Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 09:04, курсовая работа
Анализ функционирования российских предприятий и организаций в условиях рыночной экономики показал, что помимо новых, ранее не возникавших проблем, современному бизнесу приходится решать и известные задачи. К их числу относятся задачи оптимального использования производственных возможностей предприятия, повышения технико-технологического уровня производства для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Введение
Теоретические основы формирования и реализации производственной стратегии
1.1. Содержание и цели производственной стратегии
1.2. Основные элементы производственной стратегии
1.3. Этапы построения производственной стратегии
2. Формирование и анализ производственной стратегии
(на примере ГУП РМ «Лисма»)
2.1. Анализ производственно - экономического положения
ГУП РМ «Лисма»
2.2. Исследование внешней среды предприятия
2.3. Анализ производственной деятельности ГУП РМ «Лисма» 2.4. Разработка производственной стратегии ГУП РМ «Лисма»
Заключение
Список использованных источников
Таблица 2.2. – Динамика объемов производства электрических ламп в России за 2005-2009 гг.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||||
Млн. шт. | Темпы роста, % | Млн. шт. | Темпы роста, % | Млн. шт. | Темпы роста, % | Млн. шт. | Темпы роста, % | Млн. шт. | Темпы роста, % |
770,56 | 100,0 | 571,96 | 74,2 | 562,18 | 98,3 | 639,4 | 113,3 | 593,4 | 92,8 |
Анализ таблицы 2.2. показывает, что общий объем производства электрических ламп в России по данным Росстата составляет 592494,1 тыс. шт. За период 2005-2009 годы объем производства источников света в России уменьшился на 177,16 млн. шт. (593,4-770,56=177,16), или на 22,9% (593,4/770,56-1=0,229). В 2007 году спад составил – 24,1%, в 2008 году наблюдался рост – 14,7%, в 2007 году самый большой спад за период 2005-2009 гг. – 27%, в 2009 году спад – 20,5%. Данная тенденция объясняется общим спадом промышленного производства практически у всех российских производителей, что связано в первую очередь с устаревшим оборудованием.
В
настоящее время, на рынке сложилась
ситуация, когда отечественные
Проведенный анализ показал, что несмотря на то, что ГУП РМ «Лисма» имеет наибольшую долю рынка по производству электроламп, на данном этапе предприятие находится в глубоком кризисе. Подавляющее большинство производственного оборудования работает более 20 лет и испытывает физический и моральный износ. Низкая производительность оборудования, устаревшая система контроля качества или ее отсутствие на разных этапах обработки и низкая автоматизация производства существенно сказываются на качестве и объеме выпуска продукции, которое уступает многим западным производителям и соответственно негативно отражается на конкурентоспособности.
Ассортимент производимой продукции на ГУП РМ «Лисма» широкий: производятся различные типы ламп, внутри каждого типа можно выделить подтипы, отличающиеся друг от друга значением мощности и техническими характеристиками. План производства должен определять значения, которые предприятие должно достигнуть по окончании планового периода по производству продукции.
Производственная программа, определяющая объем производства в номенклатурно-количественном выражении, является исходным и ведущим разделом план производства.
Разработка производственной программы осуществляется на основе:
Содержание плана производства зависит от различных факторов. Например, в зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства и услуги сферы нематериального производства. В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции. При разработке плана производства применяются различные измерители: натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные.
Натуральные
измерители (штуки, тонны, метры) используются
для разработки показателей производственной
программы, для характеристики производственной
специализации, а также определения доли
предприятия на рынке. Без натуральных
измерителей невозможно определить потребность
в производственных мощностях и величину
их использования, степень потребности
в материальных и трудовых ресурсах, так
как нормы расхода сырья, материалов и
т. п. устанавливаются в расчете на единицу
продукции и т. д. Широкий ассортимент
при планировании позволяет диверсифицировать
продукт, ориентироваться на различные
требования потребителей. В нижеследующей
таблице приведен план производства продукции
ГУП РМ «Лисма».
Таблица 2.3. – План производства продукции ГУП РМ «Лисма» на 2009г.
Наименование
изделий |
Цена,
Руб |
Количество (тыс.шт.) | Сумма (тыс.руб.) | |||||||||||||||
План на год | В том числе по кварталам | План на год | В том числе по кварталам | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
ЛОН, в том числе | 194507 | 41200 | 56300 | 45007 | 52000 | 584021 | 124600 | 169000 | 135021 | 156780 | ||||||||
Б 220-230-25 | 2,5 | 3979 | 541 | 1102 | 587,8 | 1160 | 9947 | 1352 | 2756 | 1469 | 2900 | |||||||
Б125-135-100-1 | 2,6 | 100 | 25,0 | 25,0 | 12,5 | 25,0 | 260,0 | 65,0 | 65,0 | 32,5 | 65,0 | |||||||
Б235-245-150-1 | 3,05 | 6698 | 1734 | 1072 | 898,5 | 2095 | 2043 | 5289 | 3271 | 274 | 6390 | |||||||
СИС, в том числе | 4911 | 1247,4 | 1183,9 | 575,7 | 1329,2 | 90660,8 | 22034,0 | 20995,9 | 11490,8 | 24654,2 | ||||||||
С1З-25 | 6,5 | 12,5 | 3,8 | 2,5 | 0,9 | 4,5 | 81,3 | 24,4 | 16,3 | 5,7 | 29,3 | |||||||
С26-25 | 5,72 | 2,5 | 2,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 14,3 | 14,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||
С24-251Н | 4,49 | 5 | 5,0 | 5,0 | 2,5 | 5,0 | 89,8 | 22,5 | 22,5 | 11,2 | 22,5 | |||||||
КГ220-230-220 | 39 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 19,5 | 5,9 | 2,0 | 2,9 | 5,9 | |||||||
КГ220-500-1 | 35,1 | 30 | 8,0 | 5,3 | 4,3 | 8,3 | 1053 | 281 | 185 | 150 | 290 | |||||||
КГК220-2000 | 871 | 3 | 0,5 | 0,8 | 0,5 | 0,8 | 2613 | 437 | 696 | 392 | 696 | |||||||
ГРИС, в том числе | 895,5 | 216,8 | 215,5 | 114,4 | 234,0 | 407893,2 | 96658,1 | 98189,6 | 53708,7 | 105628,0 | ||||||||
ДРЛ125 | 65 | 450 | 111,0 | 110 | 57,5 | 114 | 29250 | 7215 | 7117 | 3738 | 7442,5 | |||||||
ДРЛ250 | 90 | 1750 | 395,5 | 425 | 241,3 | 447 | 157500 | 3560 | 38250 | 21712 | 40230 | |||||||
ДРВ160 | 84,5 | 10 | 1,5 | 2,5 | 1,8 | 2,5 | 845,0 | 126,8 | 211,3 | 147,9 | 211,3 | |||||||
ДРТ125-1 | 32,5 | 1,8 | 0,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 58,5 | 0,0 | 14,6 | 14,6 | 14,6 | |||||||
МО | 3,65 | 1875 | 442,5 | 402,3 | 254,9 | 520,5 | 13687,5 | 3230,3 | 2936,4 | 1860,6 | 3799,7 | |||||||
Итого |
304637 | 79671 | 78950 | 75738 | 70278 | 1770853 | 486857 | 465543 | 428147 | 390306 |
В данной таблице представлен план производства на 2009 г. По типам ламп приведены уровни цен, объем производства по кварталам. Вся номенклатура продукции не могла уместиться на данном плане. Поэтому, следует заметить, что итоговые значения приведены по всем типам ламп, а в качестве примера приведены их некоторые подтипы.
Исходя из таблицы 2.3. 63,8% производства всех ламп принадлежит лампам общего назначения. Действительно, спрос на лампы этого типа высок и, поэтому целесообразно их производство.
Как следствие вышесказанного, 33% от общего возможного объема продаж приходится на лампы общего назначения. Высокую доля имеют и газоразрядные ртутные лампы – 23%. Это связано с тем, что стоимость ламп такого типа высока и колеблется от 65 до 1300 рублей за единицу изделия.
Для
более полного анализа
Таблица 2.4. – Динамика плановых и фактических величин производства продукции на ГУП РМ «Лисма» за 2007 – 2009 г.г.
Период
(год) |
Величина (тыс.шт.) | ||
Плановая | Фактическая | Отклонение | |
2007 | 389582 | 354675 | -34907 |
2008 | 326023 | 310064 | -15959 |
2009 | 304637 | 289756 | -14881 |
Наименьшее отклонение от плановой величины наблюдается в 2009 г., она равна 14881 тыс. шт., что составляет 4,9% от планового показателя. Результат не плохой, учитывая, что за предыдущий – 2005 год отклонение равно 15959 тыс.шт., а за 2006 г. – 34907 тыс.шт.; или же 4,9% и 9% соответственно. Или же, по другому говоря, план недовыполнен на 9%, 4,9% и 4,9%.
Плановая величина производства продукции, а, следовательно, и фактическая, в течение анализируемого периода постоянно уменьшалась.
План производства продукции дает развернутую информацию о производственной деятельности организации, позволяет определить, какая группа продукции имеет больший (меньший) вес в производстве продукции данного предприятия, а также возможную выручку от ее и реализации.
Перспективными
задачами, которые ставит перед собой
предприятие, являются: а) разработка эффективной
системы управления предприятием и оптимальной
организационной структуры соответствующих
требованиям рынка; б) совершенствование
продукции и рационализация процессов
продажи и обслуживания для достижения
удовлетворенности постоянных и привлечения
потенциальных покупателей; в) технологическое
перевооружение и модернизация оборудования
и применение новых технологий; г) расширение
рынков сбыта; д) увеличение кадрового
потенциала предприятия за счет привлечения
опытных и высококвалифицированных рабочих
и другие.
2.2.
Исследование внешней
среды предприятия
Развитие светотехнического рынка России и предприятия в нем во многом зависит от колебания макроэкономических показателей, определяющих эффективность всей экономики страны в целом. Для анализа перспектив развития светотехнического рынка оценим состояние основных макроэкономических показателей экономики России за 2008-2009 год.
Объем ВВП России в 2008 году, по данным Росстата, в текущих ценах составил 38 трлн. 461 млрд. рублей. Спад реального объема ВВП в 2009 относительно 2008 года составил 7,9%. Индекс-дефлятор ВВП за 2009 год по отношению к ценам 2008 года составил 102,7%. Денежные доходы населения выросли на 16,3%, тогда как в 2008 году их рост составил 2,3%. Инфляция составила 8,8%. Индекс промышленного производства в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 88,6%.
Анализ макроокружения показал, что наиболее важными факторами, которые могут оказать влияние на ГУП РМ «Лисма» являются, повышающиеся доходы населения и как следствие возросший интерес потребителей к более качественным источникам света, благоприятная таможенная политика, нестабильная экономическая ситуация, повышающийся уровень качества образования и привлечение к разработке и производству продукции высококвалифицированных кадров.
Для
анализа микроокружения предприятия
воспользуемся моделью Карла
Портера, которая наглядно показывает
структуру микроокружения и конкурентные
силы, действующие на ГУП РМ «Лисма»,
рисунок 2.1.
Рисунок
2.1. – Структура микроэкономических показателей
ГУП РМ «Лисма»
Прямые конкуренты
В группе прямых конкурентов наибольшее влияние могут оказать западные высокотехнологичные, автоматизированные производства с широкой номенклатурой продукции и доступными ценами.
В настоящее время основными зарубежными конкурентами ГУП РМ «Лисма» для отечественных светотехнических предприятий являются такие компании как: «Светлина» (Болгаpия), «Тесла» (Чехия), «Полам» (Польша), «Осрам» (Геpмания), «Филипс» (Голландия), «Мазда» (Фpанция), «Дженеpал электpик» (США), «Ивасаки электpик» (Япония), ОАО «Полтавский завод газоразрядных ламп», ОАО «Искра» (Львов), РУПП «Брестский ЭЛЗ», АООТ «Майлуу-Сууйский ЭЛЗ».
Основными российскими конкурентами ГУП РМ «Лисма» в настоящее время являются: ОАО «Томский ЭЛЗ», ОАО «Уфимский ЭЛЗ-Свет», ОАО «Свет» (Смоленск), ОАО «Калашниковский ЭЛЗ», ОАО «Владикавказский ЭЛЗ».
Помимо представленных конкурентов, на рынке России действуют многочисленные конкуренты из Китая, Тайваня, и такое положение становится все более обыденным. Эти компании опасны не только для отечественных предприятий, но и для мировых лидеров. Одним из наиболее важных преимуществ таких компаний являются низкие цены. Для примера представим цены некоторых отечественных и зарубежных производителей в таблице Г.1, приложения Г.
Из таблицы Г.1 видно, что цены на продукцию, у российских производителей выше, чем у производителей СНГ и ниже чем у PHILIPS, OSRAM, которые являются лидерами отрасли. Самые низкие цены у производителей из Китая, что дает им конкурентное приимущество.
Новые конкуренты
В данном контексте мы будем считать тех конкурентов, которые вступили в силу и набрали обороты сравнительно недавно – менее 10 лет назад. В состав этой конкурентной силы входят дистрибьюторы зарубежных источников света, пускорегулирующих устройств, светильников и пр., которые являются одной из мощных сил, противодействующих развитию предприятий отечественного светотехнического рынка. Некоторые из этих участников рынка выступают так же посредниками при сбыте отечественных источников света, но чаще они отдают предпочтение китайским фирмам и продают лампы под собственным брендом. Ярким примером такой фирмы является компания «Космос».
Информация о работе Разработка производственной стратегии предприятия