Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     3.2 Предложение по выбору стратегических приоритетов пространственного (градостроительного) развития муниципального образования

 

     В основу территориального развития АМО  будут положены следующие направления:

    • повышение эффективности использования освоенной территории, уплотнение застройки и развитие инженерной инфраструктуры ряда микрорайонов центральной, юго-западной, и восточной части города Ангарска;
    • снос ветхой и неблагоустроенной малоэтажной застройки в пределах санитарно-защитных зон, попадающей в зону затопления паводковыми водами реки Китой с вероятностью 1% и строительство нового жилья на территории поселков Байкальский, Новый-4, Цементный, Мегет, Китой, Шеститысячник;
    • освоение свободных площадок под жилищное строительство к Югу от Ангарска в направлении предполагаемого строительства нового аэропорта;
    • формирование крупных общественных комплексов вдоль Ленинградского и Ангарского проспектов, созданием на их пересечении многофункциональной общественно-деловой зоны;
    • организация промышленных и коммунально-складских территорий;
    • организация рекреационной зоны вдоль реки Китой и на острове Большой.
    • в рамках реализации проекта строительства делового центра территории, прилегающей к поселку Мегет, размещение комплекса объектов: бизнесцентр, офисные блоки, модулированный коммерческий комплекс, которому будет прилегать группа элитных жилых домов переменной этажности;
    • строительство аэродрома класса «А» в районе пади «Ключевая» на территории Савватеевского муниципального образования;
    • Развития территории особой экономической зоны в на территории Мегетского муниципального образования

 

      3.3 Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития Ангарского муниципального образования

 

     Стратегические ориентиры (основа для разработки Концепции)

     1. Развитие человеческого потенциала территории

  • достижение за 5 лет качества жизни населения успешных регионов, а за 10 лет – уровня европейских стран;
  • увеличение населения района на 10-15% в течение 5 лет с перспективой удвоения в течение 35 лет (за счет стимулирования иммиграционных процессов);
  • повышение среднего уровня доходов населения в 1,5 раза, сокращение разрыва между уровнями оплаты труда в различных отраслях экономики;
  • создание условий для роста занятости и повышения профессиональной мобильности населения;
  • опережающее развитие системы образования и технологий здравоохранения;
  • укрепление ориентации системы профессионального образования на потребности современной экономики.

     2. Формирование благоприятной среды  для жизни и работы на территории  Ангарска

  • равномерное и комплексное пространственное развитие территории Ангарска;
  • организация логистики, обеспечивающей развитие всех видов транспорта;
  • повышение уровня благоустройства городской территории и инфраструктуры жизнедеятельности граждан.

     3. Ускорение экономического роста,  создание потенциала опережающего  развития района в рамках региона

  • создание особой экономической зоны;
  • реализация крупных инновационных проектов, призванных стать точками роста экономического потенциала муниципального образования;
  • увеличение в 2,5 раза бюджетной обеспеченности на душу населения в течение 10 лет;
  • увеличение числа экспортно-ориентированных предприятий, использующих безопасные для окружающей среды современные технологии;
  • эффективное муниципальное регулирование социально-экономических процессов в районе.

     4. Встраивание Ангарска в формируемую  на юге области агломерацию

     Исторически Ангарск создавался как город  союзного подчинения. В постсоветское  время ключевые предприятия Ангарска вошли в крупные транстерриториальные объединения и сохранили свою интегрированность в общероссийские и мировые хозяйственные системы.

     Вместе  с тем, определенная «исключенность»  Ангарска из региональной системы отношений  уходит в прошлое: сегодня социальная и культурная жизнь города проходит в тесной связи с близлежащими муниципальными образованиями. Жители Ангарска ездят в Иркутск за покупками, сложными медицинскими, образовательными, культурными и бытовыми услугами, в то время как малые и средние предприятия Ангарска производят продукцию и услуги для рынков всего Иркутского промышленного узла.

     Концепция предусматривает дальнейшую экономическую  и социальную интеграцию Ангарска в  агломерацию при условии выделения  и удержания Ангарском специфической роли в складывающемся образовании. Это объективный процесс, обусловленный логикой социального, экономического и культурного развития современных городов.

     Сегодняшний Ангарск по отношению к агломерации  выполняет следующие ключевые функции:

  • промышленная площадка (текущая специализация – нефтехимия, химия, производство стройматериалов, новая специализация – технологичные товары потребительского рынка);
  • центр притяжения населения (Ангарск удерживает более 25% населения агломерации, в случае реализации умеренного или оптимистичного сценариев его доля еще более возрастет);
  • площадка отработки новых технологий муниципального управления и внедрения современных стандартов в сферах управления ЖКХ, организации городской среды, взаимодействия с городским сообществом;
  • ресурс территориального развития (земли Ангарского района являются одним из ключевых ресурсов территориального развития агломерации и реализации масштабных проектов – строительства аэропорта, делового центра и т.п.)

     Для динамичного развития Ангарску необходимо в рамках партнерства в агломерации иметь возможность реализовать за счет городов - партнеров следующие функции:

  • обеспечение населения и бизнеса образовательными услугами и услугами в области подготовки кадров (эту функцию планируется обеспечить за счет ВУЗов г. Иркутска);
  • обеспечение сохранения и трансляции культурно-исторических ценностей населения (эту функцию планируется обеспечить за счет музеев, театров и исторического центра г. Иркутска);
  • возможности альтернативной занятости для жителей Иркутска и Шелехова;
  • функции делового, финансового и (возможно) административного центра.
 

     3.3.1 Стратегическая цель и стратегические приоритеты развития

     Главная стратегическая цель развития Ангарского муниципального образования сформулирована следующим образом: Ангарск – город, устремленный в будущее

     Данная  цель будет реализована по 6 приоритетным направлениям развития.

     Первое приоритетное направление: «Город для области, область для города»

  1. Создание особой экономической зоны

     Важнейшим фактором регионального экономического роста в конце XX – начале XXI вв. стало повышение эффективности использования геоэкономического потенциала территорий. Концентрация производства в зонах с особыми условиями хозяйственной деятельности не только приводит к сокращению транспортных затрат, но и позволяет повышать конкурентоспособность региональных экономик за счет оптимального распределения издержек между добывающими, перерабатывающими отраслями и транспортными системами.

     В Иркутской области наиболее приемлемым вариантом для создания ОЭЗ промышленно-производственного типа является площадка, расположенная на территории Ангарского муниципального образования. Относительная обособленность этой территории, примыкающей к узловым элементам транспортной системы, делает ее наиболее подходящей для формирования особых условий хозяйствования, где действие особых налоговых и таможенных режимов в сочетании с использованием природного и инфраструктурного потенциала будет способствовать развитию высокотехнологичных производств, определяющих направления новой промышленной специализации района и области.

     Интерес имеющихся и потенциальных инвесторов к размещению производств на территории ОЭЗ и получения статуса резидента  определяется следующими аспектами:

  • возможность использования льготного таможенного режима ОЭЗ;
  • развитость транспортной и инженерной инфраструктуры ОЭЗ и прилегающих территорий, и, как следствие, сокращение срока между принятием решения о размещении производства и его запуском;
  • возможность кооперации с другими резидентами ОЭЗ, а также действующими предприятиями Ангарска.

     Проведенные финансовые расчеты показывают высокую  инвестиционную привлекательность  проекта создания ОЭЗ на выбранной  территории и достаточно быстрый  срок окупаемости бюджетных и  внебюджетных инвестиций благодаря наличию инфраструктуры и выбору эффективных производств в качестве резидентов ОЭЗ.

     Предпосылками для привлечения иностранных  инвесторов является активное внешнеэкономическое  сотрудничество Ангарска, особенно с  соседними странами - Китаем, Монголией, Японией и Кореей.

     Целью создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Ангарском районе является формирование эффективного промышленно-производственного  комплекса на территории региона  на основе предоставления особого режима предпринимательской деятельности.

     Создание  ОЭЗ промышленно-производственного  типа способно дать толчок сбалансированному  развитию всех составляющих элементов  территории в экологически допустимых рамках и обеспечить следующие значительные коммерческие, бюджетные и социальные эффекты:

  • создание современных конкурентоспособных взаимосвязанных обрабатывающих производств;
  • оптимизация структуры экспорта-импорта на внутрироссийском и международном рынках;
  • эффективное вовлечение в экономический оборот местных трудовых и сырьевых ресурсов для содействия социально-экономическому развитию территории и региона;
  • формирование среды обитания населения, позволяющей достичь более высокого уровня материальной обеспеченности;
  • повышение деловой и инвестиционной активности в регионе за счет стимулирования бизнеса резидентов;
  • рост геоэкономического потенциала агломерации и Иркутской области.

     Градостроительная ситуация в прилегающем к территории особой экономической зоны районе обеспечивает возможность размещения в ее составе  до 16 предприятий различных классов санитарной опасности, включая предприятия с санитарно-защитной зоной до 1000 м. Функциональное зонирование и планировочная структура территории особой экономической зоны обеспечивают возможность поэтапного формирования инженерно-транспортной инфраструктуры и строительства отдельных производственных объектов и комплексов, требующих обслуживания железнодорожным или автомобильным транспортом.

     Транспортное  обслуживание зоны предусматривается  за счет строительства:

  • однопутного подъездного пути от железнодорожной станции Карьер протяженностью 3,5 км, которая используется как промежуточная;
  • подъездной автодороги от автодороги М53 0,5 км, и внутриплощадочных проездов и подъездов в объеме 25 км.

     Инженерно-транспортное обустройство территории предусматривается за счет поэтапного развития систем электро-, водо-, газо-, теплоснабжения, водоотведения и в связи со строительством головных инженерных сооружений и магистральных сетей. Расчетные параметры ОЭЗ  

     Таблица 3.1 - Расчетные параметры ОЭЗ на 2010-2017 гг.

п/п

Параметры Значение
1. Общая площадь  территории ОЭЗ (га) 2000
2. Плотность промышленной застройки (%) 34,0
3. Объем инвестиций в инфраструктуру (млн. руб.) 3000,0
4. Объем частных  инвестиций в промышленное развитие (млн. руб.) 20125,8
5. Годовой объем  производства продукции (млн. руб.) 17582,0
6. Совокупная  прибыль резидентов ОЭЗ до налогообложения (млн. руб.) 3901,4
7. Количество  рабочих мест, созданных только резидентами  ОЭЗ (без предприятий инфраструктуры) (мест) 3075
8. Средняя заработная плата (тыс. руб.) 20
9. Поступления в  бюджеты всех уровней за время  действия ОЭЗ (млн. руб.) 37958,2

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования