Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     Таблица 2.1 - Сравнительный рейтинг АМО по малому предпринимательству

Территории Количество  МП, единиц Количество  МП на 1тыс. населения
Ангарск 1267 4,8
Иркутск 4966 8,4
Россия 946 000 6,9
 

     Отсутствие  должной инвестиционной поддержки  сказывается на расширении малых  предприятий по отраслям экономики.

     Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Ангарском муниципальном образовании на 2008 год была утверждена в сумме 10,19 млн. руб. Фактическое исполнение программы составило 47,9 % от уточненного плана финансирования. Среди мероприятий программы:

     - организация и проведение конкурса  бизнес-проектов» с целью привлечения предпринимательских структур в приоритетные сферы развития экономики города;

     - проведение опросов руководителей  предприятий по различным аспектам  их деятельности;

     - организация и проведение обучающих семинаров и консультаций для предпринимателей;

     - заключение муниципальных контрактов  на право получения компенсации  процентной ставки по банковским  кредитам.

     - проведение маркетинговые исследования по выявлению свободных производственных помещений для размещения новых бизнесов.

     Реализация  программы 2008 года расширила возможности предпринимателей в развитии бизнеса в Ангарске.

     Основные  проблемы организации рыночной инфраструктуры:

     - отсутствует предложение офисных помещений класса «а» и «в» (по адаптированной классификации) в офисных центрах;

     - дефицит помещений для новых  предприятий района;

     - дефицит гостиничного фонда;

     - неполное инфраструктурное обеспечение  промышленных зон;

     - неразвитая конгрессная инфраструктура

     Анализ и оценка экологической обстановки в муниципальном образовании.

     Для Ангарска характерна высокая степень  загрязнения окружающей среды, что  еще 10 лет назад считалось основной проблемой социального развития города. Ангарск, наряду с еще промышленными  городами области (Братск, Зима, Иркутск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов) входит в приоритетный список 45 городов России с очень высоким средним уровнем загрязнения атмосферного воздуха

     Однако  после сокращения объемов производства в базовых отраслях промышленности и закрытия завода по производству белково-витаминных концентратов, острота проблемы была снята. Кроме того, безработица и обеднение бюджета, вызванные этими сокращениями, оказались более важными проблемами, влияющими на комфортность проживания в городе.

     По  объему атмосферного загрязнения город  всегда являлся лидером в области, хотя суммарные выбросы за 5 лет  уменьшились в 1,8 раза. Основу выбросов в атмосферу составляют твердые  вещества, окись углерода и окислы азота, по всем этим загрязнителям Ангарск находится на первом месте в области.

     По  суммарным сбросам сточных вод  Ангарск находится на втором месте  после Братска, однако по сбросу вод  без очистки он лидирует среди  других городов области, является главным  загрязнителем поверхностных вод  в Приангарье.

     Предприятия города больше всех в области тратят на охрану водных ресурсов в течение  последних лет, и это дает определенные результаты.

     В 2008 году осуществлялась реализация программы мероприятий по охране окружающей среды Ангарского муниципального образования, Программа мероприятий исполнена в сумме 5 040 тыс. руб. (92 % плана), что на 9,6 % выше прошлогоднего уровня

     В бюджет Ангарского муниципального образования за негативное воздействие на окружающую среду в 2008 году поступило 7,6 млн. руб., против 21,3 млн. руб. в 2007 году, что обусловлено изменением администратора сбора платежей. Показателей охраны окружающей среды представлены в таблице 2.2. 

     Таблица 2.2 - Динамика показателей охраны окружающей среды

    Показатель 1995 2000 2008
    Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города от стационарных источников выбросов, тыс. т. 233,0 132,4 135,0
    Удельный  вес уловленных и обезвреженных  вредных веществ, %. 84,2 87,5 87,5
    Выбросы вредных веществ в атмосферу  в расчете на 1 жителя, кг  648 472 475
    Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн м3 437,4 212,5 215,0
    Потребление свежей воды на 1 чел., м3 1768 1057 1100
 

     Анализ  загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, объемов накопленных отходов  свидетельствует об уменьшении объема валового выброса вредных веществ на 14% за счет внедрения предприятиями природоохранных мероприятий.

     Наибольшая  доля в валовом выбросе загрязняющих веществ приходится на предприятия  теплоэнергетики (68 %) и нефтеперерабатывающей  промышленности (25 %). Незначительные выбросы вредных веществ имеют ОАО «Ангарский завод полимеров» (4 %), ОАО «Ангарскцемент» (1 %), ФГУП АЭХК (0,1 %), ЗАО «Ангарская птицефабрика» (0,1 %).

     2.2 Анализ и оценка качества жизни. Демография

 

     С момента своего основания численность  населения в Ангарске постоянно росла вплоть до 1993 года, когда количество жителей составило 276,1 тыс. чел.

     После 1993 года начался спад, и в 2008 году численность постоянного населения снизилась до 257,5 тыс. чел.

     По  численности населения Ангарск  находится на третьем месте в области (впереди только Иркутск и Братск).

     Демографические показатели естественного движения сохраняют тенденцию прошлых  лет. Начиная с 1992 года, число умерших  превышает число родившихся. Это  является основной причиной уменьшения населения в муниципалитете, численность которого в 2008 году снизилось по сравнению с предыдущим годом на 2,3 тыс. чел. Численность населения в АМО представлена на рис. 2.2. 

     

     Рис. 2.2 - Численность населения в АМО

 

      Органами государственной статистки  по Ангарскому муниципальному образованию зарегистрировано:

     - рождений 2 556 ребёнка (в 2007 году 2 800 детей), коэффициент

     рождаемости (в расчете на 1 000 чел. населения) составил 9,9;

     - умерших 4050 человек (в 2007 году – 3825), коэффициент смертности (в расчете на 1 000 чел. населения) составил 15,7. Коэффициент рождаемости представлен на рис. 2.3.  

     

     Рис. 2.3 - Коэффициент рождаемости в АМО 

     Миграционные  потоки минимальны. В 2008 году прибыло 2 238 чел., в том числе 307 детей, выбыло за пределы Ангарского муниципального образования 2975 человек, в том числе 389 детей.

     Доходы  населения.

     В 2008 году среднемесячная заработная плата работников, занятых в экономике Ангарского муниципального образования, составила 10469 руб., а по крупным и средним предприятиям 11134 руб., что соответственно на 32,5 и 29,4 % выше, чем в 2007 году. Наиболее высокий уровень заработной платы в отчетном году отмечался в обрабатывающих производствах (15789 рублей), финансовая деятельность (13516 рублей), на транспорте и в связи (13386 рублей).

     Наименьший  размер заработной платы отмечен  у занятых в гостиницах и ресторанах - 2959 рублей, что в 3,5 раза ниже средней  заработной платы по Ангарскому муниципальному образованию. Разрыв между самым  высоким уровнем средней заработной платы и самым низким по видам деятельности составил 5,3 раза. Достаточно высокой остается дифференциация уровня заработной платы по территории АМО. Особенно высоки разрывы между городом Ангарском и другими поселенческими муниципалитетами Ангарского района. Средняя заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности представлена в таблице 2.3 

     Таблица 2.3 - Средняя заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности, рублей в месяц

Виды  экономической деятельности 2009 год
Ангарское муниципальное образование - всего 10469
в том числе по крупным и средним  предприятиям 11134
из  них по видам экономической деятельности  
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 5352
Обрабатывающие  производства 15789
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 12837
Строительство 7590
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 7160
Гостиницы и рестораны 2959
Транспорт и связь 13389
Финансовая  деятельность 13516
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 7437
Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 12306
Образование 5327
Здравоохранение и предоставление прочих социальных услуг 6045
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 5592
 

     В течение 2009 года действовал минимальный размер оплаты труда 720 рублей, с 1 сентября 2009 года - 800 рублей. С учетом минимальных размеров районного коэффициента и процентной надбавки он составляет лишь 39% прожиточного минимума трудоспособного населения (в 2007 году 34%) и не выполняет функции социальной гарантии.

     Главной задачей в этой области является поэтапное повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы путём повышения, как тарифных ставок, так и создания действенной системы стимулирования за результат.

     Несмотря  на отмеченные изменения в уровне заработной платы в Ангарском  муниципальном образовании сохраняется  задолженность по ее выплате. Несвоевременная выплата заработной платы существенно нарушает трудовые права работников и создает условия для напряженности в социально-трудовой сфере.

     На 01.01.2009г. число предприятий, имеющих задолженность, снизилось вдвое с 6 до 3. При этом сумма задолженности уменьшилась только на 12 % или с 6,2 млн. руб. до 5,5 млн. руб. Численность работников, перед которыми организации имеют задолженность, уменьшилась в течение года с 1 499 до 664 человек или в 2,3 раза.

     Задолженность по выплате заработной плате на начало года

       В 2009 году для оценки уровня жизни населения использована величина прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемая администрацией Иркутской области.

     Средний размер трудовой пенсии по Ангарскому муниципальному образованию на конец  2009 года составил 2671 руб. и увеличился по сравнению с 2008 годом на 26,4%.

     Сводный индекс потребительских цен за декабрь  2008 года к декабрю 2007 года в целом по Иркутской области составил 108%, в том числе, по продовольственным товарам, включая алкогольные напитки 108,05%, непродовольственным товарам 106,38%, платным услугам 110,41, жилищно-коммунальным услугам 107,77%.

     В то же время покупательная способность  населения трудоспособного возраста в 2008 году возросла. Так, если в 2007 году среднемесячная заработная плата составляла 2,95 набора прожиточного минимума, то в 2008 году – 3,44 набора.

     Общая численность граждан, имеющих доход  ниже прожиточного минимума, в 2008 году составила 65,7 тыс. чел. или 25,5% от численности населения, постоянно проживающего на территории Ангарского муниципального образования, в 2007 году соответственно 82,5 тыс. чел. и 31,6 %. По сравнению с предыдущим годом их численность уменьшилась на 20,4%, а доля в численности населения на 6,1 п.п.

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования