Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     Наибольший  удельный вес в общей численности малоимущего населения Ангарского муниципального образования составляет работающее население. В 2008 году их доля в общей численности малообеспеченного населения составила 31 % (в 2007 году - 34,3 %). Снижение численности малоимущего населения произошло по всем учитываемым категориям, кроме безработных. В наибольшей степени на 33,7 % уменьшилось численность пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума, и составила 14,2 тыс. чел. Численность трудоспособного населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума, составила 20,3 тыс. чел. и уменьшилась на 28,2 %; численность учащихся ВУЗов, СУЗов и ПТУ - 9,4 тыс. чел. и уменьшилась на 17,5 %; численность детей, которым назначено ежемесячное пособие в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», - 20,4 тыс. чел. и уменьшилась на 20,4 %.

     Услуги  жилищно-коммунального  сектора и жилищная обеспеченность

     Обеспеченность  жильем по району составляет 19,2 кв. м  жилой площади на 1 человека, это  ниже, чем в среднем по области. В районе ведется жилищное строительство. В 2008 году в Ангарске сдано 25 тыс. м. жилья. На территории Ангарска действуют три жилищные программы.

     Жилищный  фонд в Ангарске имеет высокую  благоустроенность. Благодаря внедрению  рыночных механизмов комплекс отраслей жилищно-коммунального хозяйства в целом удовлетворительно выполняет возложенные на него функции.

     В поселениях района износ жилищного  фонда и коммунальной инфраструктуры во многих случаях превышает 80%.

     Жилищный  фонд Ангарского муниципального образования по состоянию на 01.01.2009г. составляет 5 134 тыс. кв. м, в том числе обслуживаемый 4874 тыс. кв. м (2453 домов). Обслуживание жилищного фонда осуществляют 11 организаций различной организационно-правовой.

     В течение 2008 года удалось сохранить на уровне 2007 года ставки платы за содержание, ремонт и наем жилья, тарифы на услуги вывоза ТБО. 22 месяца не увеличивались тарифы на отопление и горячее водоснабжение. Цены и тарифы на жилищные и коммунальные услуги по состоянию на 01.01.2008г. и на 01.01.2009г. представлены в таблице 2.2.2.

     Причиной  увеличения тарифа на отопление на 2009 год стал рост тарифов на теплоэнергию.  

     Таблица 2.4 - Цены и тарифы на жилищные и коммунальные услуги по состоянию на 01.01.2008г. и на 01.01.2009г.

Наименование Единица измерения На

01.01.05г

На

01.01.06г.

Темп прироста, %
1. Плата за содержание и текущий  ремонт жилья:

1.1. Жилые  дома типовых серий в благоустроенном  жилищном фонде, оборудованные  лифтом и мусоропроводом

1.2. Жилые  дома типовых серий, не имеющие  оборудования лифтов

1.3. Жилые  дома типовых серий в благоустроенном  жилищном фонде без лифта и  мусоропровода

 
 
руб. за 1кв. м

общей площади в месяц 
 
 

 
8,38 
 

6,27 
 

5,98

 
8,38 
 

6,27 
 

5,98

 
0 
 

0 
 

0

  2. Плата за наем (для нанимателей жилья):

2.1. Жилые  дома типовых серий, оборудованные лифтами и мусоропроводами

2.2. Жилые  дома типовых серий, не имеющие  оборудования лифтов

2.3. Жилые  дома типовых серий, не имеющие  оборудования лифтов и мусоропроводов

 
руб.

за 1 кв. м общей площади

в месяц

 
0,91 

0,81 
 

0,71

 
0,91 

0,81 
 

0,71

 
0 

0 
 

0

3. Вывоз твердых бытовых отходов руб. с 1-го человека в месяц  
10,21
 
10,21
 
0
4. Отопление

4.1. В  жилых домах, оборудованных централизованной  системой теплоснабжения

4.2. В  общежитиях семейного типа

руб. за 1 кв. м

общей площади

в месяц

 
7,13 
 

7,13

 
8,20 
 

8,20

 
+15,0 
 

+15,0

5. Горячее водоснабжение

в жилых  домах, оборудованных водопроводом, канализацией, централизованным отоплением и горячим водоснабжением (гвс), с  ваннами, с душем

руб.

за 1-го человека в месяц

102,28 118,54 +15,9
6. Холодное водоснабжение в жилых  домах, оборудованных водопроводом, канализацией, централизованным отоплением  и гвс, с ваннами, с душем руб.

с 1-го человека в месяц

24,35 29,55 +21,3
7. Водоотведение в жилых домах,  оборудованных водопроводом, канализацией, централизованным отоплением и гвс, с ваннами, с душем руб.

с 1-го человека в месяц

24,78 29,68 +19,8
8. Очистка стоков в жилых домах,  оборудованных водопроводом, канализацией, централизованным отоплением и  горячим водоснабжением, с ваннами, с душем руб.

с 1-го человека в месяц

11,86 11,86 0
 

     Трудовые  ресурсы

     Ситуация  на рынке труда в Ангарском  муниципальном образовании в  2008 году характеризуется активизацией рынка труда: увеличением числа зарегистрированных в поисках работы и трудоустроенных.

     Число зарегистрированных в поисках работы увеличилось в 2008 году на 1168 человек или 11,5%. Нашли работу 7506 чел., что на 5,6% больше, чем в предыдущем году. При этом значительный рост числа нашедших работу в 2008 году наблюдается по социально незащищённым категориям безработных: женщины (рост 108,8%), пенсионеры (рост 110,4%), инвалиды (рост 105,6%), выпускники ВУЗов и СУЗов, ПТУ (рост более 135%).

     По  данным Ангарского городского центра занятости населения в 83 организациях предполагалось увольнение 1771 работника по причине ликвидации организаций, сокращения численности или штатов, что на 4,2 % больше, чем в прошлом году, при одновременном увеличении на 2,6 % (или 321 единицу) количества заявленных вакансий.

     В течение 2008 года от организаций Ангарского муниципального образования поступили сведения о потребности в 12,7 тыс. работниках. (На конец 2007 года и 2008 года число вакансий соответственно равно 1198 и 1261). В 2008 году в Ангарский городской центр занятости населения по вопросу трудоустройства обратилось 11,3 тыс. чел., из которых 7,5 тыс. чел. (66,4 %) нашли работу при содействии службы занятости.

     В течение 2008 года численность безработных увеличилось на 4,5 % (с 1249 человек на начало года до 1 305 человек на конец года). Динамика рынка труда представлена рис. 2.4. 

     

     Рис. 2.4 - Динамика рынка труда на конец года 

     Средняя продолжительность поиска работы в  2008 году составила 4,1 месяца, тогда как в 2007 году - 3,8 месяца.

     В Ангарском муниципальном образовании  уровень регистрируемой безработицы равен 0,84%, а в среднем по области - 2,6 %. Уровень безработицы представлен на рис. 2.5. 

     

     Рис. 2.5 - Уровень зарегистрированной безработицы, % 

     Основной  проблемой рынка труда является то, что предложения рабочей силы не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателями к работникам. В свою очередь, высококвалифицированных специалистов не устраивает уровень предлагаемой им заработной платы, их отказ от особых условий работы (вахтовый метод, командировки) и отсутствие социальных гарантий.

     В 2008 году предложения специалистов на рынке труда в Ангарском муниципальном образовании представлены следующими профессиями:

  • инженеры различных специальностей: программисты, конструкторы, проектировщики, технологи, химики, электромеханики, энергетики;
  • бухгалтеры, экономисты, аудиторы;
  • маркетологи, ихтиологи, юрисконсульты, товароведы, менеджеры в торговле;
  • учителя математики и русского языка, мастера учебных заведений начального профессионального образования, врачи узких специализаций.

     Профессиями, востребованными на рынке труда, спрос на которые не удовлетворён в течение более полугода, являются рабочие 5-6 разряда (каменщик, токарь, фрезеровщик, столяры с навыками смежных рабочих  специальностей). Кроме того, постоянно  требуются продавцы.

     Решение указанных проблем видится:

  • в проведении мероприятий активной политики занятости;
  • в реализации мероприятий по переобучению, переподготовке и повышению квалификации кадров;
  • в разработке программ по трудоустройству слабо защищённых групп населения.

     Администрация Ангарского муниципального образования  совместно с Ангарским городским  центром занятости населения  проводила активную политику на рынке  труда. Реализовались мероприятия  программы «Содействие занятости  населения на 2008 год», предусматривающие:

  • содействие безработным гражданам в организации самозанятости и предпринимательской деятельности;
  • организацию общественных работ;
  • организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время;
  • организацию временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

     Здравоохранение

     Здравоохранение Ангарского муниципального образования  представлено следующими учреждениями:

     6 больницами муниципальными и  областными на 1723 койки,

     2 медико-санитарными частями на 825 коек,

     4 диспансерами на 320 коек,

     клиникой  НИИ медицины труда и экологии человека на 140 коек,

     2 медицинскими автономными некоммерческими  организациями,

     городской стоматологической поликлиникой,

     станцией  переливания крови,

     челюстно-лицевой  клиникой,

     частными  диагностическими центрами, стоматологическими кабинетами,

     домом ребенка на 120 мест,

     В структуре коечного фонда отмечается 33 профиля. Такие как терапия, хирургия, неврология есть во всех многопрофильных больницах. 64 % муниципальных учреждений здравоохранения имеют первую квалификационную категорию.

     Одним из лучших в Восточной Сибири является ОАО «Городская стоматологическая  поликлиника».

     В 2008 году родилось 2670 детей (в 2005г. – 2675, в 2006 г. – 2812, в 2007 - 2896). Численность детей, родившихся в 2008 году, по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 226.

     Показателем работы педиатрической службы в 2008 году является снижение младенческой смертности, практически, в два раза. Среди медицинских причин, влияющих на снижение данного показателя, является приобретение комплекса оборудования для городского родильного дома и городской детской больницы.

     Это позволило за 3 года вывести из критического состояния более тысячи детей.

     Показатель  смертности увеличился в сравнении с 2007 годом в основном в связи с ростом числа умерших от болезни системы кровообращения (инфаркты, острые нарушения мозгового кровообращения). Динамика показателей смертности населения представлена в таблице 2.5. 

     Таблица 2.5 - Динамика показателей смертности населения (на 100 000 населения) от всех причин

  2006г. 2007г. 2008г. 2008г. в % к 2007г.
От  некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний 30,5 25,3 23,5 92,9
От  новообразований 221,0 208,2 205,2 98,6
От  болезней системы кровообращения 689,0 629,2 714,2 113,5
От  болезней органов дыхания 81,3 70,8 82,8 116,9
От  болезней органов пищеварения 76,6 62,8 75,1 119,6
От  внешних причин смерти (травмы и  отравления) 302,2 292,0 291,1 99,7

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования