Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики  и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2010 г

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Курс  на повышение роли местного самоуправления, получивший с принятием Федерального закона от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретные черты в виде прав и обязанностей органов местного самоуправления, вызвал среди руководителей и специалистов органов исполнительной и законодательной власти регионов и местного самоуправления оживленную дискуссию о сроках его реализации, формах и методах выполнения муниципальными образованиями возложенных на них вопросов местного значения.

     В качестве основных проблем, которые  препятствуют становлению местного самоуправления, называют, как правило, три: отсутствие готовности управленческих кадров к работе в новых условиях, недостаток бюджетных средств и их нерациональное использование.

     В конечном итоге дискуссия вылилась в поправки в Федеральный закон  № 131-ФЗ, принятые депутатами Государственной  Думы и дающие регионам право осуществлять передачу отдельных полномочий местному самоуправлению в течение еще двух лет. Однако большинство региональных властей, в частности, например, в Сибири, таким правом не воспользовались. Почему?

     Ответ, как нам представляется, лежит  в правильном понимании основополагающих аспектов, касающихся как самого института местного самоуправления, так и форм его организационного, экономического и финансового обеспечения.

     Во-первых, как показывает международный опыт, процесс формирования местного самоуправления является процессом объективным, а  потому – необратимым. И его сдерживание или затягивание может лишь усугубить экономические и социальные противоречия, присущие любому развивающемуся обществу, тем более обществу, находящемуся в переходном процессе развития экономики.

     Во-вторых, самоуправление как форма управления социальным и экономическим развитием муниципальных образований по своей сути предполагает участие в этих процессах не только бюджетных средств, но и ресурсов местного сообщества. Более того, мировой опыт показывает, что социально-экономическое развитие муниципальных образований всегда определялось не столько ресурсами бюджета, сколько оборотом ресурсов хозяйствующих субъектов и населения.

     В-третьих, любое муниципальное образование  является открытой экономической и  социальной системой, поэтому выполнение вопросов местного значения тесно вплетено в общую схему экономической и социальной жизни субъектов Российской Федерации и страны в целом. Отсутствие перспективы развития муниципальных образований на уровне поселений означает по существу отсутствие перспективы развития государства.

     В-четвертых, несогласованность управленческих решений в своей основе является следствием, прежде всего, несогласованности  планов и программ различных уровней  власти, как во времени, так и по содержанию. Это объективно препятствует любому управленческому воздействию, направленному на динамичное развитие экономической и социальной сфер территории, а потому должно быть устранено в первую очередь.

     Определение места и роли планирования и прогнозирования  в структуре управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, внедрение единых методологических и методических подходов, способствующих переходу от дискретного планирования к формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, позволят, повысить эффективность местного самоуправления даже в условиях объективно существующих трудностей с его организационно-финансовым обеспечением.

     Все выше отмеченное и определило актуальность ускоренной разработки методики формирования комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, одобренной и рекомендованной для внедрения в муниципальных образованиях.

     Целью данной работы является разработка методологии  выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

     Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:

  1. Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
  2. Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
  3. Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

     В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Иркутской области, Ангарского муниципального образования.

     Данная  дипломная работа состоит из трех основных глав.

     Первая  глава посвящена рассмотрению теории и методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований

     Вторая – вопросам оценки исходной социально-экономической ситуации на примере Ангарского муниципального развития.

     Третья – разработке предложений по стратегическому планированию социально-экономического развития Ангарского муниципального образования. Работа изложена на 108 страницах машинописного текста, включая 9 рисунков и 16 таблиц. Список использованной литературы содержит наименования работ отечественных авторов.

 

     ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ

     1.1 Основные понятия, применяемые при планировании социально-экономического развития муниципального образования, сущность и основные принципы разработки

 

     На  сегодняшний день в литературе нет  единого мнения по многим проблемам  территориального планирования на всех уровнях управления: федеральном, региональном и, тем более, муниципальном. Это относится и к основным понятиям планирования, которые должны обеспечивать единую методологическую и методическую платформу социально-экономического развития любой территории.

     Наибольшее количество споров вызывают собственно сами понятия «планирование» и «прогнозирование» социально-экономических процессов. Причем споры идут как на уровне целесообразности или нецелесообразности планирования территориальной экономики, так и на уровне смысловой нагрузки на эти понятия.

     В действительности же анализ отечественной  и зарубежной литературы по данным вопросам позволяет достаточно четко  определить разницу между понятиями  «планирование» и «прогнозирование». Очевидно, что прогнозирование не может и не должно заменять собой планирование, так как это неминуемо приведет к потере управляемости происходящих на территории социальных и экономических процессов. Так же, очевидно и то, что стадия планирования должна обязательно предшествовать стадии прогнозирования.

     Обобщение общих признаков различных формулировок рассматриваемых понятий в современной  литературе и распространение их на область территориального управления позволяют сделать следующие  выводы:

     Прогнозирование – это представление о том, как будут развиваться социальные и экономические процессы в рассматриваемой территории под воздействием внутренних и внешних факторов в тот или иной период времени.

     Планирование  – это четкое представление того, что и в какой период времени  необходимо сделать субъектам территории для достижения намеченных целей и задач в условиях меняющегося взаимодействия внутренних и внешних факторов.

     Исходя  из того, что прогнозирование и планирование являются неотъемлемыми составляющими процесса управления, сформулированы и остальные приведенные ниже понятия, положенные в дальнейшем в основу рекомендаций по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.

     Концепция развития муниципального образования – документ, содержащий систему взглядов, определяющих долгосрочную (на 15 – 20 лет) политику деятельности органов представительной и исполнительной власти по обеспечению конкурентоспособности в различных областях и сферах экономической и социальной жизни поселения, района и города, согласованную с интересами бизнес-сообщества, гражданского сообщества муниципального образования и стратегическими интересами субъекта Российской Федерации, на территории которого они находятся.

     Стратегия развития муниципального образования система действий по достижению поставленных в концепции стратегических целей и задач на основе мобилизации имеющегося в муниципальном образовании потенциала и реально привлекаемых внешних ресурсов.

     Цельожидаемый (планируемый) результат деятельности, определяемый качественно (в виде экономических понятий), количественно (в виде цифр) и во времени.

     Приоритет муниципального образования – цель, выбранная местным сообществом  для первоочередной реализации.

     Стратегические  цели муниципального образования цели, определяющие будущее (на 15 – 20 лет вперед) качественное состояние муниципального образования на длительную перспективу, к достижению которой на основе достигнутого согласия стремится местное сообщество.

     Тактические цели муниципального образования буферные, промежуточные цели, являющиеся этапами в достижении стратегических целей и время реализации которых не превышает 5 – 10 лет.

     Оперативные (локальные) цели – цели нижнего  уровня, являющиеся необходимым основанием для достижения тактических целей. Время достижения оперативных целей не должно превышать 1 – 3 года.

     Приоритетные  цели муниципального образования цели (выбранные из числа стратегических, тактических и оперативных), на достижение которых должны быть направлены основные усилия местного сообщества, соответственно, в долгосрочном, среднесрочном и текущем периодах.

     Стратегический  выбор муниципального образования  – выбранная местным сообществом  стратегическая цель или совокупность стратегических целей, достижение которых  в рассматриваемый временной  период должно обеспечить качественно новое состояние ключевых для муниципального образования отраслей, сфер и видов деятельности.

     Стратегическое  партнерство формализованное в виде документа и реализуемое в виде системы последовательных действий соглашение между ветвями власти, представителями различных слоев гражданского сообщества и бизнеса о стратегических приоритетах устойчивого развития муниципального района, городского округа, путях и формах решения приоритетных задач и достижения согласованных стратегических целей.

     Устойчивое развитие муниципального района, городского округа – динамичное, сбалансированное развитие реального сектора экономики, инфраструктуры и социума в условиях соблюдения экологического равновесия, ориентации на повышение конкурентоспособности территории в рыночных отношениях и человеческом измерении для ныне живущего и будущих поколений.

     Стратегическое  планирование развития муниципальных  района, городского округа – процесс  самостоятельного определения городским, районным сообществом стратегических приоритетов, основных стратегических целей и направлений развития муниципального образования на основе согласованных действий власти, хозяйствующих субъектов и населения.

     Прогноз научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии системы (муниципального района, городского округа) или ее составных частей (поселение, административный район), выраженная в виде экономических и иных понятий, индикаторов и систем показателей.

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования