Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12
2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Реформы рынка труда в ЕС, осуществляемые последние полтора десятилетия, и меры по стимулированию занятости способствовали созданию новых рабочих мест, снижению безработицы и повышению доли экономически активного населения, росту производительности труда. Намеченная в 2000 г. Лиссабонской стратегией цель – обеспечить в регионе к 2010 г. уровень занятости в 70 % – в Великобритании, Дании, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Швеции достигнута в 2007 г. Уровень безработицы в регионе к 2007 г. сократился до 7,6 % и был самым низким за последние полтора десятилетия [10, с. 66].
Сохраняются серьезные структурные проблемы на рынках труда в Испании, Бельгии, Греции, Италии: недостаточные темпы роста занятости в отдельных регионах, особенно среди женщин, лиц старшего возраста. Высокий уровень безработицы в ряде присоединившихся к ЕС стран Центральной и Восточной Европы [11, с. 118].
Несмотря на отставание в уровнях экономического развития, недостаточную абсорбционную способность внутреннего рынка труда и более низкую оплату труда в странах – новичках Евросоюза, уровень внутрирегиональной миграции рабочей силы все еще низок. Люди предпочитают оставаться безработными в своей стране, нежели отправляться на поиск рабочего места в другом государстве. Число граждан одной страны – члена ЕС, проживающих и работающих в другой стране ЕС, не превышает 1,5 %. Поэтому, хотя регион и обладает собственными ресурсами для заполнения рынка труда, низкая мобильность собственных трудовых ресурсов приводит к тому, что их место занимают иммигранты из третьих стран. Решение этих проблем правительства стран ЕС связывают с курсом на консолидацию государственных финансов, более полным использованием стимулирующей функции налогов в воздействии на рынок труда и капитала, повышением региональной мобильности рабочей силы, развитием межгосударственного сотрудничества стран ЕС в сфере подготовки и повышения квалификации кадров.
Уровень
безработицы в европейских
Таблица 2.2 – Уровень безработицы в странах Европейского Союза (в % к экономически активному населению)
Страна | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Австрия | 3,6 | 3,6 | 4,0 | 4,3 | 4,9 | 5,2 | 4,7 | 4,4 | 3,8 |
Бельгия | 7,0 | 6,6 | 7,5 | 8,2 | 8,5 | 8,5 | 8,3 | 7,5 | 7,0 |
Болгария | 16,3 | 19,4 | 17,6 | 13,7 | 12,0 | 10,1 | 9,0 | 6,9 | 5,6 |
Великобритания | 5,5 | 4,8 | 5,1 | 4,8 | 4,6 | 5,0 | 5,4 | 5,3 | 5,3 |
Венгрия | 6,4 | 5,7 | 5,8 | 5,7 | 6,1 | 7,2 | 7,5 | 7,4 | 7,8 |
Германия | 7,9 | 7,9 | 8,7 | 10,0 | 11,0 | 11,1 | 10,3 | 8,6 | 7,5 |
Дания | 4,6 | 4,8 | 4,7 | 5,5 | 5,6 | 5,0 | 4,1 | 4,0 | 3,4 |
Ирландия | 4,3 | 3,7 | 4,2 | 4,4 | 4,4 | 4,3 | 4,0 | 4,0 | 5,2 |
Испания | 13,9 | 10,6 | 11,5 | 11,5 | 11,0 | 9,2 | 8,5 | 8,3 | 11,3 |
Италия | 10,5 | 9,5 | 9,0 | 8,7 | 8,0 | 7,7 | 6,8 | 6,1 | 6,7 |
Латвия | 14,4 | 13,1 | 12,0 | 10,6 | 10,4 | 8,7 | 6,8 | 6,0 | 7,5 |
Литва | 16,4 | 17,4 | 13,8 | 12,4 | 11,4 | 8,3 | 5,6 | 4,3 | 5,8 |
Нидерланды | 3,1 | 2,5 | 3,1 | 4,0 | 5,0 | 5,1 | 4,2 | 3,5 | 3,0 |
Польша | 16,1 | 18,2 | 19,9 | 19,6 | 19,0 | 17,7 | 13,8 | 9,6 | 7,1 |
Португалия | 3,9 | 4,0 | 5,0 | 6,3 | 6,7 | 7,6 | 7,7 | 8,0 | … |
Румыния | 7,1 | 6,6 | 8,4 | 7,0 | 8,0 | 7,2 | 7,3 | 6,4 | 5,8 |
Словакия | 18,6 | 19,2 | 18,5 | 17,4 | 18,1 | 16,2 | 13,3 | 11,0 | 9,6 |
Финляндия | 9,7 | 9,1 | 9,1 | 9,0 | 8,8 | 8,3 | 7,7 | 6,8 | 6,4 |
Франция | 10,0 | 8,8 | 8,9 | 8,5 | 8,8 | 8,8 | 8,8 | 8,0 | 7,4 |
Чешская Республика | 8,8 | 8,1 | 7,3 | 7,8 | 8,3 | 7,9 | 7,1 | 5,3 | 4,4 |
Швеция | 4,7 | 4,0 | 4,0 | 4,9 | 5,5 | 6,0 | 5,4 | 6,1 | 6,2 |
Эстония | 13,6 | 12,6 | 10,3 | 10,0 | 9,7 | 7,9 | 5,9 | 4,7 | 5,5 |
Источник:
таблица составлена основе данных Национального
статистического комитета Республики
Беларусь [8, с.
577]
Таким образом, анализ данных таблицы 2.2 показывает, что на протяжении 2000-2008 гг. самый высокий уровень безработицы наблюдался в Испании: 13,0 % в 2000 г., 9,2 % – в 2005 г., 11,3 % – в 2008 г. Остается высоким уровень безработицы в ряде присоединившихся к ЕС стран Восточной Европы. В Польше уровень безработицы на конец 2008 г. был 7,1 %, в Словакии – 9,6 %, в Болгарии – 5,6 %., в Латвии – 7,5 %. Сохраняются серьезные структурные проблемы на рынках труда в Бельгии, Греции, Италии.
Следовательно,
как следует из изложенного во
второй главе, на уровень и особенности
рынка труда в различных
Обобщая
зарубежный опыт по регулированию рынка
труда, можно констатировать, что
не следует переоценивать роль государства
и связывать с усилением его
вмешательства в экономику
3
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
3.1
Тенденции развития
и состояние рынка
труда в Республике
Беларусь
Формирование белорусского рынка труда началось с 1991 года. За 1991-2010 гг. в Республике Беларусь созданы нормативно-правовая база регулирования рынка труда, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.
В развитии официальной части рынка труда Республики Беларусь можно выделить три этапа [12, с. 83].
Первый этап (1991-1996 гг.) – характеризуется переходом от административно-командного к экономическому механизму рынка использования трудовых ресурсов и становлением спросоограниченного рынка труда. Характерными тенденциями этого периода являлись возникновение и рост уровня безработицы, увеличение масштабов высвобождения избыточной рабочей силы, рост обращений в службу занятости (т.е. предложения труда) и общее нарастание напряженности на рынке труда. Вместе с тем, на этом этапе начали выполняться важные функции рынка труда: перелив и размещение рабочей силы по критерию эффективности (что выражалось в освобождении предприятий от избыточной занятости); стремление к повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, поскольку в условиях рыночных отношений наиболее уязвимыми становятся лица с ограниченной конкурентоспособностью. Об этом свидетельствует динамика структуры безработицы, в которой расширяется доля молодежи, лиц со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин (стабильно более 2/3) [13, с. 168].
В Беларуси в результате сокращения объемов производственно-хозяйственной деятельности, происходившего в этот период в большинстве отраслей экономики, количество рабочих мест и соответственно спрос на рабочую силу сократились. Но темпы сокращения спроса оказались значительно ниже размеров сокращения производства. Основная причина такого несоответствия – возникновение и быстрый рост фиктивного спроса. Администрации предприятий, считая возникшие трудности временными и надеясь на благоприятное изменение экономической ситуации в ближайшей перспективе, стремились сохранить трудовые коллективы для дальнейшего развития производства в недалеком будущем. Кроме того, дефицит финансовых ресурсов препятствовал проведению дорогостоящего массового сокращения персонала, выгоднее было отправлять работников в административные отпуска. Государство, региональные и местные органы также стремились сдерживать массовое увольнение работников, в результате которого могла резко усилиться социальная напряженность в стране, регионах. Кроме того, несовершенство, неполнота законодательной базы не способствовали высвобождению работников. Так, Закон о банкротстве до настоящего времени не действует в полную силу. По этим причинам значительная часть работников переводилась на режим неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, использовалась практика предоставления отпусков, частично или полностью не оплачиваемых. Особенно больших масштабов фиктивный спрос на рабочую силу достиг в легкой промышленности, машиностроении, где такие административные отпуска предоставлялись до половины всех работников, а более четверти вынуждены были работать неполное рабочее время.
За этот период произошло значительное изменение отраслевой структуры спроса под влиянием структурной перестройки экономики, а также неравномерного сокращения объемов производства по отраслям (например, сокращение объемов производства в обрабатывающих отраслях значительно опережало спад в добывающих). Значительные изменения произошли также в территориальной структуре спроса под влиянием неравномерного сокращения спроса по регионам страны. По мере стабилизации производства, а затем экономического роста спрос на рабочую силу начнет увеличиваться.
Отметим,
что все страны с переходной экономикой
ощутили сходные тенденции. Нуждается
в комментарии факт роста безработицы
на этом этапе, воспринимаемый как отрицательное
явление. Представляется, что данный
показатель начинал означать реальное
состояние рынка труда и
Второй этап (1997-2000 гг.) – характеризуется усилением государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдавался экстенсивным факторам экономического роста и контролю за количественными параметрами. Официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда, связанный с неквалифицированной рабочей силой, а первичный рынок труда перемещается за пределы видимости государственной службы занятости.
Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 1/2 всех безработных. Объяснений данному обстоятельству несколько. Во-первых, в условиях наращивания ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается реальная заработная плата, что, несомненно, инициирует увольнения (до 90% уволившихся определяют это как основную причину увольнения). Во-вторых, за этой причиной могло стоять завуалированное высвобождение «по соглашению сторон», когда работника пассивно вынуждают к уходу с предприятия [14, с. 12]. Обратим внимание на то, что сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение.
Достигнутый на этом этапе уровень регистрируемой безработицы – 2,1 % в республике – можно, по мнению экономистов, принять за естественный минимальный уровень, который не может быть далее снижен без необратимых изменений в системе использования труда (т.е., возвращения к всеобщей занятости). Таким образом, на этом этапе формируется разделение открытого рынка труда на официальную и неофициальную части, а также – увеличение объемов скрытого рынка труда.
Третий этап (2001 г. – настоящее время). Рассмотрение ситуации на рынке труда в данный период свидетельствует о том, что картина на официальной части открытого рынка не отражает всех проблем в области занятости и безработицы. Уровень регистрируемой безработицы снизился в 2010 г. до 0,7 % от экономически активного населения республики [12, с. 85].
Задачи построения инновационной экономики и глобализация, сопровождающиеся повышением требованием к качеству рабочих мест и персоналу, объективно обусловливают необходимость пересмотра базовых ориентиров развития рынка труда, изменения его качественных характеристик.
Классический
алгоритм анализа модели рынка труда
предполагает анализ предложения труда,
спроса на него, заработной платы (цены
труда), безработицы и
Причем численность трудовых ресурсов, несмотря на снижение в середине 90-х гг. в целом возросла (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Соотношение численности населения и трудовых ресурсов
в
Республике Беларусь
в 1991–2010 гг.
Специалисты
объясняют эту тенденцию
Таблица 3.1 – Количественная характеристика предложения на рынке труда Республики Беларусь
Год |
Численность населения, тыс. чел. |
Трудовые ресурсы тыс. чел. |
Экономически активное
население |
Экономически
неактивное
население | ||
тыс. чел. |
доля в
трудовых ресурсах, % |
тыс. чел. |
доля в
трудовых ресурсах, % | |||
1991 | 10212,5 | 6025,0 | 5318,0 | 88,26 | 707,0 | 11,74 |
1995 | 10210,4 | 5848,7 | 4524,2 | 77,35 | 1324,5 | 22,65 |
2000 | 10019,5 | 6004,6 | 4537,0 | 75,55 | 1467,6 | 24,45 |
2004 | 9800,1 | 6182,7 | 4428,2 | 71,62 | 1754,5 | 28,38 |
2005 | 9750,5 | 6210,2 | 4426,3 | 71,27 | 1783,9 | 28,73 |
2006 | 9714,0 | 6227,9 | 4466,1 | 71,71 | 1761,8 | 28,29 |
2007 | 9689,8 | 6241,4 | 4525,2 | 72,50 | 1716,2 | 27,50 |
2008 | 9493,2 | 6251,6 | 4638,1 | 74,19 | 1613,5 | 25,81 |
2009 | 9480,2 | 6230,8 | 4667,9 | 74,92 | 1562,9 | 25,08 |
2010 | 9481,1 | 6071,0 | 4693,0 | 77,30 | 1378,0 | 22,70 |