Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     Целевая программа муниципального образования  – плановый документ, разрабатываемый органами власти, района, города, поселения для достижения конкретных целей и задач в области социального и экономического развития территории как в рамках реализации стратегии развития района, города, поселения, так и в рамках реализации федеральных целевых программ и целевых программ субъекта Российской Федерации.

     Паспорт муниципального образования – документ, сформированный в виде систем показателей  и индикаторов, характеризующих  состояние экономики, экологии и  социальной сферы муниципального образования.

     Инвестиционный  паспорт муниципального района, городского округа, поселения экономический документ, состоящий, как правило, из двух разделов. Первый раздел содержит детальный анализ финансового, экономического, рекреационного, трудового, интеллектуального, сырьевого и природного потенциалов сельского района, города с точки зрения высокой инвестиционной привлекательности и низких инвестиционных рисков капиталовложений в территорию. Второй раздел содержит описание инвестиционных проектов, предлагаемых территорией для собственных и внешних инвесторов.

     План  социально-экономического развития муниципального района, городского округа, городского, сельского поселения плановый документ, определяющий индикаторы развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования по планируемым этапам, описывающий механизмы реализации каждого из плановых этапов, их конкретных участников и необходимые для достижения запланированных целей и задач ресурсы.

     Различают три вида подобных планов, являющихся взаимосвязанными разделами комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований:

     – краткосрочный (текущий, годовой) план, совпадающий по срокам с бюджетным  годом;

     – среднесрочный план – на 5 лет;

     – долгосрочный план – на 10 лет.

     Стратегический  план социально-экономического развития муниципального района, городского округа – краткий планово-прогнозный документ, включающий в себя:

     – стратегические цели и задачи по обеспечению  конкурентоспособности муниципального образования в основных областях и сферах экономической и социальной жизни на прогнозируемый период;

     – соглашения, формализующие общественное согласие и стратегическое партнерство  гражданского сообщества, бизнеса и  власти в части реализации приоритетных функций муниципального образования на весь плановый период независимо от процессов ротации во властных структурах муниципального образования;

     – систему мер, проектов, выполнение которых  должно обеспечить создание благоприятных  условий для реализации приоритетных функций муниципального образования;

     – сценарии развития инвестиционных и  инновационных проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необходимые  для достижения сформулированных в  концепции стратегических целей  и задач.

     Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования (КП СЭР МО) документ, включающий в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов.

     Иными словами, это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий  по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.

     Исходя  из выше изложенного, можно сделать вывод, что:

     а) концепция развития муниципального образования должна носить комплексный характер и включать в себя в качестве составных частей как основные стратегические приоритеты, обеспечивающие конкурентоспособность муниципальных образований в выбранных секторах рынка на долговременную основу, так и пути развития прочих областей и сфер экономической и социальной жизни муниципального образования;

     б) стратегический план развития муниципального образования должен носить характер краткого документа, содержащего план основных шагов органов власти, бизнес – сообщества и гражданского сообщества по достижению намеченных в концепции стратегических целей и задач. Он может быть как отдельным разделом комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, так и заключительным разделом концепции;

     в) комплексная программа социально-экономического развития должна носить развернутый  характер, интегрирующий в качестве составных частей:

     – перечень стратегических приоритетов, стратегических и иных целей и задач, реализация которых обеспечивает устойчивое развитие муниципального образования;

     – план основных согласованных шагов  реализации стратегических приоритетов  и текущих задач жизнеобеспечения муниципального образования;

     – план накопления и использования собственных и привлеченных ресурсов муниципального образования в целях реализации плановых целей и задач;

     – мероприятия, обеспечивающие реализацию и актуализацию долгосрочных, среднесрочных  и годовых разделов программы.

     Принятие  комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в качестве основного планово-прогнозного документа решает ряд методологических и практических проблем.

     Во-первых, происходит четкое понятийное разграничение  между стратегическим и долгосрочным планированием.

     Во-вторых, ликвидируется имеющий в настоящее  время место теоретический и  практический разрыв между частным («концепция», «стратегия», «план») и целым («комплексная программа»), предплановым и плановым этапом территориального планирования.

     В-третьих, так как Федеральным законом  от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» приняты  основные понятия «концепция» и  «программа», устраняются понятийные различия между одноименными документами административно-хозяйственных единиц на всех иерархических уровнях.

     В-четвертых, создаются предпосылки интеграции отдельных разделов комплексных  программ муниципальных образований  в виде подпрограмм в программы  социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и федеральные целевые программы.

     Таким образом, с точки зрения организации  функционирования любого муниципального образования как выделенной административно-территориальной  единицы, комплексная программа социально-экономического развития может реализовать следующие функции:

     – является основным документом, определяющим для органов власти, бизнес-сообщества и населения стратегические цели, достижение которых закрепляет конкурентоспособность муниципального образования в развивающихся рыночных условиях, а значит, достойные условия жизни людей и благоприятные условия для развития бизнеса на длительный период времени;

     – является основным документом, определяющим для всех субъектов муниципального планирования и управления (власти, бизнес-сообщества и гражданского сообщества) согласованные приоритеты, этапы, пути достижения стратегических целей и ресурсы, которые необходимо привлечь муниципальным образованиям для этого из всех источников финансирования;

     – является основным документом, определяющим формы и методы организации деятельности представительных и исполнительно-распорядительных органов власти муниципального образования, бизнес-сообщества и населения, обеспечивающим не только согласованное по времени и ресурсам выполнение стратегических, долгосрочных и среднесрочных целей и задач, но и реализацию текущей деятельности муниципального хозяйства, обеспечивающей устойчивое, сбалансированное развитие муниципального образования;

     – является основным документом, обеспечивающим развитие муниципального образования на принципах баланса интересов населения, бизнеса и власти;

     – является базовым документом для формирования критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения в рамках реализации плановых задач.

     Смысл территориального планирования, состоит  в определении основных направлений  социально-экономического развития субъектов  территориального управления. При этом территориальное планирование как  система, лежащая в основе построения планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, должно базироваться на некотором наборе принципов, соблюдение которых обязательно для плановых и прогнозных работ на всех административно-территориальных уровнях. Подходя к формированию таких принципов, необходимо исходить из того, что:

     во-первых, территориальное планирование и  прогнозирование социально-экономического развития любого административно-территориального образования является составной  частью системы его управления. Это, очевидно, обуславливает необходимость и обязательность учета при формировании планов и программ муниципальных образований, прежде всего, общих принципов управления этими административно-территориальными единицами в современных условиях;

     во-вторых, муниципальные образования являются открытыми экономическими и социальными  подсистемами более крупных систем – субъектов Российской Федерации  и должны, поэтому рассматриваться  только как часть целого;

     в-третьих, муниципальные образования, хотя и являются частью целого, однако имеют отличный от субъектов Российской Федерации статус и отличные от субъектов Российской Федерации задачи и вопросы ведения.

     Принцип непрерывности территориального планирования

     Непрерывность планирования предполагает постоянный мониторинг реальной ситуации, корректировку показателей, а также непрерывное движение в совершенствовании целенаправленности, качества, точности, эффективности и социальности плановых и прогнозных документов.

     Принцип субсидиарности

     Этот принцип предполагает фактическую децентрализацию властных полномочий в муниципальных образованиях на основе равноправия и равнозначимости управленческих органов разных уровней. Согласно принципу субсидиарности муниципальное образование планирует свою деятельность совместно с другими муниципальными образованиями в логике системных приоритетов государства и субъекта Российской Федерации не потому, что они подвергаются давлению сверху, а потому, что являются органическими элементами этой системы.

     Таким образом, составные элементы не могут покинуть систему (так как они не выживут вне системы), но и система не обладает никаким иерархическим превосходством по отношению к своим составляющим элементам. В идеале, следуя данному принципу, никакие вышестоящие органы управления (федеральные или региональные) не вправе брать на себя ответственность за решения, касающиеся местных гражданских сообществ, если сами эти сообщества в состоянии компетентно и за счет собственных ресурсов решить эти проблемы.

     Действительно, в статьях 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», определяющих вопросы местного значения, сказано, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

     Следованию принципу системности и комплексности при формировании стратегического выбора означает рассмотрение приоритетных функций (видов деятельности), реализуемых на территории местного самоуправления, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования.

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования