Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа
Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.
3) Наиболее уязвимыми, с точки зрения достижения консенсуса интересов населения, бизнеса и власти, являются административный и технократический методы работы над стратегическими документами, при которых плановые работы выполняются келейно, а среди разработчиков доминирует представление о концепции и стратегическом территориальном плане, как о документах либо сугубо административного, либо научного характера. Такие методы работы властных структур в настоящее время сообществом не воспринимаются и не могут быть рекомендованы в практической деятельности.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект планов и программ должен выноситься на публичные слушания. Поэтому обязательным условием завершения данного раздела прогнозно-аналитических работ является широкое обсуждение концепции с местным сообществом и ее утверждение органами представительной власти муниципального района, городского округа, поселения. Перед утверждением концепции ее основные положения должны быть согласованы в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которой находится муниципаль_ос образование.
Этим, с одной стороны, обеспечивается разработка концепции развития муниципальных образований в логике концепции субъектов Российской Федерации. С другой стороны, таким образом, достигается легитимность реализации выдвинутых стратегических идей развития муниципального образования на период, превышающий сроки действия полномочий его органов исполнительной и представительной власти. А, с третьей стороны, создаются административные предпосылки соблюдения вновь избираемыми и назначаемыми руководителями органов местного самоуправления выбранного стратегического курса.
При разработке концепции следует, помимо целеполагания, особое внимание уделить первому разделу «Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации». Каждый из параграфов данного раздела должен занимать не более полутора – двух листов и состоять из трех пунктов:
– текущая ситуация на момент разработки концепции в той или иной сфере экономики или социальной жизни муниципального образования;
– проблемы и ограничения развития отрасли, сферы социума;
– потенциал развития муниципального образования.
Однако формулирование каждого из параграфов требует от разработчиков достаточно хорошего знания обобщаемых материалов и высокого профессионализма.
Разработка
стратегического плана
Данный
раздел комплексной программы
Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации концепции развития муниципального образования. В связи с этим, отправным пунктом разработки стратегического плана является система согласованных приоритетов, развития муниципального образования, определяющих его стратегический выбор и содержащая, пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долговременных стратегических целей и задач, решение которых должно обеспечивать реализацию выбранных стратегических приоритетов.
Обязательным условием начала работ на каждом этапе формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования является актуализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах, и уточнение информационной модели текущего облика территории. Особое внимание на этапе разработки стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования следует уделить вновь возникшим факторам воздействия со стороны внешней среды на муниципальное образование, как открытую экономическую систему.
К таким факторам могут относиться: изменившаяся конъюнктура внутреннего и внешнего рынка, вновь вышедшие или вступившие в силу федеральные и региональные законы, федеральные и региональные целевые программы, Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, определяющие политику страны в промышленности, агропромышленном комплексе, финансовом, социальном, инвестиционном секторах, и т.д.
Отличительной
чертой стратегического плана по
сравнению с долгосрочным является
его направленность только на самое
главное – обеспечение
Если рассматривать функциональную сторону различий между стратегическим и долгосрочным планом, то можно сказать, что стратегический план формирует вектор направления развития муниципального образования, а долгосрочный план формирует механизм трансформации вектора направлений в конкретные планы действий.
В
то же время необходимо учитывать, что
стратегические приоритеты, формирующие
условия устойчивого
Перечисленные выше условия и определяют в основном структуру стратегического плана муниципального образования. Как правило, он должен состоять из трех разделов.
Первый раздел включает в себя заключительную часть концепции развития муниципального образования, т.е. систему согласованных приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долговременных целей и задач, а также актуализированный анализ текущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования.
Второй раздел содержит базовые сценарии реализации стратегических приоритетов муниципального образования, их технико-экономическое сравнение и выбор сценария, обеспечивающего наибольшую вероятность реализации стратегических целей и задач. Основными требованиями к формированию сценариев, как нам представляется, должно являться:
– принципиальное отличие вариантов сценария друг от друга;
– отсутствие противоречий стратегическим интересам субъекта Российской Федерации и государства в целом;
– минимизация использования бюджетных ресурсов (так как бюджет, прежде всего, является гарантом финансирования предметов ведения местного значения) и максимизации иных ресурсов, как внутренних, так и внешних, на всех временных периодах реализации стратегических приоритетов муниципального образования;
–
наличие вариантов устойчивого
материального обеспечения
– обоснованность траекторий развития событий при тех или иных условиях финансирования локальных стратегических целей;
– согласованность со стратегическими интересами субъектов территориального планирования и управления.
Третий раздел стратегического плана должен содержать механизм реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе:
–
перечень нормативно-правовых актов, которые
необходимо разработать и принять
для правового обеспечения
– принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;
– этапы реализации сценария;
– размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;
– предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюджетов всех уровней;
– основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования в рамках мониторинга реализации комплексного плана его социально-экономического развития.
Формирование плановых документов (комплексных программ) социально-экономического развития муниципального образования
Плановая составляющая комплексной программы сформировалась в виде трех взаимосвязанных документов:
– текущий (годовой) план;
– среднесрочный план (5 лет);
– долгосрочный план (10 лет).
Рассмотрим методологию на примере Ангарского муниципального образования. Из всего выше сказанного следует, что в срок до 1 сентября 2010 года необходимо разработать комплексную программу социально-экономического развития.
Комплексная
программа социально-
-
концепции социально-
- приоритетных направлений развития поселений;
- долгосрочного плана;
- среднесрочного плана;
- годовых планов;
- муниципальных целевых программ;
-
муниципальных инвестиционных
Для начала разработки программы и планов социально-экономического развития Ангарского муниципального образования необходимо провести оценку исходной социально – экономической ситуации данного муниципального образования.
ГЛАВА 2. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ангарское муниципальное образование (далее АМО) расположено в юго-западной наиболее освоенной и экономически развитой части Иркутской области.
На территории района находятся: два муниципалитета со статусом городских поселений – Ангарское и Мегетское; и два муниципалитета со статусом сельских поселений - Одинское и Савватеевское, объединяющие 11 сельских населенных пунктов.
Границы.
Ангарское муниципальное
Население. Общая численность населения, проживающего на территории муниципального района, на конец 2008 года оценивается в 257,5 тыс. чел. (10,2 % жителей области), из них 245,7 тыс. чел. проживает в г. Ангарске, 8,8 тыс. чел. в п. Мегет, 3 тыс. чел. в сельской.
Площадь территории района - 115 тыс. га, что составляет 0,15% от территории Иркутской области.
Расстояние от областного центра, г. Иркутска, составляет 51 км. По территории района проходят участок Транссибирская железнодорожная магистраль, автомобильная дорога федерального значения Иркутск–Красноярск, нефтепровод Омск–Ангарск и этиленопровод Ангарск–Саянск.
Центром района является город Ангарск. История города началась в 30-годы, когда в междуречье Ангары и Китоя была выбрана площадка для строительства комбината жидкого топлива. Основное строительство комбината, являющегося сегодня крупнейшим предприятием Восточной Сибири по переработке и выпуску нефтепродуктов, началось в послевоенный период. Появившись как рабочий поселок строителей комбината, Ангарск постоянно рос и в 1953 был преобразован в город областного подчинения. В 1993 году из части территории Иркутского и Уссольского районов было образован Ангарский административный район, подчиненный администрации Ангарска и вошедший вместе с городом в состав Ангарского муниципального образования.