Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа
Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.
Принцип системности и комплексности социально-экономического развития муниципального образования необходимо рассматривать в единстве с реализацией следующих принципов планирования:
– принципа единого экономического и социального пространства, так как муниципальное образование, как уже было сказано, является открытой экономической и социальной системой и ее функционирование связано не только с воздействием внешней среды, но и с несовпадением административных и экономических границ, вследствие чего комплексное развитие одного муниципального образования тесно связано с другими, а системность плановых документов должна учитывать общие тенденции и приоритеты развития определенных территорий;
– принципа минимизации риска, так как в плановых документах должны быть учтены все возможные риски, связанные как с объективными, так и субъективными факторами;
– принципа эффективности, так как необходимо достижение больших результатов меньшими ресурсами, в кратчайшие сроки и наименьшими издержками;
– принципа профессионализма, так как он предполагает подбор специалистов из различных структур исполнительной власти, экономистов-экспертов, ученых и других участников организации разработки плановых и прогнозных документов, которые имеют опыт сбора, обобщения и анализа информации, а также подготовки проектов разных вариантов плановых и прогнозных документов.
1.2 Основные недостатки
плановых и прогнозных
документов муниципальных
образований
Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» провели анализ основных плановых и прогнозных документов муниципальных образований Сибирского федерального округа.
На 1 мая 2009 года на территории Сибирского федерального округа находится 16 субъектов Российской Федерации, 399 муниципальных районов и городских округов и 3792 городских и сельских поселений, из них около 80% были образованы в конце 2008 года. Три субъекта Российской Федерации – Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа объединились в соответствии с результатами проведенного в 2008 году референдума. Два субъекта Российской Федерации – Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ – находятся в процессе объединения.
В ходе работы из общего числа муниципальных образований были проанализированы плановые и прогнозные документы в 82 муниципальных образованиях, в том числе в 28 городских округах (11 из них – столицы субъектов Российской Федерации), 43 муниципальных районах, 8 городских и 3 сельских поселениях, расположенных в 12 регионах Сибири.
В
выбранных для анализа
Анализируемые
планы и программы социально-
Всего к анализу были приняты документы муниципальных образований из двенадцати субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Сибирского федерального округа.
Группировка муниципальных образований по субъектам Российской Федерации выглядит следующим образом:
– Республика Алтай – 3 муниципальных образования;
– Республика Хакасия – 7 муниципальных образований;
– Республика Бурятия – 6 муниципальных образований;
– Алтайский край – 6 муниципальных образований;
– Красноярский край – 5 муниципальных образований;
– Иркутская область – 7 муниципальных образований;
– Кемеровская область – 10 муниципальных образований;
– Новосибирская область – 8 муниципальных образований;
– Омская область – 7 муниципальных образований;
– Томская область – 9 муниципальных образований;
– Читинская область – 13 муниципальных образований;
– Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ – 1 муниципальное образование.
Анализ плановых и прогнозных документов муниципальных образований, находящихся на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации, в основном также подтверждает отсутствие и здесь сколько-нибудь совпадающих подходов к их формированию, как по типам плановых документов, так и по срокам их утверждения и срокам действия.
Например, из семи муниципальных образований Иркутской области одно муниципальное образование разрабатывает годовые прогнозы, одно – годовые планы, три – трехлетние программы, одно – четырехлетнюю и одно – пятилетнюю программы социально-экономического развития.
Содержательный анализ плановых и прогнозных документов проводился, во-первых, на основе сравнения соответствия их содержания наименованиям документов и, во-вторых, на основе сравнения соответствия содержания документов некоторому набору признаков, которым должен удовлетворять любой плановый и прогнозный документ муниципального образования.
В
свою очередь необходимость
Помимо стратегических целей в любом муниципальном образовании имеются долговременные, среднесрочные и текущие цели и задачи, решение которых закреплено за ним действующим законодательством. Решение этих задач должно быть реализовано за счет собственных и привлекаемых ресурсов муниципального образования. Очевидно, что формы, методы и механизмы формирования данных ресурсов, алгоритм их распределения по задачам и структурам, их реализующим в долгосрочной, среднесрочной и текущей перспективе, должны быть спланированы. Отсюда возникает необходимость формирования долгосрочных, среднесрочных и годовых планов.
Необходимо
помнить, что стратегический выбор,
не подкрепленный реальными
Основным законом планирования развития любого муниципального образования все-таки должна являться стопроцентная реализация закрепленных за ним вопросов местного значения с учетом возрастающих жизненных потребностей населения. Т.е. стратегический план – это не альтернатива, а всего лишь, наряду с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным (годовым) планами, раздел более общего документа – комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования.
Основными недостатками анализируемых стратегических документов являются:
– отсутствие четкого позиционирования муниципального образования во внешней среде (субъекте Российской Федерации, Российской Федерации), а муниципального хозяйства – в секторах рынка;
– отсутствие анализа основных движущих сил развития любой экономической и социальной системы – внутренних и внешних противоречий развития муниципального образования как сложной пространственной социально-экономической системы;
– отсутствие или слабость конкурентного анализа;
– преобладание проблемного подхода в анализе;
– отсутствие обоснования стратегических приоритетов;
– отсутствие реальных механизмов реализации стратегического выбора;
– разнобой в методических подходах к формированию и реализации стратегических, тактических и текущих разделов документов;
– отсутствие участия местного бизнес – сообщества и гражданского сообщества на стадиях разработки и реализации стратегии и др.
Основными недостатками программ социально-экономического развития муниципальных образований являются:
– отсутствие детальной оценки потенциальных возможностей муниципального образования, которые могут быть реально привлечены для реализации плановых решений;
–
отсутствие детальной проработки вариантов
развития секторов экономики и социальной
сферы муниципальных
– отсутствие четкого разграничения в пространстве и времени плановых задач, реализуемых в рамках текущего бюджетного финансирования, задач, реализуемых в рамках социального партнерства бизнеса, населения и власти, задач, реализуемых в рамках текущего функционирования и ФЦП государством, задач, реализуемых населением в ходе его повседневной жизни и задач, реализуемых бизнесом в рамках его текущей и перспективной деятельности;
– дискретность планирования и отсутствие механизмов инкорпорации муниципальных программ в программы вышестоящего уровня;
– отсутствие анализа действующей системы управления муниципальным хозяйством, а также плана действий по ее оптимизации на каждом этапе реализации программы;
– преобладание прогнозных оценок развития муниципального хозяйства над процессом реального планирования.
Анализ
содержания плановых и прогнозных документов
муниципальных образований
Характерными недостатками в этом плане является отсутствие на титульном листе наименования субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование, отсутствие содержания программы, паспорта, введения, заключения, каких-либо ссылок на срок вступления документа в силу, условий его официального опубликования и т.д.
Наряду с низкой культурой оформления документов, которые должны являться базовыми в работе органов местного самоуправления, бизнеса и всего местного сообщества в целом, анализ выявляет и низкое качество процесса формирования плановых (прогнозных) документов муниципальных образований Сибирского федерального округа.
Наряду
с отсутствием паспорта муниципального
образования, который должен в комплексе
отражать состояние его социально-
Основные
причины большинства
Первая из них, в отличие от названных в результате опроса, носит, чисто психологический характер: специалисты местного самоуправления не преодолели в себе психологический барьер, связанный с недавним отрицанием необходимости территориального планирования. Именно поэтому ряд муниципальных образований ограничился формированием годовых планов и прогнозов или формальным составлением программ в виде набора таблиц показателей.