Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)
 

     Организация торговли.

     В 2008 году сеть предприятий торговли увеличилась на 13 %. По состоянию на 01.01.2009г. она насчитывает:

     - 498 предприятий стационарной торговой сети, в том числе 5 супермаркетов,

     - 694 предприятия мелкорозничной сети,

     - 9 рынков,

     - 10 «зеленых рынков». 

     На 9 действующих рынках предоставляются места селянам для торговли излишками сельскохозяйственной продукции с приусадебных участков. За отчетный год в местный бюджет за предоставление мест поступило 496 тыс. рублей.

     В августе-сентябре 2008 года проведен «Школьный базар».

     Организация общественного питания.

     Сеть  предприятий общественного питания  на отчетную дату составляет - 274 предприятия на 22627 посадочных мест, за отчетный год увеличение составило 11%.

     Организация бытового обслуживания.

     Оказание  бытовых услуг населению в  Ангарском муниципальном образовании  в 2008 году осуществлялось 623 предприятиями (в 2007 году - 456), в том числе в сельской местности - 8. За год сеть бытового обслуживания увеличилась на 167 предприятий (на 14%).

     В сельской местности предприятия  бытового обслуживания представлены:

     - в п. Мегет 6 парикмахерскими,  фотосалоном, компьютерным клубом. Мастерские по ремонту обуви закрылись из-за недостаточного объема работы;

     - п. с. Савватеевка ателье по пошиву и ремонту одежды, парикмахерской.

     В с. Одинск нет предприятий службы быта.

     Востребованный  населением объем работ мал.

     Решить  проблему обеспечения населения всеми видами бытовых услуг возможно открытием комплексных приемных

     2.4 Анализ исходной социально-экономической ситуации и предпосылок развития муниципального образования

 

     Внешние условия развития муниципального образования

     Внешние риски

  1. Возможное противодействие и/или неопределенность в отношении реализации ряда перспективных направлений развития муниципального образования, а именно:
  • получение статуса городского округа;
  • создание агломерации;
  • создание особой экономической зоны;
  • строительство аэропорта.
  1. Формирование в России модели рынка, предполагающей слияние интересов государства и крупных корпораций, как фактор монополизации экономики (ситуация вокруг ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»);
  1. Изменения в федеральном и региональном законодательстве, в том числе, налоговом;
  2. Колебания внешнеэкономической конъюнктуры вследствие процессов глобализации, интеграции и специализации, обострения конкурентной борьбы за ресурсы и сбыт на внутрироссийских и мировых рынках.

     Благоприятные внешние условия

  1. Стабилизация политического и социального положения в России и в муниципальном образовании;
  2. Улучшение правовой и институциональной среды в России и Иркутской области в благоприятную для инвестирования сторону;
  3. Реализация крупных проектов на территории Иркутской области.

     Перспективы развития Ангарского района основываются как на использовании ресурсов развития и благоприятных возможностей, так  и на выявлении и преодолении  неблагоприятных тенденций.

     Свод основных проблем и путей их решения в целом по району представлены в таблице 2.12. 

     Таблица 2.12 - Свод основных проблем и путей их решения в целом по району

Наименование  проблемы Пути  решения
1. Низкая эффективность сельскохозяйственного производства  
Строительство помещений для содержании скота

Закупка племенного молодняка

Улучшение материальной базы образовательных  учреждений, готовящих специалистов для села

Расширение  мощностей по переработки сельхозпродукции

2. Низкий уровень благоустройства  территории и жилищного фонда Реконструкция производственных мощностей коммунальной инфраструктуры

Развитие  автодорожной сети

Телефонизация поселков района

Строительство защитных сооружений для предотвращения угрозы паводкового затопления территории муниципалитетов

Строительство нового жилья с использованием средств  федеральных и областных программ

Создание  полигонов и перерабатывающих мощностей  по утилизации ТБО

3. Низкий уровень жизни населения Создание новых  высокооплачиваемых рабочих мест, путем:

-создание  Особой экономической зоны 

-строительство  нового аэропорта

-развитие  туристического потенциала территории 

4.Естественная  убыль населения Реализация  программы «Совершенствование системы  здравоохранения на территории АМО  на 2009-2010гг.». Организация службы репродуктивного здоровья для детей и подростков.
5. Устойчивый рост доли граждан старше трудоспособного возраста в общем составе населения Стимулирование  притоков в город мигрантов из других районов области, субъектов  РФ и зарубежных стран.
6. Слабая диверсифицированность экономической  базы, высокая зависимость экономики от градообразующих предприятий Организация особой экономической зоны - размещение до 20 предприятий новой направленности, в том числе строительство  аэропорта, пивоваренного завода компанией «САН Интербрю» (мощностью первого этапа до 2,2 млн. гектолитров пива в год) , мусороперерабатывающего завода, кирпичного завода, завода по сборке техники.

Реализация  программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Ангарске на 2010 год»

7. Высокая степень износа основных  фондов ОАО АНХК. Строительство установки по производству метилтертбутилового эфира (МТБЭ) мощностью до 6000 тонн в год. Реконструкция производства серной кислоты

ФГУП  АЭХК. На базе предприятия будет  создан Международный центр по обогащению урана (МЦОУ).

ОАО «Ангарскцемент». Запуск в работу нового упаковочного комплекса, замена электрофильтров.

8. Дефицит кадров и низкий уровень  квалификации предложений на  рынке труда Создание системы  целевой подготовки специалистов совместно  с учебными заведениями и предприятиями, содействие интеграции учреждений начальной профессиональной подготовки и вузов, создание благоприятных условий для проживания в Ангарске, повышение оплаты труда работникам предприятий через систему партнерства с работодателями
9. Низкий объем инвестиций в  основной капитал на душу населения Приток инвестиций при организации

особой  экономической зоны

10. Низкий уровень ввода жилья на душу населения Освоение новых  площадок для строительства жилья. Использование отечественного и  зарубежного опыта по снижению себестоимости возводимого жилья. Реализация городских целевых программ по строительству и приобретению жилья
11. Высокий уровень уличной и  молодежной преступности Повышение безопасности городской среды: освещение улиц, повышение защищенности подъездов, придомовых территорий, активизация форм самоорганизации граждан для охраны правопорядка.

Реализация  программ «Молодежь Ангарска» на 2010 год, «Развитие дворового спорта в городе Ангарске на 2010 год»,

12. Наличие ветхого и аварийного  жилья Реализация  городской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ангарске на период до 2010 года»
13. Изношенность объектов социально-культурной  сферы и инженерной инфраструктуры  города 1.ФАИП.

1.1.Городской  родильный дом (блок «Г») (строительство), г.Ангарск.

1.2.Зимний  дворец спорта «Ермак» (реконструкция), г.Ангарск.

2.Программы  области.

2.1.Реконструкция  детского сада № 15 под реабилитационный  центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Берегиня», г. Ангарск.

2.2.Реконструкция здания под Центр социальной помощи семье и детям, г. Ангарск

3.Быстровозводимые  спортивные объекты в образовательных  учреждениях по Федеральной целевой  программе «Развитие физической  культуры и спорта в Российской  Федерации на 2009-2015 годы»

3.1.Стадион-площадка  КДЮШОР «Ангара» г. Ангарск,  ул. Ворощилова, 2

3.2.Стадион-площадка  ДЮШОР «Сибиряк» г. Ангарск,  ул. Горького, 36

3.3.Стадион-площадка  КДЮШОР «Ермак» г. Ангарск,  ул. Энгельса, 3 а

3.4.Стадион-площадка  г. Ангарск (ШВСМ)

3.5.Многофункциональный зал с плавательным бассейном г. Ангарск (строящаяся СОШ)

4.Быстровозводимые  спортивные центры по месту  жительства по Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2009-2015 годы»

4.1.Спортивный  центр с универсальным игровым залом и плавательным бассейном г. Ангарск, 30 микрорайон

4.2.Спортивный  центр с универсальным игровым  залом г. Ангарск, 33 микрорайон

14. Высокая степень износа подвижного  состава транспорта, % износа Разработка  и реализация программы «Развитие транспортного обслуживания на территории города Ангарска на 2010 год»
 

     Комплексного  анализ Ангарского муниципального образования  позволил углубиться в изучаемую  среду данного муниципального образования: выявить основные проблемы и пути их решения, а также рассмотреть его особенности.

     Наиболее  сильные позиции  территории:

  1. Территория Ангарского муниципального образования имеет развитую транспортную и инженерную инфраструктуру и примыкает к узловым элементам транспортной системы Иркутской области. Все это делает ее наиболее подходящей для формирования особых условий хозяйствования.

     Ангарск, как и другие крупные города Иркутской  области, обладает одной из лучших в  России телекоммуникационной инфрастуктурой, включающей в себя магистральные  цифровые сети и скоростные региональные цифровые каналы связи.

     2.Жилищный  фонд в Ангарске имеет высокий  уровень благоустройства. Благодаря  внедрению рыночных механизмов  комплекс отраслей жилищно-коммунального  хозяйства в целом удовлетворительно  выполняет возложенные на него функции.

     3. Наличие площадей по жилищную  застройку в п. Мегет. В настоящее  время уже подписано постановление  о резервировании земель общей  площадью около 2 тыс. га. под  жилую застройку котеджного типа.

     4.Так  же подписано постановление о  резервировании земельного участка общей площадью около 1 тыс. га. под строительство логистического центра на территории Савватеевского муниципального образования (в районе пади Белая).

     5.Ангарское  муниципальное образование входит  в единую систему электроснабжения Иркутской области (Братская, Иркутская и Усть-Илимская ГЭС), в которой не наблюдается недостатка в электроэнергии. У нас нет проблем с электро- и теплоснабжением. Аварий с перерывами подачи тепловой энергии в период прохождения максимума отопительной нагрузки не было.

     6.Ежегодно  товаропроизводители Ангарского  муниципального образования участвуют  в конкурсе «Сто лучших товаров  России» и каждый год становятся  лауреатами и дипломантами этого  престижного состязания.

     7.В  последние годы в Ангарском  муниципальном образовании отмечается положительная динамика основных индикаторов социально-экономического развития: рост объемов розничного товарооборота, доходов населения, объемов сельского хозяйства, улучшение финансовых показателей деятельности организаций, снижение задолженности по выплате заработной платы.

     Наиболее  слабые позиции территории:

     1. Высокая степень износа основных фондов, объектов социально-культурной сферы и инженерной инфраструктуры (50% и более), технологическое отставание технических средств. Наличие ветхого и аварийного жилья в особенности на территориях сельских поселений.

     2. Обеспеченность жильем по району  составляет 19,2 кв. м жилой площади  на 1 человека, что ниже, чем в среднем  по области.

     3. Высокий уровень уличной преступности  в г. Ангарске, которому способствует наличие граждан без определенного места жительства, беспризорность детей, наркомания и алкоголизация населения.

     4. Неоднородность территории, т.е. наблюдается большое различие между городом и сельскими поселениями. В частности, это характерно для телекоммуникационной инфраструктуры района, так в населенных пунктах Савватеевского и Одинского муниципальных образований практически отсутствуют качественные линии связи и современные пользовательские программно-технические средства.

     5. Для Ангарска характерна высокая  степень загрязнения окружающей  среды. По объему атмосферного  загрязнения город всегда являлся  лидером в области, хотя суммарные  выбросы за 5 лет уменьшились в  1,8 раза.

     По  суммарным сбросам сточных вод  Ангарск находится на втором месте после Братска, однако по сбросу вод без очистки он лидирует среди других городов области, является главным загрязнителем поверхностных вод в Приангарье.

     6. Неэффективность сельскохозяйственного производства, которое выражается в низкой эффективности животноводства, а также в отсутствии рынка сбыта сельхозпродукции.

 

     ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     3.1 Группировка основных  проблем и возможных  путей их решения в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов

 

     На  основании анализа складывающихся тенденций социально-экономического развития территории Южно-Иркутского экономического узла и опубликованных стратегических проектов крупных промышленных корпораций можно выделить следующие ключевые векторы развития Ангарска.

     1. Сохранение и расширение роли Ангарска как промышленного центра со специализацией в химической и нефтехимической отраслях, в первую очередь, за счет расширения возможностей и глубины переработки нефти и газа.

     Вектор  обусловлен наличием проектов строительства  газо- и нефтепроводов через Ангарск, обустроенной промплощадки на АНХК, квалифицированных  кадров в городе и возрастающим спросом  на продукты нефте- и газопереработки  на территории Восточной Сибири, Дальнего Востока и соседних стран.

     2. Расширение роли Ангарска как  центра производства строительных  материалов и конструкций, ориентированного  на региональный рынок, использующего  инновационные возможности производства  новых строительных материалов, с использованием продуктов нефтехимических производств.

     Вектор  обусловлен увеличивающемся спросом  на цемент и другие стройматериалы в регионе и прогнозируемым строительным «бумом», связанным с реализацией  национальных проектов, проектов крупных корпораций и проектов развития городов Южно-Иркутского узла.

     3. Сохранение и расширение роли  Ангарска как центра по переработке  ядерного топлива и мирных  атомных технологий.

     Вектор  обусловлен принятием стратегии  развития атомной отрасли и электроэнергетики, предусматривающей увеличение доли АЭС в энергетическом балансе страны и масштабное строительство и ввод в эксплуатацию новых энергоблоков как в России, так и в зарубежных странах, а также создание на базе АЭХК Международного центра по обогащению урана.

     4. Усиление экономической, культурной и транспортной интеграции с Иркутском и Шелеховом при сохранении высоких сложившихся стандартов качества жизни и городе.

     Вектор  обусловлен лидирующим положением Ангарска по качеству жизни, интенсивности культурных и общественных процессов в городе. Сегодня Ангарск существенно выделяется в лучшую сторону среди городов Иркутской области по качеству городской среды, уровню благоустройства, количеству и качеству культурных, спортивных и иных событий, делающих общественную жизнь в городе интересной и интенсивной. Сложившееся сообщество некоммерческих организаций и инициативных групп при поддержке администрации транслирует положительную энергию и позитивный заряд, исходящие от местного сообщества.

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования