Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)
 

     Таблица 3.2 - Источники финансирования объектов инфраструктуры ОЭЗ в 2010-2017 гг.

№ п/п Источники финансирования Сумма финансирования (млн. руб.)
1. Федеральный бюджет 1460,0
2. Бюджет Иркутской  области 990,0
3. Бюджет Ангарского района 550,0
4. Общая сумма  затрат 3000,0
 

     Расчетная окупаемость бюджетных инвестиций на развитие инфраструктуры составляет 5 лет. В перспективе возможно увеличение объема частных инвестиций на создание производств до 26 млрд. руб., а численность высокооплачиваемых рабочих мест – до 5,5 тыс. ед. Создание ОЭЗ позволит увеличить показатель экономического роста Ангарска в 15 раз.

  1. Строительство аэропорта

     Схемой генерального плана Ангарска предусматривается строительство аэродрома класса «А» с сетью рулежных дорожек, пассажирским и грузовым перроном, объектов системы посадки, УВД и радионавигации, служебно-технической территории, аэровокзального комплекса, подъездной автодороги к аэропорту и дорог к обособленным участкам объектов инженерного обеспечения. Данный проект стать одной из «точек роста» района, обусловливающих приток инвестиций в экономику и увеличение числа рабочих мест.

     Для строительства аэропорта отобрана площадка «Ключевая» площадью 9,8 км2, расположенная в 36 км к западу от центра г. Иркутска и в 24 км к югу от центра г. Ангарска. Расстояние до ближайшей автодороги около пос. Савватеевка составляет 5 км, до ж.д. станции Мегет и до окраины г. Иркутска – соответственно 20-24 км. Основные планируемые технические параметры аэропорта представлены в таблице 3.3. 

     Таблица 3.3 - Основные планируемые технические параметры аэропорта

Параметр Значение
Класс взлетно-посадочной полосы «А» 4Е
Длина взлетно-посадочной полосы 4200 м
Количество  мест стоянки на перроне 28
Группы  обслуживаемых самолетов I и II
 

     Стоимость строительства аэропорта по данному  варианту определена в размере 485 млн. долларов США, строительство жилья  и объектов культурно-бытового назначения потребует еще 178 млн. долларов, всего более 660 млн. долларов.

     Преимущества  данного варианта строительства  аэропорта следующие:

  • расположение в центре предполагаемых нагрузок формирующегося пассажиропотока: с запада – из Черемхова, Усолья-Сибирского и Ангарска; с востока – из Иркутска, Шелехова, а также из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа;
  • невысокие временные и материальные затраты на доставку пассажиров до аэропорта;
  • благоприятные круглогодичные метеорологические условия;
  • близость развитой инженерной инфраструктуры;
  • возможность использования аэропорта для обслуживания грузовых перевозок, по трансполярным трассам из Северной Америки в Юго-Восточную Азию;
  • близость расположения комплекса предприятий ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», являющегося производителем авиационного топлива;
  • удаленность от постоянных населенных пунктов;
  • благоприятные геологические условия площадки.
  1. Строительство делового центра в масштабах агломерации

     Организация на территории АМО делового центра (ДЦ), где будут размещены офисы крупных компаний, действующих в Ангарске и других городах агломерации, позволит создать новый полюс роста экономики муниципального образования и формирующейся агломерации. Концентрация деловых функций в рамках ДЦ будит служить одним из факторов интеграции агломерационного пространства. Предприниматели агломерации получает площадку общения и информационного обмена, способствующему укреплению деловых связей внутри бизнес сообщества. Наряду с представительскими офисами в ДЦ могут размещаться высокотехнологичные, инновационные производства с элементами информационно-консультационной и обучающей инфраструктуры для предпринимателей. Реализация проекта станет важным этапом развития АМО, отвечающей его новой функции в рамках агломерации

     На  территории ДЦ возможно размещение административных учреждений областного управления, что позволит повысить доступ к управленческим структурам, разгрузить центральную часть города Иркутска.

     Привязка  места размещения ДЦ к территории АМО вызвана высоким квалификационным потенциалом населения Ангарска, наличием свободных площадей и удобной транспортной доступностью в пределах агломерации. Стимулирование размещения компаний в ДЦ будет осуществляться путем установления льготного режима налогообложения.

     В рамках реализации проекта ДЦ на территории, прилегающей к поселку Мегет предполагается разместить следующие объекты и их комплексы: бизнесцентр, офисные блоки, модулированный коммерческий комплекс, которому будет прилегать группа элитных жилых домов переменной этажности. В структуру группы включены блок офисов, которые архитектурно могут быть объединены с прилегающими жилыми помещениями для постоянного проживания, а также помещениями гостиничного типа и квартирами, предназначенными для сдачи в долгосрочную аренду. Такое сочетание жилых и офисных помещений обеспечить высокий уровень комфорта проживания бизнесменов и топ менеджеров в местах максимально приближенных к их работе, а также обеспечит большую выразительность силуэта и благоустройства будущего делового центра.

     К реализации проекта предполагается привлекать, в том числе, и зарубежных инвесторов.

     Второе приоритетное направление: «Здоровье населения»

  1. Усиление профилактической направленности здравоохранения

     Будет усилен акцент на профилактических мероприятиях в сфере здравоохранения (лозунг «Охрана здоровья здоровых»). В связи с этим предполагается открыть в АМО Центр профилактической медицины в соответствии с концепцией формирования службы профилактической медицины в Иркутской области. Также в муниципальных СМИ будет развернута широкая кампания по пропаганде ценностей здорового образа жизни и необходимости профилактики заболеваний.

  1. Улучшение материально-технической оснащенности медицинских учреждений

     Будут продолжаться работы по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений АМО в рамках программы «Совершенствование системы здравоохранения в 2010-2010 годах». Работы включают содействие в приобретении медучреждениями нового оборудования, капитальный ремонт зданий больниц и поликлиник, модернизацию их технического оснащения.

  1. Решение кадровых проблем медицинских учреждений

     Проблема  нехватки кадров в медицинских учреждениях  является отражением общего дефицита квалифицированных трудовых ресурсов в АМО. Данная проблема будет решаться за счет реализации социальных программ для медработников, в том числе, и за счет средств муниципального бюджета. Таким образом выпускники медицинских учебных заведений получат дополнительные стимулы к работе на территории АМО.

     Также будет вестись целенаправленная работа по формированию благоприятного имиджа отрасли здравоохранения с целью привлечения в отрасль молодых специалистов.

  1. Развитие спорта и физической культуры

     Важно разграничить задачи поддержки спорта высших достижений и повышения здоровья населения, развития массовой физической культуры под лозунгом «Медали – спортсменам, физкультура для всех». Если первая задача осуществляется главным образом за счет частных инвестиций, и участие муниципалитета здесь незначительно, то вторая в значительной степени является прерогативой органов местного самоуправления. В рамках первой задачи предполагается следующие мероприятия:

  • организационное (возможно, и финансовое) участие администрации в строительстве и реконструкции уникальных спортивных сооружений, предназначенных для превращения Ангарска в спортивный центр агломерации и области (в частности, Зимнего дворца спорта «Ермак»);
  • выплата спортсменам высокой квалификации муниципальных премий и стипендий.

     В рамках второй задачи предполагаются следующие мероприятия:

  • создание при администрации АМО координационного совета по вопросам развития массовой физической культуры с участием представителей учреждений образования, здравоохранения, предприятий и организаций, занимающихся вопросами физической культуры;
  • пропаганда оздоровительных мероприятий, здорового образа жизни с подключением СМИ (создание телепередачи на местном телеканале, организация прямых линий с представителями спортивных организация, известными спортсменами и т.п.);
  • проведение любительских спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий под эгидой администрации АМО (возможно привлечение внебюджетных средств);
  • организация (совместно с государственными органами власти или с частным бизнесом) курсов повышения квалификации, конференций и семинаров для работников физической культуры и спорта.
  1. Реализация экологических программ

     Предприятия АМО будут стимулироваться к  внедрению технологий, направленных на снижение экологической нагрузки. Будет инициировано строительство  завода по переработке отходов. Параллельно  с привлечением муниципальных СМИ будет продолжаться деятельность по формированию положительного имиджа Ангарска как экологически чистого города, по преодолению сложившегося стереотипа об Ангарске как о «грязном городе», а также по повышению уровня экологической культуры населения муниципального образования.

     Третье приоритетное направление: «Ангарск - территория новых инвестиций»

     1. Привлечение в город трудовых  ресурсов

     В настоящее время инвестиции в  человеческий капитал занимают все  более важное место в структуре  инвестиций. Очевидно, что при отсутствии квалифицированных трудовых ресурсов невозможно говорить о серьезном инвестиционном прорыве. В то же время для АМО актуальна проблема убыли населения – как естественной, так и механической, и, в частности, убыли квалифицированного населения: многие выпускники местных высших и средних специальных учебных заведений покидают город для выстраивания карьеры в других местах.

     Переломить  характерную для всей страны ситуацию с естественной убылью населения  на муниципальном уровне невозможно. Но есть возможности для стимулирования миграционного притока в город. С этой целью в АМО будет разработана комплексная программа по привлечению и удержанию мигрантов. Целесообразно ориентироваться не на мигрантов «вообще», а на специалистов в определенных областях. Исходя из этого, данная программа будет разрабатываться в сотрудничестве с предприятиями и организациями города, нуждающимися в кадрах. Среди предполагаемых мер стимулирования миграционного притока – предоставление потенциальным мигрантам субсидий на переезд и приобретение жилья, активное информационное сопровождение.

     2. Составление и распространение  инвестиционного паспорта муниципального  образования

     АМО необходим свой инвестиционный паспорт  – специализированный информационно-рекламный бюллетень, рассчитанный на потенциальных инвесторов. Разрабатывая инвестиционный паспорт, муниципалитет заявляет о себе как о партнере для участия в инвестиционной деятельности и одновременно оказывает информационную поддержку местным предприятиям, имеющим инвестиционные проекты.

     По  сути, инвестиционный паспорт –  это расширенная версия инвестиционного  профиля муниципального образования, проект создания которого давно стоит  на повестке дня. Инвестиционный паспорт  АМО включит в себя следующие  структурные разделы:

  • общие сведения о муниципальном образовании;
  • параметры социально-экономического развития АМО;
  • прогнозы перспектив развития АМО, стратегические направления развития;
  • детальные сведения об инвестиционной инфраструктуре: транспорте, телекоммуникациях, финансовом секторе, рынке недвижимости, производственной, инженерной, научно-образовательной, социальной, гостиничной инфраструктуре;
  • перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих инвестиционный процесс, с соответствующими ссылками;
  • изложение процедур организации бизнеса;
  • свод имеющихся предложений по инвестиционным проектам;
  • контактная информация.

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования