Пути совершенствования функционирования и развития локального рынка жилья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

В самом общем виде, рынок можно определить как:
1) совокупность отдельных сегментов потребителей, которые дифференцируют покупательский спрос и формируются в результате комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и психологических факторов;
2) сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения товара в деньги и обратного превращение денег в товар;
3) совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, произведенных в различных областях экономики;

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА  ЖИЛЬЯ 

    1. Понятие и характеристика локального рынка жилья
 

    В самом общем виде,  рынок можно  определить как:

    1) совокупность отдельных сегментов потребителей, которые дифференцируют покупательский спрос и формируются в результате комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и психологических факторов;

    2) сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения товара в деньги и обратного превращение денег в товар;

    3) совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, произведенных в различных областях экономики;

    4) система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров (услуг), а также движения денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов (контрагентов), определении цен, формировании и использовании ресурсных источников;

    5) сфера обращения товаров и капиталов, а также движения рабочей силы и других факторов производства1.

    Рынок жилья -  это сегмент рынка недвижимости. Рынок жилья представляет собой определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяется пространство между различными конкурирующими вариантами пользования. К недвижимости в жилищной сфере относятся жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, содержания и элементы инженерной инфраструктуры2.

    Рынок жилья, как любая саморегулирующаяся система характеризуется спросом, предложением, ценой, инфраструктурой.

    Муниципальный рынок жилья – рынок жилья или товарной группы, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного города3.

    Понятие «локальный рынок жилья» тесно связано  с понятиями «локальная система  расселения» и «локальный рынок».

    В настоящее время существует достаточно много различных подходов к определению  понятия «локальный», нами были выделены основные из них.

    Первый  подход, заключается в том, что  под локальной системой расселения следует понимать «расположенную в  рамках компактной территории сеть поселений, объединенных между собой производственными  связями, системой обслуживания населения, транспортной сетью (или системой), системой информации, единой политикой охраны окружающей среды, централизацией управления «автономными объектами системы»4.

    Таким образом, локальная система расселения – это первичная территориальная  ячейка общества, объединяющая коллективы и отдельных людей совместным проживанием на территории в рамках одного или нескольких близко расположенных поселений.

    Второй  подход, отражен в  современной  экономической литературе и подразумевает  следующее определение локального рынка. «Локальный рынок – это рынок определенного товара или группы взаимозаменяемых товаров, географические границы которого лежат в пределах муниципального образования»5.

    Локальный рынок жилья выходит за границы  собственно городской черты, так  как человек всю свою жизнедеятельность осуществляет в социальных границах6. Таким образом, локальный рынок жилья следует рассматривать в рамках социальных границ, которые можно определить как ореал ежесуточной жизнедеятельности людей, работающих или проживающих как на территории города, так и ближайшем окружении.

          В ежесуточном цикле  жизнедеятельности человека существуют две основные точки «жилье» и  «место работы», между которыми он осуществляет весь цикл своей жизнедеятельности. Поэтому локальный рынок жилья  включает не только территорию города, но и пригородную зону. Таким образом, локальный рынок жилья крупного города охватывает границы муниципального образования, а не только города.

    Третий  подход, заключается в рассмотрении локального рынка, как рынка в  границах города или составной его части, например района.

    В данной работе, мы придерживаемся первого  подхода. Тем самым, локальный рынок  жилья – это рынок жилья, охватывающий территорию муниципального образования  и близко расположенных к нему поселений объединенных между собой производственными связями, системой обслуживания населения, транспортной сетью (или системой) и характеризующийся качественными характеристиками представленного жилья, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением жилья, сложившейся рыночной инфраструктурой. Данный подход, отражается в классификации города Екатеринбурга и ближайших территорий по ценовым поясам.  

    Различные сегменты локального  рынка жилья  отличаются друг от друга асинхронностью развития, уровнем цен и рисков, эффективностью инвестиций в жилье, и особенно состоянием законодательства, политической и социальной стабильностью и т.д.

    В условиях современной экономики  рынок жилья характеризуется  тремя позициями:

    1. Сфера вложения капитала в  объекты недвижимости и систему  экономических отношений, возникающих при операциях с недвижимостью.

    2. Сфера, где объекты рынка выступают  как товары особого рода.

    3. Рынок услуг, создающий условия  для жизнедеятельности и жизнеобеспечения  человека во всей многогранности  их свойств и проявлений7.

    Таким образом, рынок жилья – интегрированная  категория, которой присущи черты  рынков товаров, инвестиций и услуг. С экономико-философской точки  зрения рынок жилья – это инфраструктурная категория, связанная с созданием  условий, необходимых для осуществления производственной, коммерческой, социальной, экологической и иной деятельности.

    Такая трактовка не противоречит узконаправленному  пониманию рынка, подразумевающему экономическую функцию сведения вместе покупателей и продавцов.

    Рынок жилья характеризуется: абсолютной неподвижностью представленных объектов, большой зависимостью цены объекта от месторасположения, уникальностью каждого объекта, ограничением контроля над ценами, необходимостью наличия значительных капиталов для вступления на рынок, неполной и неточной информацией и тем, что конкурентоспособность товара во многом определяется окружающей внешней средой, специфичностью индивидуальных предпочтений покупателей.

    Рынок жилья в отличие от других рынков товаров и услуг обладает специфическими признаками, так как на него поставляется единственный вид товара – жилье8.

    Выделяют  шесть  характерных особенностей, отличающих жилье от других товаров9.

  1. Жилищный  фонд неоднороден: жилища отличаются по размерам, местоположению, времени постройки, внутренней планировке, отделке и коммунальным удобствам (это в основном и определяет его рыночную стоимость). Данная особенность определяет существенную дифференциацию в доходах между объектами одного типа в пределах даже одной местности.
  1. Жилье является недвижимостью: перемещать его из одного места в другое непрактично.
  1. Жилье долговечно: если содержать его в порядке, то оно может служить несколько десятилетий.
  1. Затраты на содержание жилья, налоги10.
  1. Высоки  издержки его приобретения (до 10% от цены объекта): чтобы приобрести жилье, обычная семья должна либо долго копить, либо взять в заем крупную сумму денег.
  1. Высоки  издержки переезда: денежные – стоимость собственно переезда и психологические, связанные с изменением привычного окружения – друзей, соседей, школы, магазинов и т.д.

    Особое  значение для жилищного рынка  имеет местоположение жилья. Покупатель жилья приобретает вместе с ним  и определенный набор характеристик  местности:

  1. Доступность к рабочим местам, магазинам, местам развлечений, которая зависит от положения, может быть очень разной;
  1. Обеспеченность  общественными услугами (школы, пожарная команда, милиция и т.д.);
  1. Окружающая  среда (качество воздуха, воды уровни шума);
  1. Ландшафт, внешние характеристики домов и  участков11.

    Жилье как товар несет в себе свои функции. По мере развития общества расширяются и дифференцируются функции жилья.

    Исходя  из деления потребностей на биологические  и социальные, авторы выделили четыре группы основных функций жилья. Первые три группы функций жилья связаны  в основном с биологическими потребностями, а четвертая группа с социальными потребностями человека. Все функции жилья взаимосвязаны и выполняются одновременно.

    Первая  группа функций жилья связана с потребностью в изоляции человека от внешней среды. Жилье позволяет защитить человека от неблагоприятных воздействий природных и социальных условий. Данные функции жилье выполняло на протяжении всей истории развития общества.

    Вторая  группа функций жилья  также связана с обеспечением благоприятной среды обитания человека. Данные функции возникают в условиях урбанизации и развития научно-технического прогресса. К ним относятся следующие функции жилья:

    - защита от вредных веществ,  содержащихся в воздухе крупных  городов (выше ПДК);

    - защита от повышенного уровня  шума, вызванного средствами городского  транспорта, работой предприятий и т.д.;

    - защита от повышенного уровня  радиации;

    - изоляция от избыточной информации;

    - изоляция от чрезмерного количества  социальных контактов;

    - защита от нервно-психического  переутомления, вызванного напряженным  ритмом городской жизни.

    Особенно  возросло значение данных функций жилья  для крупных городов, испытывающих в значительно большей степени, чем другие виды населенных пунктов, негативные последствия развития научно-технической  революции. 

    В настоящее время, в РФ от 40 до 60 млн. человек живут в городах, где допустимая концентрация вредных веществ в 5-10 раз превышает норму. В этих условиях жилье позволяет в значительной степени уменьшить воздействие загрязненного воздуха на здоровье человека.

    Третья  группа функций жилья  обеспечивает полноценное удовлетворение других естественных потребностей человека. К ним относятся, прежде всего, потребности в пище (приготовление, прием, хранение), одежде (хранение, стирка, ремонт и т.д.), обуви (хранение и т.д.). По мере развития общества, данные функции частично выносятся за пределы жилья. Приготовление пищи, уход за одеждой и обувью все в большем объеме осуществляют предприятия сферы услуг.

    Тем не менее, удовлетворение данных биологических  потребностей никогда не будет полностью  вынесено за пределы жилья, следовательно, будут сохраняться и существующие функции.

    Кроме того, к биологическим функциям жилья  также относятся потребности  связанные со сном, отдыхом, продолжением рода, поддержанием здоровья, выполнением  гигиенических процедур, а также с личной безопасностью и сохранностью имущества.

    Значение  данных функций жилья для современного человека (особенно жителя крупного города) не только не уменьшается, но и возрастает. Например, житель большого города все  больше нуждается в отдыхе (релаксации) после напряженного рабочего дня и городской суеты, для снятия общего и нервно-психического переутомления. В этих условиях жилье, особенно благоустроенное и улучшенной планировки, становится важным фактором поддержания не только физического, но и психического здоровья человека.

Информация о работе Пути совершенствования функционирования и развития локального рынка жилья