Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     После официального утверждения инвестиционный паспорт АМО будет опубликован  на сайте муниципального образования  в открытом доступе. В дальнейшем он будет регулярно (ориентировочно – раз в 2 года) перерабатываться с целью обновления представляемой информации.

     3. Развитие форм муниципальной поддержки предпринимательства

     Работе  в данном направлении будет предшествовать анализ потребностей предпринимателей АМО в поддержке со стороны муниципалитета и возможностей муниципального образования по оказанию поддержки предпринимателям. В настоящее время выявлен блок проблем предпринимателей Ангарска. Это следующие проблемы: ограниченность доступных источников финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов; недостаточная инновационная активность предпринимателей; трудности с продвижением и реализацией продукции (маркетинговые проблемы); дефицит квалифицированных кадров. Для решения данных проблем будут предприниматься следующие действия:

  • организация и проведение тренингов «Бизнес-развитие» обучающих семинаров «Бизнес-старт» для начинающих предпринимателей, семинаров, совещаний, «круглых столов» с предпринимателями и представителями контролирующих организаций по вопросам качества и безопасности продукции, работ и услуг, производимых малыми предприятиями;
  • организация конкурсов инновационных проектов в сфере малого предпринимательства с условием предоставления победителям льгот (частичная компенсация банковских кредитов, предоставление муниципальных гарантий по кредитам);
  • проведение выставок и ярмарок с участием местных предпринимателей, информационная поддержка участия ангарских предпринимателей в выставках, проходящих в других регионах и за рубежом;
  • расширение диалога с предпринимателями в рамках текущей деятельности формальных институтов (координационный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства при администрации АМО) и в режиме периодических совещаний, консультаций, круглых столов и т.п.

     4. Организация инфраструктуры продвижения товаров продукции местных производителей

     Муниципалитет АМО заинтересован в поддержке  местных производителей, содействии им в расширении рынков сбыта. Признано целесообразным создание некоммерческого  партнерства по продвижению товаров собственного производства на внешние рынки с участием производителей, представителей администрации, СМИ и инспектирующих органов.

     В торговой сети Ангарска будет организована сеть муниципальных мини-рынков и  магазинов для преимущественной реализации продукции местных производителей. Поддержка будет осуществляться путем установления квоты торговых мест, предоставляемых местным производителям по льготным арендным ставкам.

     Четвертое приоритетное направление: «Город, в котором удобно жить»

  1. Разработка мероприятий по благоустройству муниципальной среды

     Одним из путей расширения участия населения  в муниципальном управлении должна стать разработка и реализация мероприятий  по благоустройству городской среды, в частности, придомовых территорий, при непосредственном участии граждан.

     Механизм  следующий. На начальном этапе в  городе проводится серия опросов  населения, направленных на выявление  локальных мелких проблем и неудобств, значимых для жителей отдельных  домов и кварталов. Выявленные проблемы делятся на две части: те, для решения которых требуются муниципальные ресурсы, и те, которые могут быть решены силами самоорганизовавшихся граждан и при возможной поддержке местного бизнеса. Список проблем первого рода передается в соответствующие службы и организации для оперативного устранения, решение проблем второго рода делегируется гражданам (своего рода «субботники») при участии администрации в качестве организатора и (или) координатора.

  1. Преобразование визуальной среды городов и поселков

     Внешний облик поселения – одна из важнейших составляющих его образа, то, на основании чего приезжие формируют свое впечатление о городе. Забота о привлекательности визуальной среды – одна из важнейших в ряду задач по благоустройству в АМО. Сравнительная молодость Ангарска, дефицит эстетически привлекательных старых кварталов и наличие больших массивов типовой застройки 1960-80-х гг. обусловливают актуальность этой задачи. В рамках ее реализации будут осуществляться следующие мероприятия:

  • продолжение установившейся практики создания и установки малых скульптурных и архитектурных форм как элемента «облагораживания» гомогенной среды, придания ей индивидуальных черт;
  • приведение в порядок уличных фасадов, их окраска и реставрация;
  • озеленение города, расширение территорий, занятых зелеными насаждениями;
  • ограничение открытого способа производства земляных работ при прокладке и ремонте коммуникаций.
  1. Организация маршрутов скоростного трамвая

     В стратегической перспективе предполагается организовать в городе движение скоростного  трамвая. Данный вид транспорта – новый и перспективный для России, частные инвесторы активно вкладываются в его развитие. В настоящее время он действует в ряде городов России (Волгоград, Старый Оскол, Усть-Илимск) и Ближнего Зарубежья и проходит обкатку в Москве и Санкт-Петербурге, где организованы пробные маршруты.

     Скоростной  трамвай характеризуется экологической  чистотой и низким уровнем шумового загрязнения среды при скорости, существенно превышающей скорость обычного трамвая, который сейчас в  Ангарске является нерентабельным видом транспорта. Данный проект позволит решить часть транспортных проблем города и в перспективе может служить одним из факторов интеграции Ангарска с Иркутском и Шелеховом в рамках формируемой агломерации (путем формирования единой для трех городов системы маршрутов).

     Для организации маршрутов скоростного  трамвая возможно частичное использование  инфраструктуры существующих трамвайных маршрутов, что позволит сократить  расходы на строительство.

     4. Решение проблем обеспечения населения качественным жильем и жилищно-коммунальными услугами

     Ангарск – единственное муниципальное образование  Иркутской области, которое развивается  в соответствии с действующим  генеральным планом. В основу генплана заложена идея развития компактного  города с высоким уровнем благоустройства. Перспективы территориального роста Ангарска связаны главным образом с южным направлением. Также развиваются юго-восточное и западное направления.

     Вместе  с тем, в свете пространственного  развития Ангарска актуальны проблемы повышения эффективности использования территории города, рационализации функциональной застройки, ветхого жилищного фонда, наличия территорий, неблагоприятными для застройки геологическими и экологическими характеристиками. Строительство жилых и производственных объектов в АМО будет осуществляться в соответствии с разработанными и утвержденными схемами градостроительного зонирования территории, в соответствии с которой будут установлены регламенты разрешенного использования объектов недвижимости и предельные параметры строительства на земельных участках.

     К настоящему времени Ангарск существенно  продвинулся по пути модернизации управления жилищно-коммунальным комплексом, его  успехи очевидны на фоне большинства  российских муниципальных образований. Этап системных преобразований в отрасли пройден: в АМО в целом сформирована конкурентная среда в управлении и обслуживании ЖКК. Стоит задача наращивания мощностей и проведение комплексной модернизации инфраструктуры для обеспечения условий для жилищного строительства.

     Новый этап развития отрасли можно охарактеризовать как инновационный. Его основная задача – поиск и внедрение инновационных технологий, позволяющих повысить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, в частности, технологий тепло- и энергосбережения, технологий очистки питьевой воды и т.п.

     Также внимание будет уделяться следующим  направлениям:

  • дальнейшее стимулирование конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
  • совершенствование договорных отношений управляющих компаний и поставщиков услуг с собственниками жилья;
  • формирование имиджа ЖКХ как активно развивающегося перспективного бизнеса с целью привлечения в отрасль молодых специалистов, выпускников местных учебных заведений.

     Пятое приоритетное направление: «Культурно-образовательный и молодежный центр»

    1. Выявление туристического потенциала Ангарска

     Ангарск не обладает достаточными предпосылками  для превращения в крупный  самостоятельный туристический  центр. В то же время в непосредственной близости от города и района проходят мощные туристические потоки на Байкал (природно-рекреационный туризм) и в Иркутск (историко-культурный туризм), и в свете этого Ангарск может претендовать на частичный «перехват» этих потоков, отвлечение части туристов (например, на обратном пути с Байкала) за счет предоставления дополнительных эксклюзивных услуг.

     В качестве объектов, притягательных для  транзитных туристов, могут выступать  тематические музеи с оригинальной экспозицией, уникальные природные  объекты, периодические культурно-массовые мероприятия (фестивали, смотры, выставки и т.п.) и т.п. Планируется проанализировать потенциал АМО с этих позиций и наметить перспективные точки роста, способные при условии осуществления инфраструктурных инвестиций, послужить реализации данной задачи.

    1. Проведение периодических фестивалей, нацеленных на привлечение участников из-за пределов агломерации

     Высокий творческий потенциал населения  города способствует интенсификации проведения на территории АМО периодических  массовых мероприятий культурного характера – фестивалей (музыкальных, артистических и т.п.), смотров, выставок. В случае успеха данные мероприятия могут стать центром притяжения посетителей из-за пределов агломерации (и, возможно, даже региона) и сформировать потенциал для развития в городе событийного туризма.

    1. Содействие организации тематических музеев

     Небольшие тематические музеи – традиционный путь формирования туристического потенциала городов. Они не только способствуют привлечению в город туристов, но и работают на формирование имиджа города, его «лица». Такие музеи могут быть муниципальными или частными, в последнем случае муниципалитет берет на себя функции по информационному «продвижению» музея. В АМО уже действует единственный в России Музей часов, сформированный на основе частной коллекции и широко известный за пределами города. Данный опыт заслуживает развития и тиражирования.

    1. Переход к вариативному предоставлению дошкольных образовательных услуг

     Вместо  существующего единообразия предоставления дошкольных образовательных услуг будет внедрен вариативный принцип, предусматривающий наличие различных режимов работы в соответствие с потребностями родителей (возможность посещения детского сада в режиме кратковременного пребывания и т.п.) и предоставление детям различных форм оздоровительно-развивающих услуг.

    1. Расширение общественной составляющей управления образованием

     Данная  задача предполагает развитие на уровне средних школ различных форм ученического, учительского и родительского соуправления. При соуправлении управленческая деятельность в школах строится на основе взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса. по сути, это одна из форм низовой организации граждан для осуществления самоуправления и в этом качестве играет важную роль в становлении гражданского общества.

     Возможны  различные формы соуправления –  совет школы, советы по направлениям педагогической работы и по параллелям, советы лидеров школы, родительские комитеты классов и школы. Родительские комитеты призваны осуществлять внутришкольный контроль, решать вопросы помощи социально-незащищенным детям, могут создавать премиальные фонды для поощрения отличившихся в учебе школьников. Ученическое самоуправление в системе соуправления принимает и выполняет решения под руководством Совета лидеров школы, который возглавляет выбираемый учащимися президент.

    1. Создание системы целевой подготовки специалистов совместно с учебными заведениями и предприятиями, содействие интеграции учреждений начальной профессиональной подготовки и вузов

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования