Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     3) Наиболее уязвимыми, с точки  зрения достижения консенсуса  интересов населения, бизнеса  и власти, являются административный  и технократический методы работы над стратегическими документами, при которых плановые работы выполняются келейно, а среди разработчиков доминирует представление о концепции и стратегическом территориальном плане, как о документах либо сугубо административного, либо научного характера. Такие методы работы властных структур в настоящее время сообществом не воспринимаются и не могут быть рекомендованы в практической деятельности.

     Согласно  пункту 3 части 2 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект планов и программ должен выноситься на публичные слушания. Поэтому обязательным условием завершения данного раздела прогнозно-аналитических работ является широкое обсуждение концепции с местным сообществом и ее утверждение органами представительной власти муниципального района, городского округа, поселения. Перед утверждением концепции ее основные положения должны быть согласованы в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которой находится муниципаль_ос образование.

     Этим, с одной стороны, обеспечивается разработка концепции развития муниципальных  образований в логике концепции  субъектов Российской Федерации. С  другой стороны, таким образом, достигается  легитимность реализации выдвинутых стратегических идей развития муниципального образования на период, превышающий сроки действия полномочий его органов исполнительной и представительной власти. А, с третьей стороны, создаются административные предпосылки соблюдения вновь избираемыми и назначаемыми руководителями органов местного самоуправления выбранного стратегического курса.

     При разработке концепции следует, помимо целеполагания, особое внимание уделить  первому разделу «Стартовые условия  и оценка исходной социально-экономической ситуации». Каждый из параграфов данного раздела должен занимать не более полутора – двух листов и состоять из трех пунктов:

     – текущая ситуация на момент разработки концепции в той или иной сфере экономики или социальной жизни муниципального образования;

     – проблемы и ограничения развития отрасли, сферы социума;

     – потенциал развития муниципального образования.

     Однако  формулирование каждого из параграфов требует от разработчиков достаточно хорошего знания обобщаемых материалов и высокого профессионализма.

     Разработка  стратегического плана социально-экономического развития муниципальных образований (городского округа)

     Данный  раздел комплексной программы социально-экономического развития рекомендуется выполнять  для муниципальных образований  на уровне крупных городских округов и крупных городских поселений.

     Стратегический  план социально-экономического развития муниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации концепции развития муниципального образования. В связи с этим, отправным пунктом разработки стратегического плана является система согласованных приоритетов, развития муниципального образования, определяющих его стратегический выбор и содержащая, пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долговременных стратегических целей и задач, решение которых должно обеспечивать реализацию выбранных стратегических приоритетов.

     Обязательным  условием начала работ на каждом этапе  формирования комплексной программы  социально-экономического развития муниципального образования является актуализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах, и уточнение информационной модели текущего облика территории. Особое внимание на этапе разработки стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования следует уделить вновь возникшим факторам воздействия со стороны внешней среды на муниципальное образование, как открытую экономическую систему.

     К таким факторам могут относиться: изменившаяся конъюнктура внутреннего  и внешнего рынка, вновь вышедшие или вступившие в силу федеральные и региональные законы, федеральные и региональные целевые программы, Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, определяющие политику страны в промышленности, агропромышленном комплексе, финансовом, социальном, инвестиционном секторах, и т.д.

     Отличительной чертой стратегического плана по сравнению с долгосрочным является его направленность только на самое  главное – обеспечение реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципального образования как основной предпосылки его устойчивого развития в конкурентной среде. Он должен касаться только тех хозяйствующих субъектов, отраслей, кластеров, сфер социума, которые могут иметь определяющее значение для достижения поставленной концепцией стратегической цели.

     Если  рассматривать функциональную сторону  различий между стратегическим и  долгосрочным планом, то можно сказать, что стратегический план формирует  вектор направления развития муниципального образования, а долгосрочный план формирует механизм трансформации вектора направлений в конкретные планы действий.

     В то же время необходимо учитывать, что  стратегические приоритеты, формирующие  условия устойчивого комплексного развития муниципального образования в будущем, не должны наносить ущерб текущему функционированию муниципального хозяйства и социальной сферы городского округа, муниципального района и входящих в него поселений.

     Перечисленные выше условия и определяют в основном структуру стратегического плана муниципального образования. Как правило, он должен состоять из трех разделов.

     Первый  раздел включает в себя заключительную часть концепции развития муниципального образования, т.е. систему согласованных  приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долговременных целей и задач, а также актуализированный анализ текущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования.

     Второй  раздел содержит базовые сценарии реализации стратегических приоритетов муниципального образования, их технико-экономическое  сравнение и выбор сценария, обеспечивающего  наибольшую вероятность реализации стратегических целей и задач. Основными требованиями к формированию сценариев, как нам представляется, должно являться:

     – принципиальное отличие вариантов  сценария друг от друга;

     – отсутствие противоречий стратегическим интересам субъекта Российской Федерации  и государства в целом;

     – минимизация использования бюджетных ресурсов (так как бюджет, прежде всего, является гарантом финансирования предметов ведения местного значения) и максимизации иных ресурсов, как внутренних, так и внешних, на всех временных периодах реализации стратегических приоритетов муниципального образования;

     – наличие вариантов устойчивого  материального обеспечения реализации сценариев;

     – обоснованность траекторий развития событий  при тех или иных условиях финансирования локальных стратегических целей;

     – согласованность со стратегическими интересами субъектов территориального планирования и управления.

     Третий  раздел стратегического плана должен содержать механизм реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов  развития муниципального образования, в том числе:

     – перечень нормативно-правовых актов, которые  необходимо разработать и принять  для правового обеспечения выбранной  траектории развития событий;

     – принципы, формы, методы и инструменты  управленческого воздействия на процесс реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;

     – этапы реализации сценария;

     – размеры и состав ресурсов, необходимых  для реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов  развития муниципального образования;

     – предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюджетов всех уровней;

     – основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования в рамках мониторинга реализации комплексного плана его социально-экономического развития.

     Формирование  плановых документов (комплексных программ) социально-экономического развития муниципального образования

     Плановая  составляющая комплексной программы  сформировалась в виде трех взаимосвязанных документов:

     – текущий (годовой) план;

     – среднесрочный план (5 лет);

     – долгосрочный план (10 лет).

     Рассмотрим  методологию на примере Ангарского муниципального образования. Из всего выше сказанного следует, что в срок до 1 сентября 2010 года необходимо разработать комплексную программу социально-экономического развития.

     Комплексная программа социально-экономического развития Ангарского муниципального образования должна состоять из следующих составных частей:

     - концепции социально- экономического  развития района;

     - приоритетных направлений развития поселений;

     - долгосрочного плана;

     - среднесрочного плана;

     - годовых планов;

     - муниципальных целевых программ;

     - муниципальных инвестиционных бизнес - проектов.

     Для начала разработки программы и планов социально-экономического развития Ангарского муниципального образования необходимо провести оценку исходной социально – экономической ситуации данного муниципального образования.

 

     ГЛАВА 2. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     2.1 Общая характеристика  муниципального образования

 

     Ангарское муниципальное образование (далее  АМО) расположено в юго-западной наиболее освоенной и экономически развитой части Иркутской области.

     На  территории района находятся: два муниципалитета со статусом городских поселений – Ангарское и Мегетское; и два муниципалитета со статусом сельских поселений - Одинское и Савватеевское, объединяющие 11 сельских населенных пунктов.

     Границы. Ангарское муниципальное образование  граничит с Иркутским, Шелеховским и Усольским административными районами, а также Боханским районом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

     Население. Общая численность населения, проживающего на территории муниципального района, на конец 2008 года оценивается в 257,5 тыс. чел. (10,2 % жителей области), из них 245,7 тыс. чел. проживает в г. Ангарске, 8,8 тыс. чел. в п. Мегет, 3 тыс. чел. в сельской.

     Площадь территории района - 115 тыс. га, что составляет 0,15% от территории Иркутской области.

     Расстояние  от областного центра, г. Иркутска, составляет 51 км. По территории района проходят участок Транссибирская железнодорожная магистраль, автомобильная дорога федерального значения Иркутск–Красноярск, нефтепровод Омск–Ангарск и этиленопровод Ангарск–Саянск.

     Центром района является город Ангарск. История города началась в 30-годы, когда в междуречье Ангары и Китоя была выбрана площадка для строительства комбината жидкого топлива. Основное строительство комбината, являющегося сегодня крупнейшим предприятием Восточной Сибири по переработке и выпуску нефтепродуктов, началось в послевоенный период. Появившись как рабочий поселок строителей комбината, Ангарск постоянно рос и в 1953 был преобразован в город областного подчинения. В 1993 году из части территории Иркутского и Уссольского районов было образован Ангарский административный район, подчиненный администрации Ангарска и вошедший вместе с городом в состав Ангарского муниципального образования.

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования