Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12
2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Для достижения поставленных целей государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на со стояние рынка труда, в составе которых различают две группы:
1) административные, или прямые;
2) экономические, или косвенные [2, с. 146].
Из административных методов наиболее сильное и непосредственное влияние на состояние рынка труда оказывают:
• установление нормативного уровня минимальной заработной платы, обязательного для предприятий, организаций бюджетного и небюджетного секторов экономики;
• регулирование уровня заработной платы работников бюджетной сферы посредством Единой тарифной сетки и др. [2, с. 147]
Применение каждого из перечисленных методов требует разработки соответствующего инструментария и методики его использования в регулирующих целях. Например, Единая тарифная сетка содержит тарифные разряды, межразрядные коэффициенты, максимальную тарифную ставку первого, низшего разряда. Уровень оплаты труда работников каждого разряда рассчитывается как произведение ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Величина ставки первого разряда периодически пересматривается, а коэффициенты уточняются в отношении их обоснованности, отражения ими различий в качественных характеристиках труда работников различных разрядов.
Иная
методика административного
На основе этого документа закладываются отраслевые, региональные соглашения, посредством которых регулируется весь комплекс социально-трудовых отношений в отдельных отраслях, регионах. Это более конкретные документы. В них определен уровень оплаты труда работников отраслей, который зависит в основном от прогнозируемого уровня рентабельности (прибыльности) отраслей, предусмотрены оптимальные соотношения между минимальной, средней и максимальной заработной платой, минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, максимальной заработной платой и социальными выплатами. Содержание отраслевых тарифных соглашений направлено на защиту интересов как работников, так и работодателей: работодатель не может произвольно изменить условия труда, в том числе и тарифные, не в пользу работника, а работники не могут предъявлять новые требования по тем аспектам социально-трудовых отношений, которые отражены в соглашении.
На уровне предприятий (фирм), организаций в качестве регулятора социально-трудовых отношений используются коллективные договоры, заключаемые между представителями администрации и представителями коллективов работников предприятий. В коллективных договорах конкретизируется содержание отраслевых соглашений, более точно определяются параметры социально-трудовых отношений (тарифные, условий труда, охраны труда и др.) с учетом специфики хозяйственной деятельности каждого предприятия (технологической, природно-климатической, экономической и др.).
В качестве административного инструмента государственного регулирования оплаты труда работников бюджетного и небюджетного секторов экономики используется норматив минимальной заработной платы, устанавливаемый Правительством. Величина норматива должна соответствовать прожиточному минимуму, а размер фактической минимальной заработной платы работников обоих секторов экономики не может быть ниже этого норматива. Государство посредством этого норматива устанавливает низшую границу оплаты труда на социально допустимом воспроизводственном уровне. В настоящее время этот норматив не действует, т.е. его регулирующая функция не выполняется, так как величина его в несколько раз ниже прожиточного минимума. Повышение регулирующей роли данного норматива очень актуально для Беларуси, так как за чертой бедности, которая должна быть зафиксирована в нем, находится значительная часть населения страны.
В условиях развития рыночной экономики возрастающую значимость в механизме государственного регулирования рынка труда приобретают экономические методы. Для увеличения спроса на рабочую силу государство стимулирует усиление инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, расширение ее масштабов, проявляющееся в увеличении количества рабочих мест. С этой целью используются различные экономические рычаги, из которых наиболее сильнодействующие – изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяйствующих субъектов. Удешевление кредитных ресурсов означает для хозяйствующих субъектов снижение затрат на производство продукции, услуг и соответственно увеличение массы прибыли, что непосредственно и в сильной степени стимулирует расширение масштабов хозяйственной деятельности. Дорогой кредит сдерживает развитие предпринимательской деятельности во многих отраслях экономики и особенно в отраслях с сезонным ритмом производства (сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и др.) [1, с. 162].
Не менее эффективный инструмент регулирования масштабов хозяйственной деятельности, эффективно используемый во всех странах с рыночной экономикой, – изменение налоговых ставок на доходы от этой деятельности. Мировой опыт, исследования ученых западных стран показывают, что при изъятии в форме налогов более 35 % прибыли стимулирующая функция налоговой системы снижается, если же изымается более 50 % прибыли, налоговая ставка начинает выполнять антистимулирующую функцию – масштабы хозяйственной деятельности и соответственно количество рабочих мест сокращаются.
Налоговая ставка – достаточно гибкий инструмент регулирования. Она может быть использована в адресной форме, посредством установления льготного (пониженного) уровня для предприятий (фирм), осуществляющих значительно большие в сравнении со среднеотраслевым уровнем вложения средств в расширение масштабов хозяйственной деятельности, увеличение количества рабочих мест.
В
условиях либерализации
Экономические методы регулирования государство использует и относительно предложения рабочей силы, его структуры, осуществляя меры по совершенствованию системы оплаты груда, т.e. повышению ее стимулирующей роли, и добиваясь снижения оттока рабочей силы из отраслей, где заработная плата не выполняет свойственные ей функции. В отраслях бюджетного сектора совершенствование оплаты труда происходит посредством совершенствования тарифной системы. В отраслях небюджетного сектора государство может влиять на оплату труда посредством оптимизации налоговых ставок на доходы предприятий (фирм) и таким образом оптимизации размера той части дохода, которая остается в их распоряжении и используется для оплаты труда.
Один из методов регулирования оплаты труда в современных условиях – нормирование состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг) при исчислении налогооблагаемой базы (прибыли). Оно препятствует включению в себестоимость элементов дохода и таким образом повышает обоснованность фактического объема дохода и той его части, которая расходуется на оплату труда. Большое влияние на желание работников трудиться на тех или иных предприятиях, в различных отраслях оказывают условия, состояние охраны труда, ее эффективность. Государство, влияя на эти факторы, имеет возможность косвенно регулировать характер воздействия их на предложение рабочей силы [2, с. 149].
Важным
элементом механизма
Большой объем регулирующего влияния осуществляется посредством разработки и реализации комплексных целевых программ – активного инструмента воздействия на состояние рынка труда. Их высокая эффективность определяется, во-первых, тем, что они направлены на решение конкретных взаимосвязанных проблем формирования цивилизованного, гибкого рынка труда. Во-вторых, в программах определены источники всех ресурсов (материальных, финансовых и др.), которые необходимы для выполнения заданий программы. В-третьих, в них определен состав участников и среди них – организации-исполнители и руководители, ответственные за выполнение отдельных стадий и всего объема работ программы. В-четвертых, в программах определены сроки, продолжительность отдельных этапов выполнения программы. Эти особенности позволяют сконцентрировать ресурсы многих источников, объединить усилия нескольких организаций, достичь высокого уровня организации работ и таким образом в кратчайшие сроки достичь целей программы и минимизировать затраты ресурсов.
Формирование
цивилизованного, гибкого рынка
труда требует от государственных регулирующих
органов проведения политики по повышению
роли активных мер воздействия на рынок
труда и снижению пассивных. Пассивные
и активные меры различаются своей направленностью.
Первые используются в основном для организации
материальной поддержки лиц, признанных
безработными, помощи в трудоустройстве.
Они не влияют на соотношение спроса и
предложения рабочей силы, не снижают
напряженность рынков труда. Активные
меры направлены на достижение максимального
соответствия всех трех параметров рынка:
спроса, предложения, цены рабочей силы.
Такими мероприятиями относительно спроса
являются действия, направленные на создание
новых рабочих мест, сохранение, перепрофилирование
существующих, на изучение факторов динамики
спроса, регулярный его мониторинг и др.
Относительно предложения – это действия,
направленные на подготовку и переподготовку
кадров, как потерявших работу, так и занятых,
с учетом изменяющегося спроса, на повышение
территориальной, межотраслевой, профессионально-
Совокупность административных и экономических инструментов государственного регулирования трудовыми рынками образуют систему, все элементы которой должны быть взаимосвязаны, взаимодополняемы. Системность – один из основных принципов построения государственного регулирующего механизма и одно из основных требований, предъявляемых к его качеству. Так, административные рычаги воздействия должны создавать благоприятные условия для внедрения экономических инструментов, достижения максимальной эффективности их использования. Взаимозависимость и взаимодополняемость должны быть присущи как административным, так и экономическим регуляторам, каждым в отдельности, т.е. они должны быть соизмеримы по степени влияния на основные параметры рынка труда. Другое важное требование, предъявляемое к качеству регулирующего механизма – его гибкость, способность, своевременно реагировать на изменяющиеся условия функционирования трудовых рынков, ситуации на них. Отдельные элементы механизма должны периодически корректироваться, совершенствоваться для достижения максимальной адекватности его реальной ситуации на рынке труда [2, с. 151].