Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа
Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.
При
проведении структурно-функционального
анализа социально-
– уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;
– динамика
развития ведущих секторов экономики
муниципального образования за последние
3 – 5 лет (выявляются градообразующие
хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих
субъектов, объединенные общими производственно-
– обеспеченность реального сектора экономики, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;
– инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал;
–
научно-инновационная
– состояние финансово-бюджетной сферы;
– состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании, обеспеченность ею по социальным нормам;
– уровень жизни и социальной защиты населения муниципального образования;
– уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение.
С
помощью количественного и
Алгоритм
структурно-функционального
Для
более четкого понимания
Обобщенные материалы данного этапа работ являются базой для разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования.
Разработка
концепции социально-
муниципальных образований
На этапе разработки концепции развития муниципального образования, прежде всего, должна быть сформирована согласованная система идей и взглядов власти, бизнеса и населения о стратегических целях и приоритетных направлениях социально-экономического развития городского округа.
Рис.
1.2 - Алгоритм структурно-функционального
анализа социально-экономического положения
муниципального образования
муниципального района, входящих в него поселений, а также этапах реализации намеченных целей и задач.
Алгоритм
формирования концепции социально-
Данный этап прогнозных работ является одним из самых сложных, так как он фактически определяет успех всего процесса территориального планирования. Ошибка в формулировании основных стратегических идей развития муниципального образования, отсутствие формализованного консенсуса интересов населения, бизнес-структур и органов власти в отношении основных стратегических целей и приоритетов развития района, города делают все последующие этапы планирования неэффективными.
Основная задача концепции – четкое формулирование миссии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени.
Конкретный период, который охватывает концепция муниципального образования, может быть различным, но он должен быть не менее 15 лет, т.е. не менее трех среднесрочных периодов планирования и не более 20 лет, т.е. не более периода действия стратегии субъекта Российской Федерации.
Анализ теории и практики территориального планирования позволяет выделить пять основных групп стратегических целей, реализация которых позволяет обеспечить устойчивое развитие муниципального образования как на уровне муниципального района, городского округа, так и на уровне городского, сельского поселения.
Первая группа стратегических целей касается роста благосостояния жителей муниципального образования.
Вторая группа стратегических целей обеспечивает рост экономического потенциала муниципального образования.
Третья группа стратегических целей формирует муниципальную политику в сфере повышения образовательного, научного, культурного и духовного потенциала.
Четвертая группа стратегических целей касается обеспечения безопасности жизни в муниципальном образовании.
Пятая группа стратегических целей касается улучшения качества среды обитания населения муниципального образования.
Стратегические цели и задачи могут формироваться как для муниципального района, городского округа в целом в рамках единой концепции развития муниципального образования первого уровня, так и для отдельных городских, сельских поселений и градообразующих хозяйствующих субъектов (по согласованию с ними).
Изучение нарождающейся практики планирования муниципальных образований на уровне вновь образованных небольших сельских поселений выявило тенденцию заимствования ими форм и методов комплексного планирования и управления, присущих крупным социальным и экономическим системам. Этому способствует ряд системных заблуждений. Наиболее распространенным, например, является мнение ряда специалистов регионального и районного уровня о необходимости стандартизации целеполагания. Именно поэтому мы видим в плановых и программных документах многих поселений в 150 – 300 дворов формулировки целей, повторяющие цели районного и регионального уровней. Например, «повысить качество жизни», «улучшить благосостояние и продолжительность жизни населения», «увеличить объемы производства» в тех или иных отраслях и т.д.
Между тем предметы ведения местного самоуправления достаточно четко прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В своей основе это вопросы текущего жизнеобеспечения.
При определении целей необходимо руководствоваться следующими критериями:
– цели должны соответствовать области компетенции субъекта планирования;
– достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего, – с помощью количественных индикаторов;
– наличие четкой связи цели с основной деятельностью субъекта планирования.
Субъект планирования должен формулировать свои цели применительно лишь к тем целям стратегического развития страны и субъекта Российской Федерации, в составе которого он находится и которые имеют прямое отношение к вопросам его ведения.
В связи с этим в ходе формирования системы целей муниципального образования необходимо провести анализ ее взаимосвязей с системой целей развития региона и страны и на качественном уровне охарактеризовать вклад реализации целей муниципального образования в их достижение.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
– специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
– терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
– указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
– описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей местного сообщества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (т.е. подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности субъекта бюджетного планирования – при формировании тактических задач, подготовке бюджетных целевых программ, инвестиционных бизнес-проектов.
Очевидно,
что при ограниченных ресурсах муниципального
образования, даже за счет значительного
притока внешних инвестиций, реализовать
все перечисленные
В связи с этим успех последующих этапов территориального планирования и прогнозирования во многом зависит, наряду с правильностью выбора стратегических приоритетов развития муниципального района или городского округа, прежде всего от объективной оценки возможностей их реализации в плановый период.
Поэтому, помимо аналитики, данный этап должен предусматривать значительный объем исследовательской и экспертной деятельности. Как правило, из суммы возможных стратегических целей в большинстве случаев останавливаются на одной главной и трех – пяти локальных первоочередных целях и задачах, реализация которых обеспечивается ресурсным потенциалом и может дать наибольший экономический и социальный эффект.
Общий алгоритм формирования системы согласованных приоритетов развития муниципального образования, определяющих стратегический выбор муниципального образования, приведен на рисунке 1.3.
Реализация поставленных стратегических целей и задач не возможна без консолидации финансовых, материальных и трудовых ресурсов всех субъектов территориального планирования и управления.
Это требует на этапе формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования от разработчиков определения допустимых размеров собственных ресурсов населения, бизнес-структур, расположенных на территории муниципального образования, которые они готовы вложить в реализацию концепции. Данная задача достаточно сложна в реалииции, однако практика показывает, что без ее решения достичь положительного результата так же почти невозможно.
Опыт территориального планирования предлагает как минимум три метода решения этой проблемы.
1)
Демократический – заключается
в вовлечении с самого начала
работы над стратегическим
Рис.
1.3 - Алгоритм формирования системы согласованных
приоритетов развития муниципального
образования, определяющих его стратегический
выбор
2) Прагматический метод работы над концепцией, который заключается в организации работы группы профессионалов под внешним административным и депутатским контролем и интенсивным освещением этапов работы в СМИ. Достижение согласия с бизнес-сообществом, различными слоями гражданского общества по стратегическим целям, задачам и путям социально-экономического развития муниципального образования осуществляется в этом случае путем проведения значительного количества двухсторонних и многосторонних рабочих совещаний, заседаний с представителями различных общественных и корпоративных сообществ, на которые разработчиками выносятся два и более вариантов стратегических решений. Таким образом, в отличие от демократического, прагматический метод предусматривает достижение консенсуса интересов всех субъектов территориального планирования и управления не на стадии всего периода работы, а только на стадии принятия решения по концептуальным вопросам развития муниципального образования.