Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     Сегодня Ангарск – это третий по величине город Иркутской области. По социально-экономическому потенциалу Ангарск занимает одно из ведущих мест в экономике Иркутской области. На его долю приходится 9,7% промышленной продукции. По итогам 2008 года Ангарск признан самым благоустроенным городом России.

     Природные ресурсы

     Земельные ресурсы муниципального образования невелики. Общая площадь территории – 115 тыс. га, из них город Ангарск занимает 21 тыс. га (18,3%), другие населенные пункты – 2 тыс. га (1,7%), объекты промышленности, транспорта и связи – 5 тыс. га (4,3%), для оборонных целей и космического обеспечения отведено 13 тыс. га (11,3%). Структура земельного фонда Ангарского муниципального образования представлена на рис. 2.1. 

     

     Рис. 2.1 - Структура земельного фонда Ангарского муниципального образования

 

      На земли сельскохозяйственного назначения приходится около 12% всей площади муниципального образования, на земли лесного фонда – чуть более половины.

     Лесные ресурсы. Суммарные запасы древесины в пределах Ангарского муниципального образования оцениваются в 6,0 млн м3, в том числе хвойных пород – 2,9 млн м3 (48,3%). Преобладающей породой является сосна.

     Эксплуатационные  запасы сравнительно небольшие и  составляют всего 0,8 млн м3, в том числе хвойных пород – 0,3 млн м3. Это связано с тем, что в районе расположены леса I и II группы. Кроме того, с начала 1930-х годов леса интенсивно эксплуатировались с вывозкой древесины для сплава по реке Китой и ее притокам – рекам Ода, Тойсук, Черемшанка и Жидой. Поставка осуществлялась на рейд Китойской ЛПБ.– 80,5 %.

     Минеральные ресурсы. В пределах района разведано 6 месторождений естественных строительных материалов, из которых эксплуатируется только два. Оба находятся в русле Ангары, где ежегодно добывается песчано-гравийный материал в объеме 400–500 тыс. м3. Сырье используется для строительства дорог и производства бетонов различных марок.

     Кроме того, сырьевую базу строительства  составляют еще несколько неиспользуемых пока месторождений, находящихся в  государственном и областном  резерве. Одно содержит глины для  производства цемента, другие – гравийно-песчаный материал и легкоплавкие глины, пригодные для производства кирпича. Вследствие компактности территории района все месторождения легкодоступны для освоения.

     Водные ресурсы.

     Поверхностные воды. Практически неограниченной водообеспеченностью (устойчивый сток около 2000 м3/с) отличается прилегающая к Ангаре территория. Здесь возможна организация крупного централизованного водоснабжения из поверхностных источников и практически не лимитированное развитие любых водоемких производств (с позиции количества, а не качества водных ресурсов.).

     К зоне удовлетворительной водообеспеченности (5–15 м3/с) относится полоса вдоль реки Китой.

     Остальная часть территории характеризуется  недостаточной водообеспеченностью (менее 1 м3/с).

     Подземные воды. Острой проблемой является организация хозяйственно-питьевого водоснабжения Ангарска. Высокое загрязнение Ангары хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками Иркутска и нарушение зоны санитарной охраны городского водозабора затрудняют доведение качества ангарской воды до нормативов питьевой традиционными схемами водоочистки. Поэтому принято решение о переводе водоснабжения Ангарска на более защищенные подземные источники и в настоящее время осуществляется проработка двух основных вариантов:

     1) освоение Китойского (Чебогорского) месторождения подземных вод инфильтрационного типа;

     2) строительство инфильтрационного  водозабора на одном из островов  Ангары.

     Среднегодовой дебет подземных вод оценивается  в 25 млн м3/год, минимальный объем – 16 млн м3/год. Прогнозные эксплутационные запасы – 70 тыс. м3/сут., в том числе разведанные – 10,2 тыс. м3/сут.

     Рекреационная потенциал.

     Рекреационная потенциал обусловлен в основном относительно благоприятным климатом, наличием пригодных для водноспортивного туризма рек (Ангары и Китоя) и пригодных для использования в оздоровительных целях гидроминеральных ресурсов.

     Минеральные воды, вскрытые скважиной в Ангарске, показаны для лечения заболеваний  опорно-двигательного аппарата, нервной  и сердечно-сосудистых систем, органов пищеварения. Работает ведомственный профилакторий «Родник».

     Организован разлив минеральной воды «Ангарская», рекомендуемой в качестве лечебно-столовой (в основном для профилактики и  лечения заболеваний желудочно-кишечного  тракта и обмена веществ).

     В целом рекреационный потенциал территории может быть оценен как низкий (57,6 тыс. чел.-дней в год) из-за малой площади и высокой промышленной освоенности района. Кроме того, неблагополучное состояние качества атмосферного воздуха в Ангарске требует тщательного выбора местоположения рекреационных систем кратковременного отдыха.

     Анализ  инфраструктурного  потенциала территории района

     Состояния средств коммуникации

     Ангарск, как и другие крупные города Иркутской  области, обладает одной из лучших в  России телекоммуникационной инфрастуктурой, включающей в себя магистральные цифровые сети и скоростные региональные цифровые каналы связи АО «Ростелеком», ВСЖД, АОЭиЭ «Иркутскэнерго» (АТМ–магистраль) и ОАО «Электросвязь».

     В городе работают три стандарта сотовой  связи, в т.ч. введен в коммерческую эксплуатацию стандарт GSM–900 и 1800 МГц, наиболее распространенные в странах Западной Европы и в центральных районах России.

     Смонтированы  и запущены узлы передачи данных и  доступа в Интернет. Среди крупнейших Интернет-провайдеров – ОАО «Электросвязь», Иркутскэнерго, Деловая Сеть–Иркутск, Ориент–Телеком, Голдентелеком, Глобал Один и др.

     Ангарск полностью переведен на обеспечение  связи через цифровую сеть. Перестала  существовать электромеханическая  декадно-шаговая станция «АТС–3»  на семь тысяч номеров, ее абоненты переключены на новую станцию типа EWSD. Сегодня Ангарск является одним из первых крупных городов Приангарья, который работает практически на 100% цифровых сетях. Здесь смонтировано почти 60 тыс. номеров, а не задействовано из них всего 13 тыс.

     В 2008 году Ангарский центр телекоммуникаций структурного подразделения Иркутского филиала ОАО «Сибирьтелеком» выполнял работы по дальнейшему строительству линейных сооружений и расширению станционных сооружений. Емкость станционных сооружений увеличена на 3296 номеров, в том числе установлен ПСЭ-656 на 512 номеров в микрорайоне Китой, включено 300 абонентов. По городу Ангарску проложено 11,1 км магистральных кабелей связи на 2800 пар и 11,7 км распределительных кабелей связи на 1390 пар.

     Связь между удаленными поселениями Ангарского муниципального образования и городом Ангарском осуществляется посредством радиотелефонной связи. Смонтирована радиостанция в заимке Ивановке.

     В 2008 году на 27 жилых домах установлены новые антенны для приема телевизионного сигнала.

     Вместе  с тем, для телекоммуникационной инфраструктуры Ангарского муниципального образования характерно большое  различие между уровнем развития телекоммуникаций в городе Ангарске и в сельских населенных пунктах (Савватеевского и Одинского муниципальных образований), в которых практически отсутствуют качественные линии связи и современные пользовательские программно-технические средства.

     Транспорт

     АМО расположено на важнейшем пути сообщения  Восточной Сибири – Транссибирской железнодорожной магистрали. Железная дорога электрифицированная, двухпутная. В пределах городской черты расположено 5 станций МПС, 8 станций промышленных предприятий, три пассажирские платформы, один вокзал. По территории района проходит федеральная автодорога М-53 (Иркутск-Москва) с интенсивностью движения 16012 автомобилей в сутки, городская автодорога с асфальтобетонным покрытием. В 4,5 км от города находится узловая станция Суховская, в 5,0 км – узловая станция Мегет, в 3,0 км – промышленная станция Карьер. Речной порт и гражданский аэродром находятся в областном центре Иркутске (около 45 км от Ангарска по автодороге).

     Город Ангарск расположен на р. Ангаре в  месте впадения в нее р. Китой. Отсутствие пропускных устройств в  плотинах Иркутской и Братской ГЭС  изолирует судоходство, препятствуя выходу на озеро Байкал, что в значительной степени сдерживает развитие грузовых и пассажирских перевозок.

     Пристань  Ангарск в настоящее время  эксплуатируется АУС-16. Пристань расположена  в северной части города, имеет  железобетонный причал протяженностью 300 м и 5 портальных кранов и связана железнодорожным путем со станцией Строительная. Основное назначение пристани – переработка. По данным отдела пассажирских перевозок Восточно-Сибирского речного пароходства, в г. Ангарске отсутствует пассажирское движение речного транспорта. На регулярно действующем маршруте Иркутск–Братск остановка в Ангарске на сегодняшний день отменена в связи с ничтожно малым пассажиропотоком.

     В муниципальном образовании решен  вопрос перевозки пассажиров автомобильным транспортом. К перевозкам пассажиров, кроме предприятий общественного транспорта: МУП «Трамвайное управление» и ОАО «Автоколонна 1948», привлекаются 33 предпринимателя без образования юридического лица и 64 субъектов предпринимательской деятельности по лицензиям, выданным отделением Иркутской области Российской транспортной инспекции.

     За  2008 год общественным транспортом перевезено 26,5 млн. пассажиров, в том числе трамваем 19,3 млн. чел. (72,8 %) и автобусами ОАО «Автоколонна 1948» 7,2 млн. чел. (27,2%).

     Перевозка пассажиров общественным транспортом

     По  сравнению с 2007 годом в 2,3 раза снизилась перевозка пассажиров общественным транспортом. В 2007 году и ранее учет перевозки льготной категории пассажиров осуществлялся расчетно по отраслевой методике. А с 2008 года с введением Федерального закона № 122 о монетизации льгот учет перевозки этой категории производится по факту перевозки. И населения предпочтение отдаёт маршрутному такси.

     Городской электротранспорт (МУП АМО «Ангарский трамвай») в течение 2008 года ежедневно выпускал на линию 60 трамваев по 7 маршрутам с регулярностью движения 95,3 % против 94,8 % в предыдущем году. В 2008 году за счет средств местного бюджета приобретено 2 единицы подвижного состава.

     ОАО «Автоколонна 1948» осуществляет перевозку пассажиров:

  • на городских маршрутах:

     -в  зимнее время по 9 маршрутам: в  будние дни 42 ед. автобусов, в  выходные дни 28 ед.

     -в  летнее время по 7 маршрутам: в  будние дни 38 ед., в выходные  дни 24 ед. автобусов.

  • на пригородных маршрутах:

     - в зимний период по 5 маршрутам 7 ед. автобусов,

     - в летний период в будние  дни по 21 маршрутам 32 ед., выходные дни по 21 маршруту 45 ед. автобусов.

     В 2008 году подвижной состав ОАО «Автоколонна 1948» пополнился на 31 единицу, приобретенную за собственные средства, и на 2 единицы, приобретенные за счет бюджетных средств области.

     Состояния рыночной инфраструктуры муниципального образования

     В муниципальном образовании созданы  основные элементы рыночной инфраструктуры, позволяющие осуществлять частную  предпринимательскую деятельность, привлекая для этого свободные капиталы и трудовые ресурсы.

     Финансовый  сектор представлен 14-ю банковскими  учреждениями,

     14-ю  страховыми компаниями, 6-ю фондами  и финансовыми союзами. 

     По  показателю уровня развития малого бизнеса, исчисленного как отношение количества малых предприятий на 1000 жителей, АМО отстает от среднеобластного и среднероссийского уровня. Сравнительный рейтинг АМО по малому предпринимательству представлена в таблице 2.1. 

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования