Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы рынка труда и систему государственного регулирования занятости в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Реализация этой цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть сущность рынка труда как объекта государственного регулирования;
– рассмотреть механизм государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать опыт государственного регулирования сферы занятости на рынке труда в зарубежных странах (на примере США и стран Европейского союза);
ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ……………………………….….5
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования…………….5
1.2 Механизм государственного регулирования рынка труда…………….12
2 МИРОВОЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………..19
2.1 Государственное регулирование занятости в США…………………...19
2.2 Опыт государственного регулирования рынка труда в странах
Европейского союза……………………………………………………..23
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………..………...28
3.1 Тенденции развития и состояние рынка труда в Республике
Беларусь…………………………………………………………………..28
3.2 Основные направления государственного регулирования
занятости в Республике Беларусь………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Совершенствование процесса управления трудовыми рынками требует оценки эффективности регулирующего механизма. С этой целью необходим постоянный мониторинг последствий внедрения в хозяйственный механизм каждого административного, экономического регулятора и всей системы их. Для оценки эффективности используются соответствующие критерии и показатели. Один из критериев – характер изменения занятости (или незанятости) под влиянием механизма регулирования, а показатель – коэффициент воспроизводства занятости (незанятости) трудоспособного населения (Кв). Он может быть рассчитан по следующей формуле:
где Чс – численность безработных, снятых с учета, чел.;
Чн – численность прироста (новых) безработных, чел. [1, с. 166]
Если значение коэффициента превышает единицу, то имеют место увеличение (расширенное воспроизводство) занятости и сокращение (суженное воспроизводство) безработицы. Значение коэффициента ниже единицы свидетельствует об обратном характере соотношения процессов занятости и безработицы.
Другой показатель, используемый в оценке государственного механизма регулирования рынка труда, – коэффициент трудоустройства, рассчитываемый как отношение численности трудоустроенных безработных к численности ищущих работу.
Подводя итог изложенному в первой главе отметим, что рынок труда – это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования, обмена рабочей силы на жизненные средства и механизма его самореализации.
Состояние рынка труда определяется характером трех основных рыночных параметров: объемом, структурой спроса на трудовые ресурсы; объемом, структурой предложения трудовых ресурсов; уровнем цены рабочей силы (оплаты труда), динамикой параметров в анализируемом периоде.
В большинстве стран с рыночной экономикой наиболее приоритетными долгосрочными целями государственного регулирования занятости являются: достижение оптимального соотношения спроса и предложения рабочей силы и таким образом оптимального уровня безработицы, при котором экономические и социальные потери от незанятости – минимальные; сокращение продолжительности безработицы; снижение чрезмерно высокого уровня территориальной дифференциации состояния региональных рынков труда; обеспечение максимально полного соответствия размера оплаты труда и стоимости (цены) рабочей силы.
Для
достижения поставленных целей государственные
регулирующие органы используют различные
методы воздействия на со стояние рынка
труда, в составе которых различают две
группы: административные, или прямые
(создание новых рабочих мест, регулирование
уровня заработной платы, организация
помощи безработным и др.) и экономические,
или косвенные (изменение процентных ставок
банковских кредитов и налоговых ставок
на доходы хозяйствующих субъектов).
2.1
Государственное регулирование
занятости в США
Государственная политика США в сфере занятости и развития трудовых ресурсов имеет давнюю историю. Еще в 1790 г. Конгресс одобрил ассигнования на развитие государственного среднего образования. В 1862 г. в соответствии с «законом Моррилла» федеральное правительство выделило каждому штату территории для организации сельскохозяйственных колледжей, ставших впоследствии основой современной системы высшего образования.
В XX в. государственное регулирование в сфере занятости приобрело значительные масштабы. Большую роль в этом сыграла политика администрации Ф. Рузвельта, ставшей инициатором крупных программ общественных работ в целях создания рабочих мест. Были приняты законы о пенсионном страховании и страховании на случай безработицы, в 1933 г. создана государственная служба трудоустройства (согласно «закону Вагнера-Пейсера»).
В
период Второй мировой войны в
министерстве обороны и гражданских
государственных учебных
В
послевоенный период государственное
регулирование рынка рабочей
силы становится составной частью политики
правительства. В 1946 г. был принят Закон
о занятости, обязавший федеральное
правительство поддерживать максимальную
занятость в стране. С конца 1950-х
гг. в условиях развернувшейся научно-технической
революции государственное
До конца 1970-х гг. концептуальной основой деятельности государства на рынке труда являлись воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсиацы и институционалисты – Р. Гордон, Л. Ульман, С. Левитан). Они исходили из необходимости разработки целевых государственных программ, направленных на конкретные группы рабочей силы, их переобучение и обустройство. Критикуя своих коллег – неоклассиков и монетаристов, они отмечали, что полагаться на совершенство функционирования капиталистического рынка – опасная иллюзия. В 1980-е и 1990-е гг. в экономическом регулировании в США, в т.ч. и на рынке труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения» (А. Лаффер, Д. Гилдер, Д. Ванниски и др.) и неолибералов (М. Фридман, Г. Хайек и др.). Стали превалировать концепции, не связывающие безработицу с недостаточностью совокупного спроса. Безработицу, с одной стороны, начали трактовать как в значительной степени естественное и добровольное явление, объяснение которому лежит в поведении индивидов; с другой – объяснять высоким уровнем заработной платы и «негибкостью» последней: ставки заработной платы работников растут быстрее цен на продукцию, что приводит к увеличению издержек производства, не способствуя повышению занятости. Главная вина за это возлагается на профсоюзы, которые добиваются высокой зарплаты. Именно на этом подходе основывается так называемая кривая Филипса, устанавливающая обратную связь между инфляцией (являющейся следствием роста зарплаты) и безработицей. Долгие годы социально-экономическое регулирование в США и других западных странах «отталкивалось» от кривой Филипса. Многие экономисты и сегодня исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное – в данных величинах и безработице. Однако немало примеров того, что, несмотря на рост безработицы, цены растут.
Государственное
регулирование американского
В рамках этих программ, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг – образовании, медицинском обслуживании, коммунальном хозяйстве и т.д.). В результате уровень безработицы в конце 1970-х гг. снизился на 0,8 п.п.
Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, служба трудоустройства США, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), ведет регистрацию безработных, пытается найти вакансии, проводит тестирование претендентов на работу для определения их квалификации, занимается профессиональной ориентацией безработных, выплачивает пособия.
Система подготовки и переподготовки кадров в Соединенных Штатах представлена учреждениями высшей и средней школы, учебными курсами и центрами частных корпораций. Государственная система профессиональной подготовки развита достаточно слабо.
Перечисленные направления не исчерпывают всех способов воздействия государства на рынок труда. Большую роль играют меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Немалое влияние на рынок труда оказывает законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.
Основные условия получения пособия по безработице законодательно регулируются как на федеральном, так и на штатском уровнях. Максимальный срок его получения – 26 недель (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 недель). Средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 2006 г. было примерно 220 долл. (обычно это пособие составляет от 50 % до 70 % средненедельной заработной платы, которую безработный получал на своей последней работе). Исследования, проведенные во второй половине 1990-х гг., показывают, что увеличение пособия по безработице ведет к удлинению ее срока. В частности, рост пособия на 10 п.п., как правило, увеличивает срок нахождения человека в статусе безработного на 1-1,5 недели, т.е. этот фактор демотивирует активный поиск работы [7, с. 45].
Большинство
экономистов полагает, что проблема
безработицы и других диспропорций
на рынке труда может быть смягчена
только с помощью комбинации различных
средств: стимулирования экономического
роста, сокращения рабочей недели, создания
эффективной системы
Государство на законодательном уровне способствует преодолению негативных последствий глобализации, связанных, прежде всего, с высвобождением работников вследствие расширения импорта, перевода предприятий за рубеж. На это направлены, в частности, федеральные законы и соответствующие программ. Эти программы, управляемые министерством труда, предполагают целый набор мер, включая материальную помощь, переподготовку и содействие занятости работников, потерявших работу в результате международной конкуренции. Дополнительная помощь предоставляется в соответствии с новым Законом об инвестициях в рабочую силу.
Можно
констатировать, что к началу XXI в.
США сформировалась чрезвычайно
мобильная и хорошо подготовленная
рабочая сила, уровень производительности
труда которой самый высокий
в мире. Численность экономически
активного населения в США
в 2006 г. составила 152,4 млн. человек, 145,6 млн.
трудились. Динамика показателей занятости
свидетельствует о весьма высоких
темпах ее роста в 90-х гг. За это
десятилетие в стране создано
более 21 млн. рабочих мест [8, с. 42]. Самый
низкий уровень безработицы за последние
25 лет – 4,0 % (5,5 млн. человек) – был
отмечен в 2000 г. В 2003 г. в результате
циклического спада ее уровень возрос
до 6,0 %, но к 2007 г. вновь уменьшился до
4,6 % (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Характеристика рынка труда США
Показатели | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Численность
занятого населения
млн. человек |
135,2 |
135,1 |
136,5 |
137,7 |
139,3 |
141,7 |
144,4 |
146,0 |
145,4 |
Уровень
безработицы
(в % к экономически активному населению) |
4,0 |
4,8 |
5,8 |
6,0 |
5,5 |
5,1 |
4,6 |
4,6 |
5,8 |
Источник: таблица составлена основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь [8, с. 576-577]