Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа
Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.
Целевая программа муниципального образования – плановый документ, разрабатываемый органами власти, района, города, поселения для достижения конкретных целей и задач в области социального и экономического развития территории как в рамках реализации стратегии развития района, города, поселения, так и в рамках реализации федеральных целевых программ и целевых программ субъекта Российской Федерации.
Паспорт муниципального образования – документ, сформированный в виде систем показателей и индикаторов, характеризующих состояние экономики, экологии и социальной сферы муниципального образования.
Инвестиционный паспорт муниципального района, городского округа, поселения – экономический документ, состоящий, как правило, из двух разделов. Первый раздел содержит детальный анализ финансового, экономического, рекреационного, трудового, интеллектуального, сырьевого и природного потенциалов сельского района, города с точки зрения высокой инвестиционной привлекательности и низких инвестиционных рисков капиталовложений в территорию. Второй раздел содержит описание инвестиционных проектов, предлагаемых территорией для собственных и внешних инвесторов.
План социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения – плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого из плановых этапов, их конкретных участников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.
Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований:
– краткосрочный (текущий, годовой) план, совпадающий по срокам с бюджетным годом;
– среднесрочный план – на 5 лет;
– долгосрочный план – на 10 лет.
Стратегический план социально-экономического развития муниципального района, городского округа – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя:
–
стратегические цели и задачи по обеспечению
конкурентоспособности
– соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство гражданского сообщества, бизнеса и власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период независимо от процессов ротации во властных структурах муниципального образования;
– систему мер, проектов, выполнение которых должно обеспечить создание благоприятных условий для реализации приоритетных функций муниципального образования;
– сценарии развития инвестиционных и инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые для достижения сформулированных в концепции стратегических целей и задач.
Комплексная
программа социально-
Иными словами, это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что:
а) концепция развития муниципального образования должна носить комплексный характер и включать в себя в качестве составных частей как основные стратегические приоритеты, обеспечивающие конкурентоспособность муниципальных образований в выбранных секторах рынка на долговременную основу, так и пути развития прочих областей и сфер экономической и социальной жизни муниципального образования;
б) стратегический план развития муниципального образования должен носить характер краткого документа, содержащего план основных шагов органов власти, бизнес – сообщества и гражданского сообщества по достижению намеченных в концепции стратегических целей и задач. Он может быть как отдельным разделом комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, так и заключительным разделом концепции;
в)
комплексная программа
– перечень стратегических приоритетов, стратегических и иных целей и задач, реализация которых обеспечивает устойчивое развитие муниципального образования;
–
план основных согласованных шагов
реализации стратегических приоритетов
и текущих задач
– план накопления и использования собственных и привлеченных ресурсов муниципального образования в целях реализации плановых целей и задач;
– мероприятия, обеспечивающие реализацию и актуализацию долгосрочных, среднесрочных и годовых разделов программы.
Принятие комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в качестве основного планово-прогнозного документа решает ряд методологических и практических проблем.
Во-первых, происходит четкое понятийное разграничение между стратегическим и долгосрочным планированием.
Во-вторых,
ликвидируется имеющий в
В-третьих, так как Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» приняты основные понятия «концепция» и «программа», устраняются понятийные различия между одноименными документами административно-хозяйственных единиц на всех иерархических уровнях.
В-четвертых,
создаются предпосылки
Таким
образом, с точки зрения организации
функционирования любого муниципального
образования как выделенной административно-
– является основным документом, определяющим для органов власти, бизнес-сообщества и населения стратегические цели, достижение которых закрепляет конкурентоспособность муниципального образования в развивающихся рыночных условиях, а значит, достойные условия жизни людей и благоприятные условия для развития бизнеса на длительный период времени;
– является основным документом, определяющим для всех субъектов муниципального планирования и управления (власти, бизнес-сообщества и гражданского сообщества) согласованные приоритеты, этапы, пути достижения стратегических целей и ресурсы, которые необходимо привлечь муниципальным образованиям для этого из всех источников финансирования;
– является основным документом, определяющим формы и методы организации деятельности представительных и исполнительно-распорядительных органов власти муниципального образования, бизнес-сообщества и населения, обеспечивающим не только согласованное по времени и ресурсам выполнение стратегических, долгосрочных и среднесрочных целей и задач, но и реализацию текущей деятельности муниципального хозяйства, обеспечивающей устойчивое, сбалансированное развитие муниципального образования;
– является основным документом, обеспечивающим развитие муниципального образования на принципах баланса интересов населения, бизнеса и власти;
– является базовым документом для формирования критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения в рамках реализации плановых задач.
Смысл
территориального планирования, состоит
в определении основных направлений
социально-экономического развития субъектов
территориального управления. При этом
территориальное планирование как
система, лежащая в основе построения
планов и программ социально-экономического
развития муниципальных образований,
должно базироваться на некотором наборе
принципов, соблюдение которых обязательно
для плановых и прогнозных работ на всех
административно-
во-первых,
территориальное планирование и
прогнозирование социально-
во-вторых,
муниципальные образования
в-третьих, муниципальные образования, хотя и являются частью целого, однако имеют отличный от субъектов Российской Федерации статус и отличные от субъектов Российской Федерации задачи и вопросы ведения.
Принцип непрерывности территориального планирования
Непрерывность планирования предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку показателей, а также непрерывное движение в совершенствовании целенаправленности, качества, точности, эффективности и социальности плановых и прогнозных документов.
Принцип субсидиарности
Этот принцип предполагает фактическую децентрализацию властных полномочий в муниципальных образованиях на основе равноправия и равнозначимости управленческих органов разных уровней. Согласно принципу субсидиарности муниципальное образование планирует свою деятельность совместно с другими муниципальными образованиями в логике системных приоритетов государства и субъекта Российской Федерации не потому, что они подвергаются давлению сверху, а потому, что являются органическими элементами этой системы.
Таким образом, составные элементы не могут покинуть систему (так как они не выживут вне системы), но и система не обладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим элементам. В идеале, следуя данному принципу, никакие вышестоящие органы управления (федеральные или региональные) не вправе брать на себя ответственность за решения, касающиеся местных гражданских сообществ, если сами эти сообщества в состоянии компетентно и за счет собственных ресурсов решить эти проблемы.
Действительно, в статьях 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», определяющих вопросы местного значения, сказано, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
Следованию принципу системности и комплексности при формировании стратегического выбора означает рассмотрение приоритетных функций (видов деятельности), реализуемых на территории местного самоуправления, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования.