Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:26, дипломная работа
Появление денег как эквивалента стоимости любого товара или услуги в значительной степени способствовало развитию тесных экономических взаимоотношений между странами и универсализации понятий богатства и капитала, надолго закрепив за золотом роль денежного металла и прочно обосновав его место хозяйственной деятельности людей.
По прошествии более тридцати лет со времени отказа мировым сообществом от использования золота в качестве прямого средства расчетов и платежей, определившего его в качестве товара, благородный металл не только не исчез из сферы финансов, но в значительной степени подорожал, подтвердив свойство реальной, а не номинальной стоимости. Этому способствовала глобализация мировой экономики и ее финансового сектора.
Мерные слитки - слитки драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 года - советскими) аффинажными организациями в соответствии с действующими государственными, отраслевыми стандартами и стандартами предприятий, а также слитки иностранного производства, соответствующие международным стандартам качества, массой 1 кг и менее с содержанием химически чистого основного драгоценного металла не менее 99,99% лигатурной массы слитка, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской Ассоциацией Участников Рынка драгоценных металлов и Участниками Лондонского Рынка Платины и Палладия. Мерные слитки – это слитки различных масс не превышающие 1 кг, размерный ряд мерных слитков в граммах хорошо представлен на нашем рынке в золоте: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 грамм.
Субъекты добычи и производства драгметаллов представлены на рынке предприятиями золотоплатиновой промышленности. По российскому законодательству данные субъекты могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы, в пользование только на основании лицензий на добычу драгоценных металлов.
Лицензирование деятельности в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, их добычи осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия.
Организации могут осуществлять добычу драгоценных металлов, как собственными силами, так и на договорной основе с другими организациями. При этом в рамках договора между добывающими организациями каждая из них должна иметь необходимые лицензии.
В качестве институциональных инвесторов выступают государственные органы в лице Гохрана России (до 21 января 1996 года – Роскомдрагмет), уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банка России и специально уполномоченные банки.
Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней» [11].
Госфонд драгоценных металлов и драгоценных камней составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Данный фонд предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Ценности, зачисленные в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Решения о пополнении и расходовании ценностей фонда принимаются Президентом и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением [18] основными функциями Гохрана России являются:
1) участие в подготовке проектов планов формирования Госфонда России и отпуска ценностей из него, а также отчета о пополнении и расходовании данных ценностей;
2) приобретение ценностей для пополнения Госфонда России на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации, принятых во исполнение решений Правительства Российской Федерации;
3) отпуск ценностей Госфонда России на основании приказов Минфина России, принятых во исполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4) зачисление в Госфонд России ценностей, приобретенных для его пополнения, а также ценностей, перешедших (обращенных) в собственность государства.
Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации может пополняться за счет:
- драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней;
- уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи;
- принудительно изъятых в установленном законом порядке [8] драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
- приобретенных у организаций, осуществляющих скупку, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- скупленных у граждан драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
- лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- кладов драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
- бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;
- драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения;
- изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней государственных наград [19] бывшего СССР, предназначенных для выдачи в установленном порядке награжденным лицам (законным представителям награжденных лиц) или подлежащих сдаче на государственное хранение;
- изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней подарков, полученных гражданами Российской Федерации в связи с государственной деятельностью;
5) обеспечение преимущественного права покупки ценностей для пополнения Госфонда России в соответствии с 41-ФЗ;
6) прием, хранение и обеспечение сохранности ценностей;
7) организация и проведение экспертных работ по отнесению ювелирных изделий, самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных;
8) транспортировка ценностей;
9) осуществление государственного контроля над качеством сортировки и оценки драгоценных камней;
10) учет сделок с необработанными драгоценными камнями;
11) информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Российской Федерации в Кимберлийском процессе;
12) сортировка, обработка, оценка, экспертиза драгоценных металлов и драгоценных камней, участие в процессе сертификации драгоценных металлов и драгоценных камней;
13) реставрация уникальных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда;
14) бухгалтерский учет ценностей Госфонда России и забалансовый учет ценностей, которые находятся в музеях и других культурно-просветительских учреждениях;
15) разработка и представление на утверждение в Минфин России проектов прейскурантов цен на драгоценные камни, закупаемые в Госфонд России и реализуемые из него;
17) организация и проведение в установленном порядке на территории Российской Федерации и за рубежом выставок ценностей Госфонда России, в том числе Алмазного фонда Российской Федерации, включая постоянно действующие выставки на территории Российской Федерации, организуемые по решениям Правительства Российской Федерации.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации пользуются так называемым «правом второй руки» для пополнения государственных фондов соответствующих субъектов на территории которых были добыты драгоценные металлы.
Как и Гохран России, данные органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов при условии, что не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки был заключен договор купли-продажи драгоценных металлов. Кроме того, обязательным условием является авансирование субъектов их добычи в счёт платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона № 86-ФЗ [7] Банк России может покупать, хранить и продавать драгоценные металлы.
В соответствии с действующим законодательством, Банк России может приобретать драгоценные металлы только через специально уполномоченные банки на основании заключаемых с ними Генеральных соглашений.
Центральный банк осуществляет покупку слитков золота и серебра у пользователей недрами по договорам купли-продажи с предварительным авансированием. Данные сделки подлежат обязательной регистрации Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням [10]. Центральный банк Российской Федерации и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра у пользователей недр за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения).
Учитывая, что согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Центральный банк не может осуществлять операции с инвесторами и промышленными потребителями, покупка слитков золота и серебра также производится только через уполномоченные коммерческие банки. Причем покупка может осуществляться как непосредственно, так и по договорам комиссии или по специальным счетам.
Такая схема взаимоотношения участников рынка ставит кредитные организации в центр системы обращения слитков драгоценных металлов.
Сделки заключаются каждый рабочий день с 14 до 17 часов по факсу. Банк присылает оферта или предложение и спецификацию, подписанные руководителем банка, либо лицом, имеющим доверенность на совершение данных операций. В этот же день высылается подтверждение по факсу, подписанное одним из руководителей Банка России. При получении коммерческим банком факса от Банка России сделка считается заключенной.
Законодательно [25] установлены минимальные размеры партий драгоценных металлов по одной сделки купли-продажи с кредитной организацией:
- золота – 55 кг;
- серебра – 1000 кг;
- платины – 25 кг;
- палладия – 9 кг.
Приобретенные драгоценные металлы Банк России направляет на формирование золотых резервов страны, на чеканку монет с последующей их реализацией коммерческим банкам, а также на операции, осуществляемые на внешнем и внутреннем рынках.
Объем золота в золотовалютных резервах страны на 1 марта 2011 года составил 25,5 млн чистых тройских унций (793,14 тонны). По сравнению с 1 февраля 2011 года физические запасы выросли на 0,39%, или на 0,1 млн унций (3,1 тонны). За предыдущий год запасы золота в золотовалютных резервах России выросли на 23,9% (на 152,4 тонны) до 25,4 млн унций.
За 2009 год запасы золота в Центральном Банке Российской Федерации выросли на 4,1 млн унций (127,5 тонны) до 20,5 млн унций — на 1 января 2010 года (637,6 тонны).
Специально уполномоченные банки - коммерческие банки, специально уполномоченные Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами. Обязательным условием является наличие лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами.
На март 2011 года 207 банков имеют лицензии на операции с драгоценными металлами. Тем не менее, в своих балансах счета драгметаллов имеют только около 130 банков, ненулевые остатки на 1 декабря 2010 года – 108 банков, а вложения более 10 млн. рублей – 65 банков. То есть менее половины кредитных организаций, имеющих «драгоценную» лицензию, действительно заинтересованы в развитии данного направления в своем портфеле.
Промышленные потребители – российские и иностранные предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты).
Динамичное развитие всех сегментов вторичного рынка драгоценных металлов способствует как развитию рынка в целом, так и имеет большое значение для экономики страны.
В структуре вторичного рынка драгоценных металлов можно выделить следующие сегменты:
1. Межбанковский рынок. Субъектами данного рынка являются коммерческие банки и Банк России, а объектом – драгоценные металлы в форме слитков и монет. Здесь с использованием металлов могут проводиться различные виды операций: кассовые (текущие) операции, срочные операции, типа «своп», депозитные операции и так далее.
2. Оптовый рынок. Субъектами оптового рынка являются промышленные потребители, инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды и так далее. Драгоценные металлы в силу своих специфических физических свойств долгое время использовался в радиотехнической, машиностроительной промышленности, в военно-промышленном комплексе. Общее падение производства в этих отраслях, а также появление современных технологий способствовали тому, что спрос на драгоценные металлы со стороны промышленных потребителей за последние годы значительно снизился
3. Розничный рынок. К субъектам розничного рынка драгоценных металлов относятся частные инвесторы: тезавраторы и спекулянты. Тезаврация - накопление капитала в форме золотых слитков, монет или ювелирных изделий (колец, браслетов) частными лицами.Цели данных субъектов различны: от использования изделий из драгоценных металлов в качестве сувенира, до получения прибыли или хеджирование от рисков.
Информация о работе Работа банков на рынке драгоценных металлов на примере втб