Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа
Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.
Вторая причина – слабая профессиональная подготовка аппарата органов местного самоуправления, отсутствие готовности работников органов местного самоуправления к плановой реализации вопросов местного значения в условиях социального партнерства с бизнесом и гражданским сообществом. На это зачастую накладывается отсутствие социальной ответственности бизнеса и не преодоленный пока (особенно в сельской местности) «экономический инфантилизм» населения.
Третья
причина – недостаточное
Что касается форм реализации принципа персональной ответственности, они носят достаточно разнообразный характер. В одних случаях к программе прилагается план действий администрации, в других случаях – план мероприятий, в третьем случае – распоряжение главы муниципального образования, возлагающего ответственность за реализацию плановых решений на конкретного работника администрации или его структурное подразделение.
В то же время очевидно, что основной причиной большинства недостатков, присущих настоящему периоду территориального планирования и управления муниципальных образований, наряду с отсутствием методического обеспечения этого важнейшего участка работ, является острый дефицит подготовленных кадров. Поэтому о реализации принципа профессионализма в настоящий период, пока говорить не приходится.
Виды и глубина выявленных слабостей и недостатков в планировании и прогнозировании социально-экономического развития муниципальных образований Сибирского федерального округа позволяют говорить об их общесистемном характере. Поэтому для их устранения необходимо реорганизовывать всю систему планирования и прогнозирования в Российской Федерации.
В качестве приоритетных направлений реорганизации данной системы в части, касающейся планирования и прогнозирования, в Сибирском федеральном округе выбраны следующие:
– создание в каждом субъекте Российской Федерации постоянно действующей методической базы и учебно-консультационного пункта по проблемам планирования и управления муниципальными образованиями;
– организация подготовки и переподготовки кадров специалистов местного самоуправления;
– создание и доведение до каждого муниципального образования сборника модельных правовых актов, обеспечивающих единые организационные, правовые, методологические и методические подходы к планированию и управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований;
– разработка программного обеспечения по формированию финансовых, материальных и трудовых балансов муниципальных образований;
– формирование региональных и межрегиональных информационных банков данных, обеспечивающих сравнительный анализ социально-экономического развития муниципальных образований как на этапе формирования планов и прогнозов, так и на этапе их реализации;
– организационно-финансовая поддержка плановых работ в муниципальных образованиях;
– разработка и доведение до каждого муниципального образования единых методических рекомендаций по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений;
– разработка в каждом субъекте Российской Федерации округа на основе предлагаемой методики «пилотных» проектов комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований с целью выявления в них и в реализованной на местах системе организации планирования наиболее характерных «узких мест».
1.3 Формирование комплексных
программ социально
– экономического развития
в муниципальных образованиях
2008 год стал для многих руководителей и специалистов территориального управления годом осознания необходимости активной работы в направлении решения проблемы восстановления управляемости процессов социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований. Этот вопрос активно обсуждался на совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (пп. 4в п. 1 решения от 21 января 2008 года № 21), на совместном заседании Совета при полномочном представителе и Высшего экономического совета Сибирского федерального округа (пп. 6 п. 2 решения от 16 ноября 2008 года № 1).
Основные подходы к комплексному территориальному планированию были рассмотрены, обсуждены и коллегиально приняты решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, прошедшем 29 марта 2009 года в г. Иркутске.
На этом заседании были также коллегиально определены типы, сроки действия, формы утверждения и согласования плановых (программных) и прогнозных документов муниципальных образований Сибирского федерального округа.
Так, на уровне муниципального района (городского округа) принято целесообразным и предложено органам местного самоуправления сформировать:
1. Концепцию развития муниципального района (на 10 – 15 лет);
2. Приоритетные направления развития поселений (на 10 – 15 лет);
3. Комплексную
программу социально-экономического
– долгосрочный план (на 10 лет);
– среднесрочный план (на 5 лет);
– годовые планы;
– муниципальные целевые программы;
– инвестиционные бизнес-проекты.
Указанные плановые документы рекомендовано утверждать постановлениями органов представительной власти муниципального района после согласования в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На уровне городских и сельских поселений органам местного самоуправления рекомендовано сформировать и после согласования в органах исполнительной власти муниципального района утвердить постановлением Совета депутатов или решением сходов граждан:
1. Среднесрочную программу социально-экономического развития поселения (на 4 – 5 лет), определяющую приоритеты развития и точки экономического роста в каждом поселении;
2. Годовые планы.
В
связи с отсутствием в
Субъекты
Федерации округа осуществляли выбор
«пилотных» муниципалитетов
Перечень
муниципальных образований
В 15 субъектах Федерации округа выбрали по одному муниципальному району, в Читинской области – 2 муниципальных района. Кроме того, в ходе визитов полномочного представителя А.В. Квашнина в субъекты Федерации округа, было предложено расширить список и включить в качестве «пилотных» дополнительно еще несколько муниципалитетов (5 муниципальных районов и 1 сельское поселение).
Решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (протокол от 29 марта 2009 года) органам государственной власти, органам местного самоуправления выбранных муниципальных образований было рекомендовано до 1 июля 2009 года подготовить проекты комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, а также проекты среднесрочных программ развития поселений, входящих в состав «пилотных» муниципалитетов.
Точкой «отсчета» – началом действия программ – было решено принять 2008 год.
Необходимо отметить, что руководителями и специалистами органов государственной власти субъектов Федерации округа, органов местного самоуправления в кратчайшие сроки проведена значительная работа. В каждом субъекте Российской Федерации округа были определены лица, ответственные от администрации субъекта за реализацию «пилотного» проекта. То же самое было сделано и на муниципальном уровне.
С учетом полученного опыта формирования комплексных программ социально-экономического развития «пилотных» муниципальных образований необходимо до 1 сентября 2010 года разработать (актуализировать) в масштабах Сибирского федерального округа:
– среднесрочные и годовые программы социально-экономического развития городских и сельских поселений (по согласованию с органами исполнительной власти муниципальных районов);
– комплексные программы социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов (по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации);
– комплексные программы социально-экономического развития субъектов Федерации (по согласованию с Правительством Российской Федерации).
При этом плановые и прогнозные документы утверждаются постановлениями соответствующих органов представительной власти.
Условием
интеграции комплексных программ поселений
в программные документы
Федеральной правовой основой, регламентирующей разработку органами местного самоуправления документов по вопросам территориального прогнозирования, планирования и программирования на текущий период, являются:
Однако, как показала практика, для обеспечения единообразного и системного подхода к территориальному планированию и прогнозированию, как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований, этих документов явно недостаточно.
Так,
например, из Федерального закона Российской
Федерации от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О
государственном