может предполагать:

  • проведение анализа факторов производительности труда и выявление «узких мест»;
  • повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием;
  • разработку программы мероприятий по повышению производительности труда.

    З. Человеческий фактор на производстве.

    Необходимо  отметить, что человеческий фактор оказывает решающее воздействие  на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы

    Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное  стимулирование, систему профессионального  роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда, делегирование ответственности и др.

    Вместе  тем, как уже отмечалось выше, продукция, выпускаемая предприятием, может  быть конкурентоспособной только в  том случае, если предприятие успешно  применяет на производстве новые технологические процессы интегрированного  подхода к формы организации труда. При этом перед каждым предприятием в современных условиях стоят три основные проблемы:

  • в достаточно короткие сроки овладеть новой технологией;
  • эффективно использовать новые технологии для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами;
  • постоянно оптимизировать применение новых технологических процессов в производстве.

    Для того чтобы успешно решать проблемы, руководство предприятия должно осознать необходимость технологическому менеджменту.

    В зависимости от характера задач  они решаются на трех уровнях управления.

    На  первом, нормативном, уровне определяются долгосрочные технологические цели развития предприятия и нормы  их учета в процессе обоснования и разработки общей стратегии развития предприятия. Большое значение при этом имеет специфика фирменной культуры, в которой проявляются ценностные представления коллектива предприятия. Это выражается в отношении персонала к целям предприятия, внешней среде, новой технологии как одному из факторов оптимизации социальной и технической системы предприятия, его готовности к переменам.

    На  втором, стратегическом, уровне преобладает  принцип эффективности. В среднесрочном  плане производственная стратегия  предприятия — это выбор технологии. Тем самым устанавливаются ограничения технологического потенциала, который необходим предприятию для выпуска продукции как в настоящее время, так и в будущем. Далее предприятие решает, разрабатывать технологию самостоятельно (или в сотрудничестве с определенными партнерами) или прибегнуть к услугам специальных организаций.

    Кроме того, на этом уровне целесообразно  определить, какую технологию использовать для собственных нужд, а что  предоставить в распоряжение других предприятий.

    Здесь же определяется вопрос о структурах, необходимых для реализации выбранной стратегии. Так, например, они могут касаться централизации или децентрализации процесса разработки новой технологии и внедрения в производственный процесс.

    На  третьем, оперативном уровне предусматривается, чтобы выбранные стратегические наметки осуществлялись в соответствии с краткосрочными целями развития предприятия. В этом случае оперативное управление должно сосредотачиваться, например, на конкретных научно-исследовательских и конструкторских проектах с их кадровым и финансовым обеспечением.

    Инновационная стратегия предприятия непосредственно  связана оптимизацией его потенциала. Она должна предусматривать обоснованный выбор технологии, которая соответствует  потребностям предприятия. Решения могут быть направлены на выполнение заранее определенной производственной функции или формирование технологического потенциала на будущее.

Содержание.docx

— 15.11 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Разработка производственной стратегии предприятия