Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития на примере Ангарского муниципального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Изучить теоретических основы и методики выбора стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение анализа муниципального образования в соответствии с методологией.
Разработать предложения по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования.

Работа содержит 1 файл

Ангарск2.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

     Кадровая  проблема – одна из острейших в городе, и в этой связи возрастает актуальность приведения потребностей предприятий города в специалистах в соответствие с возможностями высших и средних специальных учебных заведений. В АМО будет развиваться сотрудничество и учебных заведений с городскими предприятиями – потенциальными работодателями при посредничестве муниципальной администрации. Для институционализации этого сотрудничества будет создан специальный Координационный совет.

     Итогом  координации соответствующей деятельности станет ситуация, при которой заинтересованные предприятия будут сами «вести» своих будущих сотрудников со средних классов школы, ориентируя их на получение углубленных профессиональных знаний и гарантируя им трудоустройство после получения специальности.

     В данной сфере намечены следующие  направления действий:

  • формирование Координационного совета из представителей предприятий, высших, средних специальных и средних общеобразовательных учебных заведений для организации целевой подготовки специалистов;
  • поиск возможностей организации профессиональных колледжей на базе школ с привлечением для преподавания специалистов предприятий;
  • содействие работодателям в заключении с учебными заведениями договоров о прохождении учащимися производственной практики;
  • периодическое проведение анкетирования школьников с целью выявления их планов трудоустройства, интересов, мотивировки к профессиональному росту, пожеланий к школьному и профессионально-техническому образованию;
  • информирование молодежи через муниципальные СМИ о ситуации на рынке труда, о потребностях предприятий и наличии на них вакантных мест, размещение рекламных материалов о деятельности предприятий с акцентом на наличие перспектив для карьеры молодых специалистов.
    1. Содействие реализации творческого потенциала ангарчан

     Творческий  потенциал жителей Ангарска нуждается  в поддержке и «продвижении»  результатов его реализации. Прежде всего, потенциал необходимо исследовать, для чего организовать с привлечением СМИ сбор, систематизацию и анализ информации о наличии в городе и районе профессиональных художников, поэтов, писателей, мастеров прикладного и декоративного искусства, коллекционеров, фотографов, краеведов и т.п. и об имеющихся творческих инициативах. В зависимости от результатов формируются направления стратегии поддержки творческого потенциала ангарчан, предполагающие плотное взаимодействие с частным бизнесом. Среди мер такого рода поддержки могут присутствовать:

  • организация конкурсов среди ангарских поэтов, музыкантов;
  • организация выставок ангарских художников, создание художественной галереи;
  • содействие в издании произведений ангарских авторов;
  • создание Интернет-сайтов, посвященных творчеству ангарчан;
  • налаживание контактов ангарчан с деятелями искусств из других городов и регионов, привлечение иногородних специалистов для проведения мастер-классов;
  • рекламная поддержка и содействие в продвижении на внешние рынки продукции ангарских мастеров.

     Шестое приоритетное направление: «Город эффективного управления»

    1. Расширение общественного участия в муниципальном управлении

     Залог успешного развития города – активное участие населения (на уровне общественных организаций или рядовых граждан) в управлении его развитием. В  этом случае горожане будут ощущать  свою сопричастность к определению  будущего города и отождествлять  свои интересы с интересами муниципального образования, а администрация получит опору для реализации своих проектов. Привлечение активной части молодежи к решению проблем АМО предполагается осуществлять через реализацию проекта «Молодежный парламент». В конечном счете, это приведет к росту доверия граждан к муниципальным властям и упрощению процедуры их взаимодействия.

     Формы участия населения в управлении развитием АМО могут быть следующими:

  • деятельность низовых организаций самоуправления, в частности, ТОС
  • участие в общественном обсуждении (в рамках семинаров, круглых столов, публичных слушаний) планов и программ социально-экономического развития, разрабатываемых на муниципальном уровне;
  • организация общественного мониторинга муниципальных программ;
    1. Выстраивание иерархической системы социально-экономического планирования на основе стратегического планирования

     Принятие  Концепции социально-экономического развития муниципального образования  на 2010-2017 гг. предусматривает реорганизацию системы планирования в АМО. Разрабатываемая Концепция социально-экономического развития призвана стать верхним звеном в системе муниципального планирования в АМО, содержательно объединяющим в четкой иерархии все местные плановые документы. Все управленческие решения в районе будут опираться на положения Концепции; в соответствии с приоритетами социально-экономического развития будут сформированы долгосрочный и краткосрочный планы социально-экономического развития и целевые программы. Текущее, прежде всего, бюджетное планирование (низший уровень иерархии), будет характеризоваться концептуальным и содержательным соответствием со среднесрочным планированием и положениями Концепции.

     В свою очередь, Концепция социально-экономического развития АМО должна опираться на положения проекта Концепции развития Иркутской области и учитывать ориентиры, заложенные в стратегии развития городов Иркутска и Шелехова. Это создает почву для интеграции муниципальных образований в рамках формируемой агломерации. Для выявления устранения противоречий между стратегиями муниципальных образований, входящих в агломерацию, будет проведено специальное исследование.

    1. Формирование и продвижение позитивного образа города

     Позитивный  опыт Ангарска в области реализации ряда задач местного развития пока недостаточно известен на российском уровне. Напротив, существует укоренившийся по разным причинам негативный имидж города как экологически грязного и криминализированного промышленного центра. Многие воспринимают город как придаток Иркутска. Во многом эта репутация представляется устаревшей и не соответствующей действительности, и ее необходимо исправлять посредством активной работы с местными СМИ и лидерами общественного мнения, проведения рекламных мероприятий в других регионах и за рубежом («Дни Ангарска»), активному продвижению ангарской продукции на внешние рынки.

     Особое  внимание будет уделено реальным успехам ангарчан в области муниципального управления, в частности, в управлении жилищно-коммунальным сектором, реализации ряда инновационных в масштабе Росси  проектов. Успехи местных спортивных клубов также являются важным элементом позитивного имиджа города, в связи с чем поддержку хоккейного клуба «Ермак» также следует признать одним из приоритетов в рамках реализации данной задачи.

 

      3.4 Основные направления  социально-экономической политики Ангарского муниципального образования 

     Социальная политика

     Основными направлениями социальной политики АМО являются:

     – обеспечение всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ, к числу  которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

     – поддержка приоритетов. Безусловная  приоритетность инвестиций в образование (как неотъемлемое условие развития общества), обеспечение физического  и нравственного здоровья населения, поддержку молодежи.

     В целом политика доходов населения  должна строиться исходя из того, что  по мере их роста высоко- и среднеобеспеченные семьи будут способны оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства, значительную часть услуг здравоохранения  и образования, широкий спектр услуг обязательного и добровольного страхования, высвобождая тем самым значительную часть бюджетных ресурсов.

     Для успешной реализации социальной политики необходим рост ассигнований на цели социального развития (с учетом принципа адресности и эффективности).

     Политика в сфере  здравоохранения

     Цель: Обеспечение доступной первичной  медико-санитарной помощью населения, действенного контроля за ее качеством.

     Задачи:

  1. реализация национального проекта в здравоохранении по развитию первичной медицинской помощи, повышение ее эффективности, восстановление диспансеризации;
  2. выработка системы взаимодействия с областными учреждениями, расположенными на территории АМО;
  3. улучшение показателей репродуктивного здоровья;
  4. улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи;
  5. совершенствование лекарственного обеспечения населения;
  6. укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
  7. снижение уровня младенческой смертности;
  8. снижение уровня материнской смертности;
  9. снижение уровня показателя онкологической запущенности;
  10. увеличение показателя обследования населения на раннее выявление больных туберкулезом;
  11. увеличение численности врачей и средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию.

     Направления развития:

  • Усиление профилактической направленности здравоохранения
  • Улучшение материально-технической оснащенности медицинских учреждений
  • Решение кадровых проблем медицинских учреждений
  • Развитие спорта и физической культуры
  • Реализация экологических программ

     Политика в области образования

     Цель: Развитие системы образования в  интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального  прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

     Задачи:

  1. расширение возможностей социализации учащихся через предпрофильную подготовку и профильное обучение;
  2. сохранение и укрепление здоровья детей и учащихся через гуманизацию образования;
  3. приведение учебно-материальной базы образовательных учреждений соответствие с требованиями санитарной и пожарной безопасности;
  4. определение приоритетов в образовании на муниципальном уровне;
  5. повышение роли дошкольного образования в воспитании детей и подготовке их к школе

     Направления развития:

  • Переход к вариативному предоставлению дошкольных образовательных услуг
  • Расширение общественной составляющей управления образованием
  • Создание системы целевой подготовки специалистов совместно с учебными заведениями и предприятиями, содействие интеграции учреждений начальной профессиональной подготовки и вузов

     Политика в сфере  культуры

     Цель: Формирование единого культурного  пространства, создание условий для  обеспечения выравнивания доступа  к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.

     Задачи:

  1. сохранение и эффективное использование исторического наследия, духовных и материальных памятников, современных достижений культуры и искусства различных видов, типов и жанров;
  2. формирование культурно-исторического сознания посредством развития краеведческой деятельности, расширения влияния музейной и библиотечной среды, театрально-музыкального пространства, возрождения и внедрения художественных ремесел, фольклора, сохранения и поддержки национальных культур, традиционных форм культурной деятельности;
  3. развитие социального партнерства с общественными объединениями, некоммерческими организациями в сфере культуры и искусства;
  4. поддержка инновационных и социально-значимых проектов по развитию художественного творчества в области;
  5. сохранение и наращивание кадрового и интеллектуального потенциала сферы культуры и искусства, совершенствование подготовки кадров и повышения их квалификации,
  6. совершенствование и расширение музейной и библиотечной среды;
  7. укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
  8. включение существующей системы культуры и искусства в социально-экономические процессы и проекты Иркутской области и Российской Федерации.

Информация о работе Разработка методологии выбора стратегии социально-экономического развития муниципального образования